Развитие торговых сетей в Украине, на фоне роста объемов потребления в
2005-2006 годах, привело к резкому увеличению объемов физического
перемещения товаров. Перед дистрибуцией ставятся две основные задачи: -
приемлемый уровень совокупных издержек,- поддержание
принятого уровня удовлетворения спроса на товар.
Обеспечить готовность товара к продажам можно при помощи
реализации следующих технологий пополнения запасов:-
прогноз спроса и своевременная поставка,- быстрая поставка
при выявлении спроса,- создание резервных запасов,
покрывающих всплески спроса и задержки времени поставки.
Алгоритм выбора из этих технологий прост: наибольший эффект
дает опора на прогноз, однако хороший прогноз спроса – это скорее
исключение чем правило. Если первая технология не удовлетворительно
действует, то ее можно улучшить при помощи организации системы гибких
поставок, одним из ключевых параметров которого являются стабильные и
быстрые по срокам процессы физического перемещения товара.
Как правило, гибкие поставки имеют большие транспортные и
транзакционные издержки. Они применимы для инновативных или дорогих
товаров, но неэффективны для функциональных товаров, которые очень
чувствительны к транспортным затратам. Кроме того, остается проблема
сроков поставки. В результате большинство компаний стыкается со
следующей ситуацией: прогноз не отражает реальный спрос, длительный срок
поставки не позволяет оперативно пополнить запас для предотвращения
дефицита и приходится создавать страховые запасы, нестабильное время на
пополнение приводит к задержкам поставки и вынуждают
компанию создавать дополнительные резервные запасы.
При качественном прогнозе спроса и времени поставки есть
возможность рассчитать оптимальные условия для перемещения товара.
Применив известную формулу для определения
оптимальной партии поставки можем достичь наименьших
затрат связанных с управлением, физическим перемещение и хранением
товара:
Q = корень^ ( 2 * D * ( T + S + Z )______
) ,
C * ( k% + p%) + H
где основными факторами, влияющими на величину поставки
являются: потребность в товаре, затраты на замораживание капитала в
запасе и транспортные затраты на доставку партии товара. В условиях,
когда минимизированы неопределенности, легко найти паритет
между издержками на транспортировку и издержками владения товаром.
Практика работы с железнодорожными перевозками показывает,
что нельзя быть уверенным в декларируемых сроках доставки. К примеру:
доставка вагона сырья из Одессы на фабрику в Сумской области ожидается
через 5 суток. Фабрика потребляет 4 вагона сырья в месяц, имеет
стабильную производственную программу и рассчитывает минимизировать свои
издержки при помощи следующих приемов: транспортировка 1 тонны груза
ж-д. транспортом примерно в два раза меньше, чем автомобильным, поставки
должны прибывать с интервалом в 8 дней в размере 60 тонн. Такой график
поставки позволяет ограничить мощности склада 60 тоннами, и поддерживать
средний складской запас в 30 тонн. Издержки на эту деятельность следует
ожидать следующие:
ТС = D/Q * ( T + S + Z) + Q/2 * (C * ( k% + p%) + H)
В
действительности доставка не всегда соответствует
ожидаемому сроку, и колеблется и интервале от 3-х до 8
дней.
В
случае досрочной поставки требуется дополнительные складские площади,
которые приходится арендовать. Для компании эти затраты составляют 600
грн/ тонна, а годовые издержи на аренду дополнительных складских
площадей составляет 36000 грн., или 25% от затрат
на транспортировку. Компания не заинтересована в
досрочной доставке.
В
случае задержки поставки приходится создавать дополнительные запасы для
обеспечения бесперебойной работы производства. Размер страхового запаса
на опоздание поставки рассчитывается по формуле:
Rz
= ω
* σL
* dal,
В условиях приведенного примера величина
страхового запаса на случай опоздания доставки
составляет:
Rz
= 2,05 * 1,5 * 7,5
= 23 тонны, что приводит к дополнительным
издержкам по двум статьям:
-
аренда площадей под хранение резервов = 13800 грн,
-
замораживание средств в страховых запасах = 32300 грн.,
что в сумме составляет 32% затрат на транспортировку.
В
итоге, из за нестабильного срока доставки, компания дополнительно
расходует ~82100 грн. в год.
Кроме
этого следует учесть следующее: альтернативный вариант доставки
автотранспортом приведет к росту затрат на транспортировку на
140000 в год, но позволит сократить замораживание средств в цикличных
запасах на 28000 грн. в год и в транзитных запасах на 22100 грн. в год.
В результате, анализируя совокупные затраты на два альтернативных
варианта поставки, получаем разность в 7800 грн в пользу железнодорожных
перевозок. Однако эта разница всего 2,4 % от годовых совокупных затрат,
и реального преимущества от доставки сырья железнодорожным
транспортом не получаем.
В описанном примере можно ожидать отказа от услуг железной дороги,
либо после реорганизации процесса разгрузки автотранспортных сцепок на
складе компании, либо персонал сочтет свои затраты времени и нервов не
оправданными этим сравнительно небольшим финансовым выигрышем.
Источник: http://www.ukrlogist.com/
|