ГОСТ не распространяется на маркировку тары с опасными,
скоропортящимися и требующими особых гигиенических или карантинных
условий грузами, а также на маркировку, носящую рекламный характер.
Маркировка должна содержать отличительный текст и при необходимости
предупредительные знаки. Отличительный текст состоит из основных и
дополнительных надписей. Основные надписи — это наименование получателя
и место назначения.
К дополнительным надписям относятся:
-
масса грузового места-брутто и нетто в килограммах, размер грузового
места - длинна,
-
ширина и высота, если они превышают 1м;
-
наименование отправителя;
-
место отправления;
-
порядковый номер каждого грузового места и количество грузовых мест—
через дробь;
-
знаки отправителя — условные обозначения упакованной продукции в
числителе дроби перед порядковым номером.
Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с
грузом а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно не
брать»; в) — «верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»; д) — «место
строповки»; е) — «боится сырости»; ж) — «центр тяжести»; з) —
«герметичная тара»; и) — «боится излучения».
Если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать
на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО,
СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и
другие специальные инструкции подобного рода. В случае необходимости
следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов
ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других
маркировок;
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАРКИРОВКИ ГРУЗОВ (выдержки)
При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны
быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При
этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии
наносят:
-
в числителе — общее количество пакетов в партии;
-
в знаменателе — количество грузовых мест в пакете, в скобках
порядковый номер пакета, например: 3/50 (2).
Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку
непосредственно на изделие.
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое
грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На
бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах;
на мешках — на одной из сторон.
Знак № 9 наносят непосредственно на тару с
двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить
знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.
Знак № 12 наносят на соседние боковую и
торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра
тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом
подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней
сторонах упаковки.
Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим
способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием,
выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными
машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить
наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и
непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер
места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до
получателя.
Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами,
проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность
груза и маркировки.
Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой,
при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой,
солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и
низких температур.
Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых
поверхностях и , светлого на темных.
Знак № 1 допускается выполнять красного
цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.
Знак № 6
выполняют голубым цветом на светлом
фоне.
Знак № 13 выполняют красным цветом.
Допускается на знаке № 3 не указывать
символ дождевых капель.
Допускается наносить Манипуляционные знаки с просветами.
Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена
в стандартах или других нормативных документах на продукцию.
Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные
надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным
транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и
контейнеров, загружаемых мелкими отправками.
Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков
указаны в таблице 1.
Номер ярлыка
|
Размер ярлыка (пред. откл. + 10 мм)
|
Размер грузового места (груза)
|
Длина или ширина
|
Высота
|
1
|
52 х 74
|
До 1000 включ.
|
До 190 включ.
|
2
|
74 х 105
|
1000
|
Св.190
|
3
|
105 х 148
|
Св.1000
|
-
|
4
|
148 х 210
|
1500
|
-
|
Примечание - Рекомендуется применять ярлыки размерами 37 х 52 мм,
26 х 37 мм, если размеры грузового места не позволяют применять размеры
ярлыков, указанные в таблице 1, при этом размеры манипуляционных знаков
выбирают произвольно при условии соблюдения изображения знака.
|
Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке
нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и
манипуляционных знаков.
На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на
расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.
Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3,
6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм.
Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении
надписей непосредственно на тару.
Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей
транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:
-
30 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
-
50 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м
включ.;
-
100 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных
надписей, наносимых непосредственно на тару:
-
10 мм — при длине или ширине грузового места до 0,5 м включ.;
-
15 мм — при длине или ширине грузового места свыше 0,5 до 1,5 м
включ.;
-
30 мм — при длине или ширине грузового места свыше 1,5 м.
При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно
на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2
градации.
Основные надписи:
-
номер контракта и (или) номер заказа иностранного покупателя;
-
номер заказа-наряда;
-
номер грузового места — указывается дробью: в числителе — порядковый
номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии;
-
полное наименование или условное обозначение иностранного
грузополучателя;
-
наименование пункта назначения с указанием станции или порта
перегрузки;
-
страна назначения груза;
-
станция и дорога назначения груза;
-
товарные знаки и марки грузоотправителя.
Дополнительные надписи:
-
наименование экспортирующей организации — полное или условное;
-
пункт отправления груза;
-
станция и дорога отправления.
Информационные надписи:
-
габаритные размеры грузового места в сантиметрах;
-
массы нетто и брутто в килограммах;
-
объем грузового места в кубических метрах;
Содержание маркировки, характеризующей тару:
-
товарный знак (или) наименование предприятия-изготовителя;
-
номер тары по нормативному документу;
обозначение нормативного документа.
На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».
Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее
изготовитель.
Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в
которые упакованы мешки.
Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.
Маркировку, характеризующую тару, наносят:
на ящики — в левом верхнем углу торцовой стенки, свободной от
маркировки, характеризующей груз;
-
на ящиках с обечайкой — на боковой стенке ящика;
-
на бочках и барабанах — на одном из днищ, свободном от маркировки,
характеризующей груз; допускается наносить маркировку на корпусе;
на баллонах — на дне.
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары
устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.
Способы нанесения маркировки
тары:
-
деревянной — окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;
-
картонной — типографским способом, штемпелеванием;
-
металлической — окраской по трафарету, выдавливанием;
-
пластмассовой — маркировка выполняется на пресс-форме.
Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными
маркировочными машинами.
http://www.blgroup.ru