Издержки на транспортировку включают все составляющие
затрат на элементарные логистические операции, из которых она состоит,
причем подавляющая часть этих затрат, как правило, приходится
непосредственно на процесс перевозки.
К переменным относятся затраты на:
• топливо, смазочные материалы, электроэнергию, движенческие операции;
• техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая
запасные части и материалы);
• заработную плату водителей (персонала, непосредственно выолняющего
перевозку);
• амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега
(моторесурса), и др.
К постоянным затратам обычно относят:
• затраты на содержание производственно-технической базы и
инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);
• расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;
• накладные и прочие расходы.
Жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и для
каждого вида транспорта имеется специфика их определения. Существенные
особенности имеются в количестве и способах оценки затрат в
международных перевозках (смешанных, комбинированных, интермодальных и
др.). Например, логистические составляющие издержек на международную
транспортировку грузов включают расходы на:
• подготовку продукции к отгрузке (проверка качества, количества,
маркировки, упаковки и т.п.);
• погрузку-разгрузку внутри страны;
• хранение в пунктах перевалки грузов, терминалах, складах временного
хранения и т.д.;
• перевозку грузов до погранпереходов, портов или до транспортных
средств, следующих за границу;
• погрузку на транспортное средство (автомобиль, судно, вагон), в том
числе в пункте перехода границы;
• перевозку международным транспортом;
• оплату за страхование и таможенное декларирование;
• выгрузку груза в пункте назначения;
• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов;
• оплату по доставке груза на склад грузополучателя и др.
Наличие той или иной конкретной совокупности затрат будет зависеть от
базисных условий поставки, установленных договором купли-продажи.
Транспортная составляющая в цене товара при импорте-экспорте в мировой
практике обычно определяется на условиях франко-граница страны продавца
или покупателя.
Отдельные логистические издержки в транспортировке могут быть
сгруппированы или дифференцированы по определенному звену ЛС в цепи
поставок. Например, если таким звеном является таможня, то для нее
могут быть выделены такие составляющие затрат, как:
• таможенная пошлина;
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• сборы за выдачу лицензий таможенными органами;
• сборы за выдачу квалификационного аттестата;
• сборы за таможенное оформление груза;
• таможенные сборы за хранение товара;
• таможенные сборы за таможенное сопровождение товара;
• плата за информационные и консалтинговые услуги, и другие статьи.
Транспортные издержки являются базой для определения тарифов на услуги
логистических посредников: транспортных и транс-портно-экспедиционных
(стивидорных) фирм, операторов мульти-модальной перевозки, агентов,
брокеров и др.
Система транспортных тарифов, по которым осуществляются расчеты между
грузоотправителями, грузополучателями и транспорт-но-логистическими
посредниками, зависит от вида транспорта и способа перевозки. Уровень
тарифов определяется из условия возмещения затрат на транспортировку и
получения планируемой (нормативной) прибыли.
Расчеты в международных перевозках между грузовладельцами и
транспортными организациями железнодорожного и морского транспорта
ведутся по действующим фрахтовым и тарифным ставкам на основе договоров
или по договорным ценам на базе коносаментов.
В зарубежных странах используются свои системы тарифов для различных
видов транспорта или общие (например, в странах ЕС), в основу
построения которых заложена, как правило, дифференциация в зависимости
от расстояния перевозки, вида (рода) груза, объема отправки. Большое
значение для логистического менеджмента имеет соответствие грузовой
отправки транзитной (минимальной) норме, так как в этом случае
транспортный тариф значительно меньше. Особенно актуально это для
железнодорожного и автомобильного транспорта.
|