Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Воскресенье, 22.12.2024, 13:40

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » Транспорт. Экспедирование

    За груз отвечает водитель?

    Уверен – значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи.

    Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования…

    В эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило управление транпортным средством в процессе перемещения из пункта А в пункт Б. Рядом с ним в кабине находился его коллега – экспедитор. В его обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не торопился и каждый занимался своим делом.

    Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение, не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность без распаллетизации – невозможно. Время приема – сдачи груза – ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм по имени «водитель – экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза грузополучателю.

    Но по крайней мере водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе происходил «логистический контакт» - в смысле, водитель общался с грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема. Водителя на склад – могут и не пустить. Машину после погрузки – пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы изготовить клише – вопрос одного дня).

    В общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки – выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции – изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу динозавра компания может и не разделит, (компании не столько вымирают, сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не принимает – точно отправится «тропой динозавра».

     

    Предлагаю более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить «логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном (водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию.

     

     

    Прием – сдача груза.

    Прием по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной – зачастую нереально:

    - требует очень большого времени;

    - усложняет формирование грузовых единиц;

    - требует от водителя знания товарной номенклатуры, включая особенности типа применяемой размерности (килограммы или центнеры? штуки или ящики?);

    - не решает проблему «внутритарной недостачи»;

    Конечно, перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме будет недостача – пожмет плечами…

    Другое дело – организовать прием – передачу груза по количеству должным образом упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу – грузоотправитель обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных мест.

    При этом – грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки груза, и передать эти правила грузополучателю.

     

     Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля.

    Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно (могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля – мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке. Правда, заслуга не только работников склада - водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.).

    Кстати, «система качества» - не так сложно. Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки.

    Для надежного закрепления груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от простых стропальных ремней до специальных ударопоглащающих упаковочных материалов, в том числе – и воздушных мешков.

    Естественно, мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит? Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях?

    Если грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля действий водителя – можно применить специальные индикаторные пломбы, которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки, превышающие заданное значение.

     

    Пломбирование автомашины.

    Номерные пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова автомобиля на наличие «потайных дверок». На мой взгляд, проблема «потайных дверей», особенно легендарных люков в полу преувеличена – ну как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный паллет груза? Да и не станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов – считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным пломбирующим тросом на старых тентах.

    С моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно, задача - устранить возможность несанкционированного доступа к грузу) обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в качественном пломбировании.

     

    В заключение.

    Считаю, что процесс приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транпортных) единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой – несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать грузоотправитель.

    Пренебрежение этими действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях, не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии всех указанных в накладной товаров – скорее служит маскировкой беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя.



    Источник:  http://www.ukrlogist.com/
    Категория: Транспорт. Экспедирование | Добавил: Greencar (30.08.2012)
    Просмотров: 1882
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов