Каким образом принимается решение о выдаче
почтовой лицензии той
или иной компании?
Компания - кандидат в лицензиаты почтовой связи -
представляет в Федеральную
службу по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор)
собственную уникальную
технологию, то есть подробнейшее описание того,
как письмо или посылка будут
следовать от отправителя к получателю.
Россвязьнадзор в свою очередь проверяет
соответствие предложенного метода существующим
Правилам оказания услуг почтовой
связи, которыми определено, как груз должен
обрабатываться, какую
ответственность несут отправитель и получатель, в
какие сроки осуществляется
доставка. После изучения всех технологических
цепочек Россвязьнадзор делает
заключение, выдавать лицензию или нет. Причем он
берет на себя определенную долю
ответственности, как государство перед
потребителем, за сохранность груза в
процессе перевозки и соблюдение всех норм закона в
случае его порчи или
утраты.
Существуют ли какие либо
пробелы в законодательстве, в частности,
в области регламентации доставки?
Существенных проблем нет, но есть некоторая
размытость понятийного аппарата.
Что такое экспресс-почта и экспресс-перевозка
точно нигде не записано. Не
закреплены понятия "письмо", "посылка", "груз".
То есть их определения
существуют, но отличить одно от другого очень
трудно и по силам не всем. Эта
неопределенность оборачивается не только большими
проблемами для контролирующих
органов, но и немалыми трудностями для клиента
при выборе компании-перевозчика.
И загвоздка здесь вот в чем: нормативная база,
условия заключения договора и
границы ответственности сторон сильно разнятся
для грузоперевозчиков,
экспедиторов и компаний, работающих по почтовым
лицензиям.
Но несмотря на все законодательные тонкости
ответственность за груз с момента
отправки и до получения его адресатом лежит на
плечах компании-перевозчика вне
зависимости от того, полетит этот груз, поедет
или поплывет. Хотя на каждом
участке пути действуют свои законы и
соответственно разные наказания за их
нарушения. Фактически же ответственность за
третьих лиц несем мы, не будучи даже
уверенными, возместят они нам ущерб или нет.
Чем почтовая доставка
отличается от грузоперевозки?
Почтой помимо грузов отправляют письма и
бандероли. Грузоперевозчик с этими
видами отправлений работать не имеет права. Среди
клиентов почты превалируют
физические лица, грузоперевозки же, как правило,
осуществляются между
юридическими лицами.
Более того, эти виды бизнеса и регулируются
разными законодательными актами.
Для государственной почты, например, таковыми
выступают законы "О связи" и "О
почте", а также Правила оказания почтовых услуг.
При почтовой доставке соблюдается правило:
передать посылку из рук в руки по
адресу, который указан на почтовой накладной. На
грузоперевозку это условие не
распространяется, поскольку доставка может быть
произведена только до аэропорта
или товарной станции, а транспортировка и вовсе
осуществляться между
терминалами.
Грузоперевозчик обычно имеет налаженные
маршруты, например,
Москва-Санкт-Петербург. А если груз требуется
доставить из Москвы через
Санкт-Петербург и Архангельск в какую-нибудь
деревню, обычно это уже за гранью
его возможностей. Нам же по силам и
мультимодальные перевозки: самолетом,
поездом, автотранспортом, на пароме, вплоть до
собачьих упряжек.
Соответственно и размеры, и виды ответственности
за сохранность груза также
различны. Согласно Правилам оказания услуг
почтовой связи, если груз поврежден,
его отправителю выплачивается компенсация, равная
стоимости грузоперевозки. В
случае утраты посылки выплачивается двойная
стоимость перевозки.
При грузоперевозке необходимо иметь
товарно-транспортную накладную (ТТН), в
которой указано, кто произвел товар, по какому
ГОСТу, какая у него стоимость и в
какой стране он произведен. Если груз не
российского происхождения, необходим
номер государственной таможенной декларации (ГТД)
и дата ввоза в страну.
Осуществляя почтовую доставку, мы даже не всегда
знаем, что везем. Товар
может быть произведен в третьей стране, а куплен в
соседнем магазине. Само
собой, без указания номера ГТД,
страны-производителя, технических характеристик,
ГОСТов и ТУ. В такой ситуации нам проще и дешевле
сдать отправление на почту.
Дело в том, что пересылка груза от одного
частного лица другому подпадает под
действие статьи "Тайна связи" закона "О связи",
согласно которому никто и никак,
кроме как по решению суда, не имеет права вскрыть
ваше отправление, за
исключением случаев, предусмотренных российским
законодательством. Допустим,
если из посылки что-то протекает, она имеет
неприятный запах или есть основания
полагать, что там запрещенный груз.
А если по почте
отправляется какая-либо партия
товара?
Мелкие оптовики, как и частные лица, покупают
товар не у прямого
дистрибьютора, а у посредников. Естественно, при
отправке в регионы им выгоднее
и проще оформить почтовую доставку, поскольку для
получения разрешения на
грузоперевозку им придется описывать в ТТН всю
цепочку купли-продажи товара. А
собрать все необходимые документы бывает
проблематично.
Тем не менее даже у наших постоянных клиентов мы
такие документы запрашиваем.
Но представляют их они лишь один раз. Это нужно
для соблюдения норм безопасности
и ускоренного прохождения грузов. Например, в
ходе проведения операции
"Антитеррор" в аэропортах досматривались абсолютно все грузы, и если у
сотрудников контроля возникали сомнения
относительно безопасности того или иного
груза, мы могли тут же представить необходимые
документы, которые эти сомнения
развеивали.
Кроме того, существуют так называемые опасные
грузы, для перевозки которых
требуются сертификаты. Например, литиевые батареи
сотовых телефонов, лак для
ногтей, любой баллончик под давлением и
практически вся бытовая химия относятся
к этой категории. Поэтому документы на такие
товары мы запрашиваем в
обязательном порядке.
Могут ли российские
компании составить конкуренцию мировым
глобальным операторам?
Конкурентоспособность зависит от того, что вы
хотите получить от компании,
занимающейся экспресс-доставкой. Очевидно, что
большинство иностранных компаний
уступает отечественным в понимании специфики
ведения бизнеса в России, особенно
если управление осуществляется из-за границы. А в
каждом регионе есть свои
правила и особенности. Строгие корпоративные
стандарты не позволяют иностранным
перевозчикам проявить необходимую для российского
рынка гибкость. Например,
крупные операторы имеют устоявшиеся схемы
перевозок и доставляют грузы только в
определенные города. Если же клиент просит
отправить груз в поселок, находящийся
в пяти километрах от этого города, то компании
остается либо отказаться от
контракта, либо прибегнуть к помощи других
операторов, в том числе и Почты
России.
И дело вовсе не в протяженности земель русских -
подобные схемы используются
во всем мире. Мы сами делали очень много тестовых
отправок за рубеж и выяснили,
что там это в порядке вещей. Так, сдав
отправление крупному оператору здесь,
остается только догадываться, кто будет
осуществлять доставку в других странах.
Скорее всего адресат получит посылку с множеством
наклеенных лейблов как
государственных почт, так и частных операторов. В
принципе передача отправлений
между компаниями при перемещении груза из одной
страны в другую считается
нормой. Но зачем делать передачу внутри одной
страны, непонятно.
Правда ли, что по почте
нельзя доставить груз так же быстро и
качественно, как и с помощью частной компании?
Теоретически, можно. Наша деятельность
регулируется одними и теми же
законами, ответственность налагается одинаковая.
Однако развернуть машину,
которая в течение нескольких веков была
монополистом в своей области,
значительно труднее, нежели частные компании, чья
история исчисляется
десятилетиями. Почта - это государственная
компания, а требовать гарантий от
государства очень сложно. Для нас же эта
деятельность - бизнес, который приносит
доход, у нас нет другого. И потом, в суд подать
гораздо проще на частную
компанию, чем на государство.
Те изменения, которые сейчас наметились в
структуре и методах работы почты,
не могут не радовать, но результатов стоит ждать
через 2-3 года. Если бы сегодня
было принято решение об интеграции частных
компаний и Почты России, процесс
реформирования отрасли, несомненно, ускорился бы.
Ведь за рубежом
государственные почты являются акционерами
частных почтовых компаний. Это очень
полезно для поднятия уровня качества сервиса,
унификации требований и введения
единых стандартов. И дело-то остается за малым,
поскольку уже сейчас активно
внедряются современные технологии, расширяется
сеть доставок, пришли умные,
талантливые топ-менеджерыѕ
Какими вы видите
перспективы этого бизнеса?
Большинству клиентов нужен полный пакет услуг: и
фурой станок отправить, и
документы передать, и запчасти оформить как
сборный груз. Получается, что
осуществлять все эти перевозки должны три разные
компании. Конечно же, это не
удобно, и компании-отправителю было бы куда проще
доверить все перевозки одной
компании. Именно поэтому многие операторы
стараются, по крайней мере, крупным
клиентам, оказывать весь спектр услуг. В
результате границы между почтовым
бизнесом и бизнесом грузоперевозчиков стираются.
Хотя остаются акценты.
Например, компания позиционирует себя в качестве
почтового оператора, но если
клиенту нужна какая-то грузовая перевозка, она
осуществит и ее, передав груз
специализированной организации. Также и
грузоперевозчик по желанию клиента может
отправить не только груз, но и отчетную
документацию, передав ее нам.
Сотрудничество между компаниями в таких случаях
регулируется простым клиентским
договором. Естественно, каждая компания берет на
себя полную ответственность за
доставку.
/Журнал "Логистик & система",
№6 июнь 2005 г.
|