Уверен
– значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же
время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и
прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи.
Я
хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального
довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз».
Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на
оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь
широкого трактования…
В
эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило
управление транпортным средством в процессе перемещения из пункта А в
пункт Б. Рядом с ним в кабине находился его коллега – экспедитор. В его
обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача
грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не
торопился и каждый занимался своим делом.
Времена
меняются и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного
ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался
сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение,
не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза
согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность
без распаллетизации – невозможно. Время приема – сдачи груза –
ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм
по имени «водитель – экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме
груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза
грузополучателю.
Но
по крайней мере водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе
происходил «логистический контакт» - в смысле, водитель общался с
грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на
котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в
склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема.
Водителя на склад – могут и не пустить. Машину после погрузки –
пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы
изготовить клише – вопрос одного дня).
В
общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки –
выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции –
изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на
приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу
динозавра компания может и не разделит, (компании не столько вымирают,
сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не
принимает – точно отправится «тропой динозавра».
Предлагаю
более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить
«логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном
(водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за
погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза
пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию.
Прием
– сдача груза.
Прием
по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной –
зачастую нереально:
-
требует очень большого времени;
-
усложняет формирование грузовых единиц;
-
требует от водителя знания товарной номенклатуры, включая особенности
типа применяемой размерности (килограммы или центнеры? штуки или
ящики?);
-
не решает проблему «внутритарной недостачи»;
Конечно,
перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет
заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме
будет недостача – пожмет плечами…
Другое дело
– организовать прием – передачу груза по количеству должным образом
упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя
сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю
указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с
ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу – грузоотправитель
обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных
мест.
При
этом – грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки
груза, и передать эти правила грузополучателю.
Размещение и закрепление грузов в
кузове автомобиля.
Либо
водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление
грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения
при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система
качества», предусматривающая, что груз будет размещен и закреплен в
кузове максимально надежно (могу похвастаться – однажды загруженная
моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел
крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема
автомобиля – мы обнаружили, что повреждения продукции практически
отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в
стретч-пленке. Правда, заслуга не только работников склада - водитель
принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и
выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.).
Кстати,
«система качества» - не так сложно. Назначение ответственного за
погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных
инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати,
рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления
грузов в кузове автомобильного транспортного средства». Кто получал
грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических
операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза
при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в
большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала,
нарушившего технологию погрузки.
Для надежного закрепления
груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от
простых стропальных ремней до специальных ударопоглащающих упаковочных
материалов, в том числе – и воздушных мешков.
Естественно,
мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности
перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые
выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит?
Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте
автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях?
Если
грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове
автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля
действий водителя – можно применить специальные индикаторные пломбы,
которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки,
превышающие заданное значение.
Пломбирование автомашины.
Номерные
пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор
огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со
стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова
автомобиля на наличие «потайных дверок». На мой взгляд, проблема
«потайных дверей», особенно легендарных люков в полу преувеличена – ну
как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный
паллет груза? Да и не
станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию
на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов –
считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным
пломбирующим тросом на старых тентах.
С
моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно,
задача - устранить возможность несанкционированного доступа к грузу)
обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников
пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в
качественном пломбировании.
В заключение.
Считаю, что процесс
приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транпортных)
единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по
составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой –
несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск
повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать
грузоотправитель.
Пренебрежение этими
действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или
недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей
ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача
груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях,
не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь
перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии
всех указанных в накладной товаров – скорее служит маскировкой
беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя.
Источник: http://www.ukrlogist.com/
|