ВВЕДЕНИЕ
Вы купили автомобиль на предприятие
для хозяйственной деятельности и решили нанять водителя. Поздравляем Вас
с Вашим решением и сочувствуем по поводу предстоящей большой работы.
Профессия водителя является наиболее востребованной в настоящее время,
сотни вакансий, тысячи предложений, как же выбрать из этой армии
кандидатов одного единственного и неповторимого, что бы и работал как
«вол», и мало просил, и не хулиганил.
Хорошие водители – это лицо компании
перед Клиентами. Он практически ежедневно общается с ними,
следовательно, если он вежлив доброжелателен, доволен собственной
работой, то и клиент заражается его жизнелюбием и готов простить мелкие
огрехи в работе и охотно пойдет на мирное урегулирование любого
конфликта. При этом трудно подсчитать, сколько нервных клеток логистов и
руководителей предприятий экономится на отсутствии необходимости поиска
стороннего транспорта, проведению переговоров с его руководством,
преодолению взаимных претензий и расчетов при нарушении условий
договора, а также бесконечное невнятное оправдание перед Клиентами
Компании за просроченную доставку, нарушение товарного вида, а также
хамство сторонних водителей.
Ну что же с появлением такого
«золотого» в прямом и переносном смысле слова работника, Вы просто
обязаны организовать транспортную службу у себя на предприятии.
Итак, все по порядку.
КАК ЕГО НАЗЫВАТЬ?
«Шеф», «водила», «шофер»,
«водитель-экспедитор» или «Петрович» так кто же он? Согласно квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее -
ЕКСД) его должность определяется как «водитель автомобиля» 4,5,6 или 7
тарифного разряда и никак больше, а вот если вы ему с его согласия
придадите еще и функции «слесарь по ремонту автомобилей 4,5 и 6 т.р.»,
«экспедитора по сопровождению груза», «грузчика», «кассира», «сметчика»,
«товароведа» и т.д., то не забудьте и доплатить ему за все это согласно
вашего же приказа.
ЗАЧЕМ ТАРИФНЫЙ
РАЗРЯД НУЖЕН ВООБЩЕ?
· Во-первых, конечно же, по
действующему трудовому законодательству, охране труда и безопасность
дородного движения. Если для Вас этот «постулат» пока слабый аргумент,
то после встречи с инспектором трудовой инспекции или прокурором, вы
свое мнение поменяете уж точно, а также заплатите небольшой штраф как
руководитель организации за несоблюдение действующего законодательства.
В ст. 57
Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е.
обязательных условий трудового договора, заключаемого между
работодателем и работником, является наименование должности,
специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со
штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в
соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным
должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот
либо наличие ограничений, то наименование этих должностей,
специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны
соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
· Во-вторых, для последующей
мотивации персонала и оплаты его труда. Чем выше разряд, тем выше
квалификация и соответствующая доплата, а перевод на нижестоящий разряд,
тоже своего рода «Ваша оценка его неоценимого вклада и признания личных
заслуг работника».
КАКОЙ ПРИСВОИТЬ ЕМУ
РАЗРЯД И КАК?
Тут тоже все определено. Открываем
ЕКСД, смотрим и выбираем наиболее подходящий вариант в зависимости от
характеристик и назначения вашего транспортного средства:
4-й разряд
Управление
легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами)
всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов - по суммарной
грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7
метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой
автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой
рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием
специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом,
смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического
состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и
постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача
автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой,
размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших
во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки
механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка
оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров,
продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых
документов.
5-й разряд
Характеристика работ.
Управление грузовыми автомобилями
(автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн
(автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа),
автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление
автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми
сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах.
Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных
неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки
механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при
отсутствии технической помощи.
6-й разряд
Характеристика работ.
Управление пожарными автомобилями и
автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями
(автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов -
по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами
габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.
-
7-й разряд.
При управлении
автобусами габаритной длиной свыше 15 метров
Примечание.
На один разряд выше
тарифицируются водители автомобилей в случаях:
- работы на 2-3
видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
- выполнения
всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию
управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации,
учреждении специализированной службы технического обслуживания
автомобилей.
Присвоение разряда проводится
Приказом по предприятию, квалификационной комиссией с внесением данных в
личную карточку водителя. См.также: Профотбор водителей.
КАК «НАВЕСИТЬ» НА
ВОДИТЕЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ?
Все очень просто. Составляем
бизнес-процесс, определяем действующих лиц, их загруженность и
определяем им должностные обязанности. Если требуется совмещение
обязанностей, то:
-
издаем приказ о введении данной
штатной единицы на предприятии;
-
пишет должностную и производственную
инструкции;
-
за два месяца до введения должности
составляем новый трудовой договор и подписываем его вместе работником
или ищем другого, если прежний отказался подписывать этот.
-
переводим работника на должность с
закреплением функций совмещения и оплаты за нее.
ЧТО МОЖНО СОВМЕЩАТЬ
ВМЕСТЕ С ВОЖДЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ:
1. Ремонт и техническое обслуживание
автомобиля с присвоением квалификации «слесарь по ремонту автомобиля
4,5,6 тр.» после дообучения.
2. Прием, передача грузов,
материальную ответственность за сохранность груза с квалификацией «Экспедитор по перевозке грузов».
К великому сожалению, в большинстве
организаций «рабочему» (а водитель – это «рабочая профессия»)
присваивают функции «специалиста». Разница между «экспедитором» и
«экспедитор по перевозке грузов» в том, что один должен иметь высшее
образование, знать экономику, право, технологии на уровне руководителя
предприятия, другой всего лишь должен уметь читать накладные и считать
количество мест в кузове машины. Будем стремиться быть грамотными
руководителями, не так ли?
3. Разгрузка и погрузка грузов – «грузчик» или «стропальщик», «такелажник». Особенно на это
обращает «охрана труда». Нет удостоверения – не лезь под груз!!!
4. Управление автокраном или
автовышкой, бурильной установкой, генератором, компрессором и т.д. – «Машинист крана (крановщик)» или
машинист автовышки, бурильной машины, компрессора и т.д. Здесь, главным
контролером помимо инспектора по охране труда выступает еще и
«РосТехНадзор». Нет удостоверения и квалификации, пломбу на рычаги или
кабину и в кассу – платить штраф!!!
5. Доставка экспедиции, писем и т.д. –
«курьер».
6. И т.д. товаровед, транспортный экспедитор, агент по закупкам, агент по снабжению, экспедитор, аккумуляторщик, водитель погрузчика, водитель электро- и автотележки, кладовщик, контролер технического состояния
автомототранспортных средств, приемщик товаров, подсобный рабочий, транспортировщик, тракторист.
КАК ЕГО ПРИНЯТЬ НА
РАБОТУ И СКОЛЬКО ЕМУ ПЛАТИТЬ?
При приеме на работу у водителя
помимо общепринятых документов (трудовая книжка, страховое, пенсионное,
паспорт) должно быть:
-
· действующее (не просроченное, не
лишенное по суду) удостоверение на право вождения автомобиля
соответствующей категории (В,С,Д,Е), которое в обязательном порядке надо
«пробить» через ГИБДД (а вдруг он лишен права на управление о чем может
быть и сам не знает или молчит);
-
· действующая медицинская справка на
право управление транспортным средством соответствующей категории
(А,В,С,Д,Е);
-
· отсутствие задолжности по штрафам
за нарушения ПДД в ГИБДД (при спорной ситуации – он может быть наказан
по высшей планке, вплоть до лишения права на управление, и тогда Вы сами
поедете за машиной с грузом за тридевять земель);
-
· его дисциплинарная практика по
соблюдению ПДД, о чем можно узнать на сервисе ГИБДД на сайте госуслуг;
-
· наличие действующих удостоверений
на право перевозки опасных, групногабаритных грузов;
-
· наличие сертификата на право
управления транспортным средством определенной марки от официального
дилера (производителя) транспорта (типа МЕРСЕДЕС, МАН, ВОЛЬВО и т.д.).
Вопрос об его оплате решается
индивидуально, исходя из средней по рынку труда в регионе и Ваших
амбиций, а также установок собственника. Стоит только помнить, что самое
плохое для эксплуатации транспорта это «чехорда» и «текучка» с
водителями машин. Один пришел, угробил машину – уволился, другой пришел
сел на этот «гроб», машина ломается, зарплаты нет – тоже уволился. И так
до бесконечности. На зарплате водителям сэкономить не возможно!!! Все
это «вылезет» шилом в другом месте. В помощь вам см. график оплат основным специальностям по
региону. Кстати он интерактивный и изменяется в зависимости от
предложений на самарском рынке труда, можно настроить и на другой регион
или страну в целом.
Хочешь не парится, плати чуть больше и
вовремя индексируй зарплату.
КАК ЕГО ДОПУСТИТЬ К
РАБОТЕ?
После принятия водителя на работу,
ввод его в должность, как правило, проходит по утвержденному директором
«Плану», который представляет непосредственный руководитель водителя, а
контролирует их отдел персонала предприятия. В нем, отражены все
мероприятия, для того что бы вновь принятого работника качественно и
быстро оформить на работу, ознакомить с его обязанностями и в кратчайший
срок подготовить к самостоятельной деятельности. Помимо общепринятых
мероприятий по тродоустройству с ним необходимо провести:
-
· инструктаж по безопасности
дорожного движения с его росписью в журнале «Учет инструктажей по
безопасности дорожного движения» согласно Положения о проведении инструктажей по БДД с
водителями, Типовые инструкции для водительского
состава по БДД;
-
· ознакомить его с инструкциями: должностные, по браку, БДД ,охране
труда, сдачи под охрану склада и транспорта, планированию и использованию транспорта , перевозки грузов, приему Товара (грузов) на ТСК от водителей ТК при возврате из
сбытовой сети, содержание и проведению ТО автопогрузчика и т.д.
-
· принять зачет по знанию данных
инструкций с оформлением акта;
-
· завести на него личную карточку водителя и медкнижку,санпаспорт;
-
· заполнить анкеты предприятия;
-
· закрепить его приказом за
водителем-инструктором согласно Положение о повышении мастерства водителей
(стажировка);
-
· составить план проведения
стажировки в течение 2-4 смен;
-
· провести комиссионное заседание по
допуску к самостоятельной работе с составление протокола после
стажировки;
-
· выдать ему специальную одежду
согласно «Норм положенности
выдачи специальной одежды для работников логистики (СИЗ)» и средства
индивидуальной защиты (при необходимости) согласно его должности и
смежным профессиям (вот вам еще одна причина «совмещение» для списания
спецодежды);
-
· закрепить приказом за ним
автомобиль (автопогрузчик);
-
· вручить ему его автомобиль
(автопогрузчик) с составлением акта приема (передачи) транспортного средства
работнику;
-
· внести учетные данные в базу
данных информационных средств;
-
· довести до него приказы по
транспорту, об автошинах, топливных картах, АКБ автотранспорта и автопогрузчиков, ГСМ автотранспорта и автопогрузчиков, закреплении транспорта за персоналом,организации безопасности движения, ТО автотранспорта и автопогрузчиков на предприятии,
нормы расходования ГСМ и сроки службы автошин, АКБ, инвентаря и т.д.;
-
· внести данные водителя в «список
военнослужащих запаса подлежащих воинскому учету на предприятии»;
-
· составить расписания занятий по
БДД или заключить договор на их переобучение по 20-ти часовой ежегодной
программе. Программа ежегодных занятий с
водителями (20 ч.), Стажировка водителей автобусов,
СТАВИМ ЕГО В СМЕНУ
При планировании работы водителя
стоит помнить, что:
-
· рабочий день водителя не может
превышать 8 часов за рулем при 5 дневном рабочем дне, 7 часов при 6
дневном рабочем дне, 10 часов при работе в смену, с обязательным
предоставлением выходного дня после нее с 24 отдыхом.
-
· обед должен быть не менее 1 часа,
перерывы через каждые 2 часа управления автомобилем в течении 15-30
минут.
Заметим, если переработка произошла и
учтена, то компромисса здесь не допустимо. При этом если Вы будете
уличены в этом, то водитель заплатит штраф от 500 -1000 руб., а
руководитель до 50 000 руб. Очень хочется остудить горячие головы,
которые говорят, что все это «ерунда». При несчастном случае на
транспорте, а их у нас в РФ более 300 тыс. в год, с 13 тыс. погибшими –
«формулировка не предоставлен (не проконтролирован) отдых в полной мере»
– вас ставит ответственным за трагедию с соответствующими последствиями
(суд, тюрьма, касса, кладбище, больница и т.д.). Таков закон.
Законодатель возложил ответственность на работодателя при любых
условиях, а с 1.01.2013 г. «тахографы» на всей технике не дадут Вам это
нарушить в масштабе страны. См. также: Режим труда и отдыха водителей ТС.
ИЗ ЧЕГО ЖЕ СОСТОИТ
РАБОЧИЙ ДЕНЬ ВОДИТЕЛЯ ИЛИ ВЫПУСКАЕМ ЕГО НА ЛИНИЮ
Рабочий день водителя, как и любого
работника имеет ряд особенностей, а именно.
Подготовительная часть включает:
прием автомобиля из под охраны, его ежедневный осмотр и обслуживание,
прохождение предрейсового медицинского осмотра и не может превышать 18
минут ежедневного рабочего времени.
Начало работы водителя определяется,
предоставлением автомобиля механику на осмотр перед выездом на линию.
Основная часть – управление
автомобилем на линии, получение, передача груза, простои и т.д.
Окончанием работы водителя на
линии считается прибытие его в парк (гараж) для стоянки.
Заключительная часть включает:
ежедневное техническое обслуживание, сдача автомобиля дежурному
механику или под охрану, прохождение послерейсового медицинского
осмотра, оформление и сдача путевой документации.
При этом стоит заметить, что за все
нарушения закона следует наказания в виде штрафов от 100 руб. до 500 000
руб. и на водителей, и на должностных лиц и на организацию. См. Штрафы ГИБДД., а также
приостановление деятельности как самих должностных лиц и водителя, а
также всего транспорта организации и отзыв у нее лицензии на перевозки.
Каково? А это пахнет и разорением.
КАК ОТПУСКАЕМ ЕГО В
ОТПУСК
Очень важной составляющей, особенно
при планировании численности персонала гаража стоит помнить, что в
соответствии с законом помимо
28 обязательных дней отпуска как
и всем работникам, водителям грузовых автомобилей массой более 3,5
тонны и водителям автобусов дополнительно должны представляться еще
16 дней дополнительного оплачиваемого
обязательного отпуска. За этим строго следит трудовая инспекция.
Следовательно, из 365 дней, 168 водитель будет отсутствовать (111 –
праздники, выходные, 44 –отпуска, 13 дней на вызовы в суды, военкоматы,
больничные, прогулы). Следовательно, при необходимости загрузки 100%
транспорта в течение года должно быть на 5 - 25 % водительского состава
больше от количества автомобилей при односменной обычной работе, а при
3-х сменном режиме круглосуточной работы и по 4 водителя на автомобиль.
КАК ОПЛАЧИВАЕМ ЕГО
РАБОТУ ИЛИ МОТИВАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
1. Оплата работы водителя, как
правило, устанавливается как почасовая и премиальная. Т.е. за
отработанные часы и выполненные качественно задания методом обычных
тарифов и процентных или фиксированных надбавок. Все это отражается в
положении по оплате работников транспорта предприятия. Не стоит
забывать и о компенсации за особые условия труда (вредность и опасность
перевозимых грузов), а также работу в командировках, ночью, в праздники и
выходные и совмещение и замещение т.д. При разработке положения о
премировании для водителей стоит не забывать ее цели: «Стимулировать
соблюдение Регламентов и приказов по транспорту, а также качественно и
бережно относится к своим «рабочим лошадкам» и «ковать» прибыль для
организации». В нем как правило отражается:
1. Подтверждение квалификационных
требований водителя Присвоение классности водителю ТС.
2. Начисление надбавок и компенсаций
за экономию топлива, межремонтного ресурса, срока эксплуатации автошин,
АКБ, бережное отношение к транспорту, выслуга лет на данном предприятии и
т.д.
3. Учреждение звания «лучший водитель
смены, автоколонны, предприятия».
4. Вручение нового автомобиля.
5. А также всеобщее признание
«огромного вклада» водителя в общий успех организации, что выразится в
обязательном поощрении на «День работника автомобильной промышленности»
«особо ценным подарком» раз в году в октябре;
6. Пользование «благами» организации в
рамках трудового соглашения, как то базы отдыха, баня, спортзал,
транспорт и т.д.;
7. Представление положительных
рекомендаций при переходе на другую работу и т.д.
См. также: Положение (регламент) по оплате работников транспорта
организации
Удержание с работников проводится по представлению Руководителя
предприятия (подразделения) Генеральному директору служебной записки по
результатам разбирательства в соответствии с Договором о материальной
ответственности заключенного с работником, утвержденных норм расхода ГСМ
и расходных материалов, расчетно-сметной документации по восстановлению
и ремонту транспорта и с доведением до работника приказа по
предприятию: