ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ ПРОФСОЮЗОВ Сегодня деятельность
профсоюза базируется на украинских Законах. Согласно ст. 4 Закона
Украины «О профессиональная союзах их права и социальные гарантии»
Законодательство о профсоюзах состоит из Конституции Украины, Закона
Украины «Об объединении граждан», этого Закона, Кодекса законов о труде
Украины и других нормативно-правовых актов, принятых на их основании.
Законы и прочие нормативно-правовые акты не могут быть направлены на
ограничения прав и гарантий деятельности профсоюзов, предусмотренных
Конституцией Украины, этим Законом, кроме случаев, предусмотренных
частью второй статьи 3 этого Закона. Закон Украины "Об объединении
граждан” применяется к профсоюзам, если иного не предусмотрено этим
Законом. Если международными договорами, соглашениями, конвенциями,
согласие на обязательность которых представлена Верховной Радой
Украины, предусмотрен более высокий уровень гарантий относительно
обеспечения деятельности профсоюзов, то применяются нормы международного
договора или соглашения. Согласно ст. 6 вышеупомянутого Закона,
граждане Украины имеют право на основе волеизъявления без любого
разрешения создавать профсоюзы, вступать к ним и выходить из них на
условиях и в порядке, определенных их уставами, принимать участие в
работе профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства не
могут создавать профсоюзы, но могут вступать в профсоюзы, если это
предусмотрено их уставами. Часть 3 ст. 36 Конституции Украины
гласит: «Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с
целью защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.
Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые
объединяют граждан связанных общими интересами по роду их
профессиональной деятельности». Согласно ст. 2 Закона Украины «О
профессиональных союзах их права и социальные гарантии»,
профессиональные союзы создаются с целью осуществления представительства
и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов
профсоюза. Согласно части 1 ст. 1 Закона Украины «О
профессиональных союзах их права и социальные гарантии» профессиональный
союз – добровольная неприбыльная общественная организация.
Согласно статье 12 этого Закона, профессиональные союзы и их объединения
независимы от органов государственной власти и местного самоуправления.
Запрещается вмешательство органов государственной власти и органов
местного самоуправления в деятельность профсоюзов. Согласно частям 1
и 2 ст. 13 вышеупомянутого закона, Государство обеспечивает реализацию
права граждан на объединение в профессиональные союзы и соблюдение прав и
интересов профсоюзов. Государство признает профсоюзы полномочными
представителями работников и защитниками их трудовых,
социально-экономических прав и интересов, сотрудничает с профсоюзами в
их реализации, оказывает содействие профсоюзам в установлении деловых
партнерских взаимоотношений с работодателями и их объединениями.
Согласно ст. 34 вышеупомянутого закона, профсоюзы и их объединения могут
иметь в собственности средства и имущество, необходимые для
осуществления их уставной деятельности.
Право собственности профсоюзов, их объединений возникает на основании:
• приобретения имущества за счет членских взносов, других собственных
средств, пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций
или на других основаниях, не запрещенных законодательством; •
передачи им в собственность средства и другого имущества основателями,
членами профсоюза, органами государственной власти или органами местного
самоуправления. • Профсоюзы, их объединения имеют право
собственности также на имущество и средства, приобретенные в результате
хозяйственной деятельности созданных ими предприятий и организаций.
• Финансовый контроль за средствами профсоюзов и их объединений
органами государственной власти и органами местного самоуправления не
производиться. Контроль за их поступлением и расходованием осуществляют
контрольно-ревизионные органы, избранные соответственно уставам
(положений) профсоюзов, их объединений. • Лишение профсоюзов права
собственности, а также права владения и пользования имуществом,
переданным им в хозяйственное ведение, может иметь место лишь по решению
суда на основании , определенных законами.
От лица членов профсоюза распоряжаться средствами, другим имуществом
профсоюзов, их объединений, которые принадлежат им на правах
собственности, осуществляют выборные органы профсоюза или объединения,
созданные согласно их уставу (общее собрание, конференции, съезды и
т.п.). Члены профсоюзов не отвечают своими средствами и другим
имуществом за обязательства профсоюза и его органов, как и профсоюз и
его органы не отвечают своим средством и другим имуществом за
обязательства членов профсоюза. Согласно ст. 16 Закону Украины «О
профессиональных союзах, их правах и социальных гарантиях», профсоюз,
объединение профсоюзов приобретают право юридического лица с момента
утверждения устава. Согласно ст. Закону Украины ”О профессиональных
союзах…», профсоюзы, их объединения легализируются путем сообщения на
соответствие заявленному статусу. Легализация всеукраинских
профсоюзов, их объединений осуществляется Министерством юстиции Украины,
а других профсоюзов и их объединений – Главным управлением Министерства
юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским и
Севастопольским городскими, районными, районными в городах, городскими
(городов областного значения) управлениями юстиции соответственно.
Для легализации профсоюзов, объединений профсоюзов их основатели или
руководители выборных органов подают заявления. К заявлению прибавляются
устав, протокол съезда, конференции, учредительных или общих сборов
членов профсоюза с решением об их утверждении, сведения о выборных
органах, наличии организаций профсоюза в соответствующих
административно-территориальных единицах, об основателях объединений.
На основании представленных профсоюзом, объединением профсоюзов
документов легализирующий орган в месячный срок подтверждает заявленный
статус по признакам, определенными статьей 11 этого Закона, включает
профсоюз, объединения профсоюзов в реестр объединений граждан и выдает
профсоюзу, объединению профсоюзов свидетельство о легализации с
указанием соответствующего статуса. Легализирующий орган не может
отказать в легализации профсоюза, объединения профсоюзов. В случае
несоответствия представленных документов профсоюзом, объединения
профсоюзов указанному статусу легализирующий орган предлагает профсоюзу,
объединению профсоюзов предоставить дополнительную документацию,
необходимую для подтверждения статуса.
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ? Идея создать профсоюз может возникнуть у
рабочих, которые стихийно объединились в группу, или может быть
провозглашена подготовленным профсоюзным деятелем, наладившим контакты с
этими работниками. Но независимо от того, каким образом возникла идея,
внедрять ее в жизнь следует, лишь имея хорошо подготовленную почву.
Нужно определить, на поддержку какого количества работающих может
рассчитывать будущий профсоюз, в каких подразделениях они работают, кто
может стать потенциальным противником нового профсоюза, и не только из
числа руководства, но и среди рабочих. Не удивляйтесь, но
отрицательная реакция может быть и у рядовых работников, в частности,
если они уже входили раньше в группу, которая выступала против
администрации, но потерпела поражение. Поэтому важно учитывать "историю”
профсоюзного движения на данном предприятии, выяснить, когда, кто и с
каким результатом старался создать профсоюз. Это поможет избежать
ошибок, допущенных предшественниками, учесть их положительные
достижения, обнаружить наиболее активных в такой деятельности людей.
Полезно располагать информацией, которая помогла бы предусмотреть
реакцию собственника предприятия, администрации, других профсоюзов,
которые действуют на предприятии, на образование нового профсоюза.
Не последнюю роль здесь играет полнота информации о финансовом состоянии
предприятия, его ближайшие перспективы и планы дальнейшего развития.
Именно всесторонний анализ возможностей предприятия, его внешних и
внутренних связей, сделают возможным правильный выбор основных
направлений деятельности профсоюза. Следующим шагом является
организация инициативной группы. Ей придется выполнить наиболее
ответственную на данном этапе работу: проинформировать людей о
создаваемом профсоюзе, выслушать предложения и замечания, общую реакцию
людей на эту новость. Также нужно будет составить проект устава, что
будет чрезвычайно важной задачей, поскольку этот документ будет
определять все отношения в внутри профсоюза, а также его деятельность
вовне. Поэтому его созданию должно быть уделено наиболее пристальное
внимание. Совсем не лишней будет консультация юриста, указавшего на
недостатки проекта, которые могут создать трудность в деятельности
профсоюза в будущем, сделать вообще невозможным выполнения некоторых
задач, или привести к нарушению деятельности профсоюза, если возникнут
разногласия личного характера между ее лидерами. А такие расхождения
возникнут обязательно, поскольку не существует двух одинаковых мыслей у
разных людей. Итак, должны существовать средства урегулирования
конфликтов и сохранение работоспособности профсоюза, поскольку его
существование не должно зависеть от личности руководителя.
КАК ОФОРМИТЬ НАМЕРЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ? Итак, после
проведения надлежащей подготовительной работы наступает решающий момент:
проведение учредительного собрания. Желательно, чтобы на нем не
только присутствовали, но и активно принимали участие как можно больше
работников, и чтобы они представляли наибольшее количество
подразделений. Это нужно не просто для массовости, но и для того,
чтобы Вы имели возможность выслушать как можно больше мыслей и
использовать то рациональное, что будет высказано. Учредительное
собрание должно иметь протокол, в котором будет отображено: • где и
когда проходит учредительное собрание; • количество присутствующих
(очень желательно составить список лиц, которые являются основателями
профсоюза); • повестка дня (перечень вопросов, вынесенных на
рассмотрение); • кто и что именно докладывал по данному вопросу;
• кто высказывался и содержание выступления этого лица; •
результаты голосования; • четко сформулированное принятое решение;
• подписи председателя собрания и секретаря собрания, которые
удостоверяют протокол. На учредительном собрании должны быть
принятые такие решения: • о создание профсоюза (должно быть
приведено его полное официальное название); • об утверждение Устава
(и предложенных на собрании изменений к нему, если они были приняты);
• об избрании руководителя и его заместителя(ей), других членов
правления, если руководящий орган по Уставу должен быть коллективным,
казначея, контрольного органа (в составе 3-5 лиц); • об утверждении
эскиза печати, углового штампа, бланка (если последний
предполагается иметь). До собрания или в день его проведения каждый
из основателей должен написать заявление на имя оргкомитета или
руководителя профсоюза с просьбой о приеме в члены профсоюза, указав
точно его официальное название и дату, с которой просит считать себя
членом профсоюза. Если лицо на момент вступления в этот профсоюз
принадлежит к любому другому профсоюзу, то оно должно подать заявление
на имя председателя такого профсоюза с просьбой о выходе из него, хотя
членство в двух и больше профсоюзах действующим законодательством не
запрещается, за исключением случаев, когда уставом профсоюза установлено
такое ограничение.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН ПРОФСОЮЗА Таким законом является Устав
профсоюза. Он определяет основные задачи создания и деятельности
профсоюза, его структуру – виды его органов, их количественный состав,
направления и формы деятельности профсоюза, его полномочия, права и
обязанности его членов. Он является организующей силой профсоюза, делает
возможным объединение стремлений многих личностей и направление этой
новой силы к единой цели. Но это возможно, если каждый член профсоюза
сознательно ему подчиняется, независимо от того, является ли он рядовым
его членом или руководителем. В особенности следует подчеркнуть, что
руководитель не должен считать себя выше Устава, обязан его уважать и
подчиняться. Каждый член профсоюза, прежде чем написать заявление о
вступлении, должен внимательно ознакомиться с Уставом и решить, желает
ли он его придерживаться. Поэтому к написанию устава следует
отнестись очень внимательно, уделить ему значительно больше внимания,
чем это делают даже предприниматели, составляя учредительные документы
своих фирм. Это не означает, что он должен быть объемным, но его
содержание должен обеспечивать ответы на основные вопросы, которые
возникают в процессе деятельности. Устав должен содержать такие
пункты: • полное и сокращенное официальное название профсоюза
(отличное от уже существующих); • кем он образован и по какому
признаку (по территориальному, по отраслевому, на конкретном
предприятии); • где расположены помещения руководящего органа
(указывается адрес, на который посторонние лица могли бы присылать
корреспонденцию и т.п. А также вы можете указать домашний адрес); •
основные задачи и направления его деятельности; • руководящие* и
прочие органы (общее собрание, совет представителей; председатель или
профком во главе с председателем; заместители председателя, их
количество и функции каждого из них; казначей; ревизионная комиссия и
количество лиц, которые входят в нее); • периодичность и порядок
избрания в каждый из этих органов, составление отчетов их членами,
требования к кандидатам; • компетенция каждого из этих органов;
• периодичность и порядок проведения заседаний и принятия решений
каждым из них (большинством голосов, 2/3, 3/4 от количества
присутствующих; голосование открытое или тайное); • источник
поступления, направления и порядок использования финансовых средств и
другого имущества профсоюза; • кто и при каких условиях имеет право
вступать в профсоюз;
* Коллегиальный исполнительный орган
профсоюза лучше назвать «профсоюзным комитетом», поскольку именно такое
название содержит большинство нормативных актов и на практике уже
пришлось сталкиваться с нежеланием представителей государственных
органов признавать правомочным представителем профсоюза орган, который
имеет другое название.
• порядок вступления и выхода из
профсоюза; • права и обязанности ее членов; • порядок внесения
изменений и дополнений к Уставу; • условия и порядок прекращения
деятельности профсоюза и решение, связанное с этим имущественных
вопросов.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОФСОЮЗОМ Исполнительные органы профсоюза играют
важную роль в его деятельности, поскольку именно они осуществляют
текущее руководство его деятельностью в периоды между общими собраниями
(конференциями) и воплощают в жизнь принятые на собрании решения.
Исполнительный орган может быть единоличный – председатель или любой из
его заместителей, и коллегиальный – комитет, в состав которого входит
несколько лиц, избранных на собрании, или утвержденных собранием.
Следует всегда помнить, что исполнительный орган независимо от того,
единоличный он или коллегиальный, избирается общим собранием и
подотчетен ему. Нецелесообразно предусматривать в Уставе, чтобы каждое
решение исполнительного комитета для обретения им действенности,
проходило утверждение общим собранием, но для наиболее важных из них и в
случаях, предусмотренных законом (например, объявления забастовки),
следует закрепить такой порядок как обязательный, чтобы рядовые члены
профсоюза имели возможность отклонить нежелательное для большинства из
них решения. К обязанностям исполнительного органа профсоюза
принадлежит составления программы действий профсоюза, а именно:
1) Определения целей деятельности профсоюза, которые вырабатываются на
основе пожеланий работников и утвержденного Устава. Четкое
определение цели позволяет сконцентрировать внимание на ключевых
проблемах. Знания цели также позволяет действовать на опережение событий
и влиять на их развитие, а не просто реагировать на обстоятельства,
которые уже сложились. Цели должны быть: - конкретные – их не
нужно формулировать как "повышение безопасности условий работы”, а
указать конкретные мероприятия, например, "создать объединенный комитет
по технике безопасности для изучения недостатков работы отдела
безопасности работы”, или добиться от администрации обеспечения
работников защитными средствами, спецодеждой; - достижимые – ничто
другое не усилит авторитет и привлекательность профсоюза так, как
одержанная им победа, пускай пока и незначительная. И, наоборот, ничто
так не ослабляет его, как длинный ряд поражений. Поэтому лучше ставить
более скромные, но достижимые целые, чем начать что-то грандиозное и
потерпеть поражение. Лидерам профсоюзов следует воздержаться от таких
заманчивых обещаний, как резкое повышение зарплаты, если оно едва ли
осуществимо; - контролируемые – достижение цели должно быть разбито
на этапы, по завершению каждого из которых должны быть достигнутые
контрольные качественные и количественные показатели (напр., увеличение
численности членов профсоюза на 20 человек каждый год), чтобы можно было
оценить, происходит ли продвижение к ней; - иметь фиксированный
срок выполнения – и указывать этот срок нужно конкретно (напр.,
проводить обсуждение проекта коллективного договора каждую неделю и
подготовить его окончательный вариант до 20 июня). Профком
профсоюза должен предложить перечень определенных ним целей общему
собранию членов профсоюза (трудового коллектива) для обсуждения. Таким
путем удастся распределить поставленные задачи по группам и степени их
важности и назначить конкретные лица, ответственные за их выполнение.
2) Разработка плана действий, необходимых для достижения поставленной
цели. После того, как на общем собрании (конференции) определены
приоритетные цели и очередность их выполнения, профсоюзный комитет
составляет план работы по их достижению. При этом следует учитывать, что
на предприятии действует еще как минимум один профсоюз, и некоторые
Ваши цели могут совпадать. Так вот, вы можете объединить усилия, а
можете друг другу мешать, если не хватит такта и мудрости объясниться.
План должен отвечать на такие вопросы: - что делать? План должен
включать перечень всех задач, решение которых необходимо для достижения
поставленных целей; - когда? Устанавливается срок выполнения каждой
задачи; - кто? Определяется ответственное лицо за каждую задачу;
- где? Избрать место проведения каждого мероприятия; - как?
Перечислить все имеющиеся возможности выполнения поставленных задач.
3) Привлечение новых членов профсоюза. Это одна из важнейших
функций исполнительных органов профсоюза. Невозможно достичь
значительных успехов силами всего лишь нескольких лиц. Организации нужен
постоянный приток новых сил и идей. Практикой проверена эффективность
некоторых тактических приемов, которые помогают привлечь людей: -
Разговаривайте лично с каждым – ничто не заменит откровенного разговора -
ни письма, ни сообщения, ни обращения на собрании. - Четко
формулируйте, что именно просите собеседника сделать – это должно быть
конкретное поручение, которое не требует выполнения на протяжение
длительного времени. Не рассчитывайте, что люди откликнутся на общие
разговоры о делах, завершении которых не видно. - Выбирайте
человека, который хорошо знает, как делается то, о чем Вы просите – люди
с большим желанием берутся за то, что они умеют делать. Разрешите им
самостоятельно определить, что они хотели бы делать в профсоюзе. -
Объясняйте людям, каким образом выполнение ими конкретных поручений
влияет на достижение общей цели в целом. Люди хотят знать, в чем именно
они принимают участие, и они действуют лучше, если знают что это нужно
окружающим. - Поощряйте людей спрашивать, в особенности, если они
впервые взялись выполнить определенную задачу. - Контролируйте
выполнение порученого. Проверьте, как человек справился с задачей. Это
будет убеждать в важности выполненного и поможет раньше исправить
возможные ошибки. - Не бойтесь обращаться за помощью. Создание
крепкого профсоюза требует общих усилий и взаимопомощи. Людям нравится,
когда им дают понять, что их мнение важно и к ним прислушиваются.
Три совета, как поддержать активность Высказывайте признательность -
людям необходимо знать, что они тратят свои силы и время на важное
дело. Высказать признательность можно в личном разговоре, прилюдно на
собрании, в специальном письме или в газете и т.п. Приносите людям
удовлетворение – устраивайте мероприятия, которые сближают людей,
приглашайте также семьи Ваших профсоюзников. Мероприятия должны
быть короткими и интенсивными – помните, что люди заняты. Собрания, ни в
каком случае не должны быть слишком длинными и не следует их созывать
чрезмерно часто, поскольку это может надоесть.
4) Постоянное информирование трудящихся о всей деятельности профсоюза на
собраниях и в средствах массовой информации Это четвертая из
важнейших функций исполнительного органа. Этот процесс идет в двух
направлениях: руководство профкома информирует рабочих о своей
деятельности, и в то же время работники сообщают о своих заботах, о
впечатлениях и взглядах на ситуацию, которая существует на предприятии.
Такой двусторонний обмен информацией происходит при помощи: -
контактов на собрании; - средств массовой информации; -
внутреннего радио предприятия; - личных бесед.
ПРАВОВЫЕ АТРИБУТЫ И ОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Следует помнить, что закон предоставляет довольно широкие полномочия
профсоюзным организациям, если они придерживаются своих уставных
Положений, не выходят за их пределы. Имейте в виду, что профсоюз
считается юридическим лицом с момента утверждения его Устава общим
собранием и имеет право заниматься лишь той деятельностью, которая прямо
указана в Уставе. Поэтому еще раз, делаем акцент на необходимости
обратиться при разработке проекта к юристу (по возможности – к тому,
который специализируется НА трудовом праве, общественных организациях, а
еще лучше – если работает с профсоюзами и знает их проблемы).
Для любой деятельности нужны средства. Именно с этой целью в Уставе
будет определен размер членских взносов. Для накопления и сохранения
средств, которые будут поступать, Вам придется открыть счет в банке. В
соответствии с Инструкцией № 3 "Об открытие банками счетов в
национальной и иностранной валюте”, утвержденной постановлением № 121
Правления Национального банка Украины от 27.05.96, профсоюзным
организациям открывают текущий счет. Для открытия текущего счета
профсоюзные организации предоставляют в учреждение банка следующие
документы: а) заявление на открытие счета установленного образца.
Заявление подписывается председателем и главным бухгалтером профсоюза.
Если в штате нет должности главного бухгалтера или другого служебного
лица, исполняющего обязанности главного бухгалтера, заявление
подписывается лишь председателем; б) карточку с образцами подписей
лиц, которым согласно действующему законодательству или учредительных
документов профсоюза предоставлено право распоряжения счетом, подписи
платежных и других расчетных документов. В карточку включается также
образец отпечатка печати, принадлежащей профсоюзу; в) устав
(выписка из устава) соответствующего профсоюза, заверенный
нотариальноили высшим профсоюзным органом; г) Выписка из решения
общего собрания (конференции) профорганизации об избрании профсоюзного
комитета и председателя профсоюзного комитета, заверенная нотариально
или высшим профсоюзным органом. д) квитанцию об уплате сбора за
открытие счета.
Кроме этого, когда будете заверять банковские
карточки у нотариуса, Вы должны представить ему: - устав профсоюза;
- протокол учредительного собрания (с указанием лиц, которые будут
иметь право финансовой подписи); - квитанцию об уплате
государственной пошлины за удостоверение документов.
Для полноценной работы Вам необходима также и печать. Для этого следует
обратиться с: 1) заявлением о разрешении на изготовление печати и
углового штампа на имя начальника ОВД района, где находится помещение,
адрес которого указан в Уставе (форму заявления возьмете в РОВД);
2) Вместе с заявлением надо подать заверенный, как указано выше, Устав
(который на месте возвращается заявителю); 3) выписку из Устава,
содержащую пункт, что "профсоюз имеет собственную круглую печать со
своим названием, угловой и прочие штампы, расчетный и прочие счета в
банках, бланки, эмблему и прочие реквизиты, которые утверждаются
выборным органом профсоюза”; 4) протокол учредительного собрания.
К ним прибавляются: 5) 2 эскиза печати и углового штампа,
нарисованного черной тушью от руки; 6) справку из банка об открытии
счета; 7) квитанцию об уплате государственной пошлины.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗА НАЧАЛО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На
протяжение 1-2 дней с момента проведения учредительного собрания Вы
должны сообщить о создание нового профсоюза в администрацию и прочие
профсоюзы, которые существуют на предприятии (если они имеются).
Сообщение должно быть письменным и содержать такую информацию: -
полное и сокращенное официальное название; - дату создания
профсоюза; - руководящие органы и имена лиц, представляющие
профсоюз в официальных отношениях (председатель и заместитель); -
адрес, на который следует присылать официальную корреспонденцию; -
просьба согласовывать социально-экономические вопросы с новым
профсоюзом, а также обязательно решать с ним любые другие вопросы
относительно членов этого профсоюза. Нужно также предъявить
вежливое требование о предоставлении помещения с мебелью, сейфом и
телефоном. Если такое требование будет удовлетворено, в дальнейшем можно
указывать адрес этого помещения, как официального местонахождения
руководящих органов профсоюза. Проследите, чтобы секретарь директора
зарегистрировал Ваше сообщение, а также желательно, чтобы входящий номер
он проставил на втором экземпляре, который Вы возьмете и будете
сохранять, как доказательство, что администрация была надлежащим образом
оповещена о деятельности Вашего профсоюза на предприятии.
Сообщение, которое Вы направите руководителям других профсоюзов на
предприятии, кроме указанного выше, должно также содержать предложение о
дальнейшей совместной работе. Если будет проявлено достаточно такта и
взаимопонимания, согласие может быть достигнуто. Третье сообщение
направляется в бухгалтерию предприятия о перечислении отныне членских
взносов с лиц, чьи заявления прилагаются, на указанный счет профсоюза.
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И С ОРГАНАМИ ВЛАCТИ
Как выше отмечалось, права и обязанности профсоюзов, в основном
определяются Кодексом законов о труде Украины и Законом Украины "О
профессиональных союзах…», от 15.09.1999. (в дальнейшем – Закон).
Согласно ст. 1 Закона профессиональный союз (профсоюз) это добровольная
неприбыльная общественная организация, объединяющая работников, которые
связанные общими интересами по виду своей деятельности как в
производственной, так и в не производственной сферах, для защиты
трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.
Основные требования к профсоюзам такие: • придерживаться требований
законодательства Украины; • должны создаваться и действовать на
основе добровольности, равноправия членов, самоуправление,
законности и гласности; • все основные вопросы деятельности
профсоюза должны решаться на сборах всех членов или представителей
членов профсоюза; • нужно регулярно информировать работников о
деятельности профсоюза. Будет достаточно, если такое обнародование
будет проводиться в информационном листке Вашего профсоюза и на отчетных
(отчетно-избирательных) собраниях. Если все эти требования Вашим
профсоюзом соблюдены, то никто — ни государственный орган, ни отдельное
должностное лицо – не имеют право вмешиваться в его деятельность, равно
как и администрация предприятия и любые другие общественные организации.
Ограничение деятельности объединений граждан может устанавливаться
только Конституцией и законами Украины. Это значит, что из-за отсутствия
в законодательном акте основания, деятельность Вашего профсоюза не
может быть ограничена, тем более прекращена. Основать профсоюз
могут граждане Украины, лица без гражданства и иностранные граждане,
которые достигли возраста 18 лет. Решения про ее учреждение принимается
учредительным собранием, съездом, конференцией. Членом Вашего профсоюза
может быть лицо старше 14 лет. Хотя общественные организации могут иметь
фиксированного индивидуального членства, с практической точки зрения,
Вам все же лучше иметь все заявления о вступлении и вести список членов
профсоюза. Напоминаем, что доступ к этим документам должны иметь не
более 3-5 руководящих лиц профсоюза. Деятельность профсоюза может
быть прекращена путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация
профсоюза осуществляется соответственно его Уставу. Ликвидация – в
случаях, предусмотренных Уставом (самороспуск), или по решению суда.
Необходимо указать, что органы прокуратуры осуществляют надзор за
соблюдением и правильным применением Вашим профсоюзом законодательства, а
финансовые органы и государственная налоговая администрация – контроль
за источниками поступлений средства и уплатой налогов. Итак,
бухгалтерский учет в Вашем профсоюзе должен быть на высоком уровне,
чтобы иметь минимум проблем. Ведь если через любое незначительное (на
Ваш взгляд) нарушение на профсоюз будут наложены финансовые санкции, или
Ваш счет будет заморожен, Вы будете значительно ограничены в
возможностях вести работу надлежащим образом, так как на это просто не
будет средств. В общем, как и любое объединение граждан, на
профсоюз за нарушение законодательства могут быть наложены такие
взыскания: - предупреждение; - штраф; - временный запрет
(остановка) отдельных видов деятельности; - временный запрет
(остановка) деятельности; - принудительный роспуск (ликвидация).
Штраф может быть наложен лишь по решению суда в случае систематического
совершения или грубого правонарушения, если об этом есть представление
районной государственной администрации или прокурора. Имейте в виду,
здесь речь идет об административном штрафе. Налоговая же администрация
имеет право наложить штраф самостоятельно. По представлению этих же
органов суд может временно запретить отдельные виды деятельности или
временно запретить деятельность объединения граждан на срок до 3 месяцев
с целью прекращения незаконной его деятельности. Деятельность является
незаконной, если право на ее осуществление не предусмотрено Уставом, или
если в законе прямо запрещено ее осуществлять, или ее не вправе
осуществлять определенные лица, скажем, профсоюза. Срок временного
запрета может быть продлен судом по представлению тех же органов, но
общий срок запрета не может превышать 6 месяцев. После устранения
причин, которые были основанием для временного запрета, суд может по
ходатайству Вашего профсоюза восстановить его деятельность в полном
объеме. Принудительный роспуск профсоюза возможен после решения
суда по представлению государственной администрации или прокурора в
таких случаях: - совершение действий, предусмотренных ст. 4 Закона
"Об объединение граждан” (изменение путем насилия конституционного
порядка, нарушения территориальной целостности, подрыв безопасности
Украины; пропаганда войны, насилия и жестокости, разжигание национальной
и религиозной вражды; - создание незаконных военизированных
формирований, ограничение общепризнанных прав человека); -
продолжение противоправной деятельности после наложения указанных выше
взысканий.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ И
ЗАКЛЮЧЕНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ На уровне
предприятия коллективный договор сегодня – это основной нормативный
документ, который регулирует производственные, трудовые,
социально-экономические отношения между работодателями и наемными
работниками. Поэтому коллективному договору следует уделять значительное
внимание как акту, который регулирует трудовые правоотношения на
конкретном предприятии. Коллективный договор – соглашение между
собственником или уполномоченным ним органом и коллективом наемных
работников, от лица которых выступают профсоюзные органы, о
регулировании производственных, трудовых и социально-экономических
отношений. Основными законодательными актами, которыми следует
руководствоваться при разработке и заключении коллективного договора,
должны быть Конституция Украины, Законы Украины "О коллективных
договорах и соглашениях”, "О предприятиях в Украине”, "Об охране труда”,
"Об оплате труда”, "Кодекс законов о труде Украины” (с изменениями и
дополнениями) и др. Большое значение имеет использование норм Закона "О
занятости населения”, устанавливающих соответствующие гарантии
относительно занятости населения, его защиты от безработицы, а также
социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права
на труд, и ст.ст. 21, 34 закрепляют положение о том, что
профессиональные союзы принимают участие в разработке государственной
политики занятости и совместно с соответствующими государственными
органами осуществляют контроль за соблюдением законодательства Украины о
занятости населения. Важное значение имеют Конвенции Международной
Организации Работы (МОТ), ратифицированные Украиной и рекомендации к
ним. Могут быть использованные также другие нормативные акты.
Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях,
организациях независимо от форм собственности и хозяйствования (ст. 11
КЗоТ). Существует два условия, при наличии которых на том или другом
предприятии должен заключаться коллективный договор: 1) использование
наемного труда; 2) наличие права юридического лица. Коллективный
договор заключается на основании действующего законодательства и
согласно ст. 16 КЗоТ. Коллективный договор, ухудшающий сравнительно с
действующим законодательством и соглашениями положение работников,
является недействительным. Сторонами коллективного договора
выступают: собственник или уполномоченный им орган, с одной стороны, и
одна или несколько профсоюзов или другой уполномоченный трудовым
коллективом орган, а в случае отсутствия такого органа – представители
трудящихся, избранные и уполномоченные трудовым коллективом.
Согласно ст. 7 Закона Украины "О коллективных договорах и соглашениях”, в
коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон
относительно регулирования производственных, трудовых,
социально-экономических отношений, в частности: * изменений в
организации производства и труда; * обеспечение продуктивной
занятости; * нормирование и оплаты труда, установление формы,
системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат
(доплат, надбавок, премий и пр.); * установление гарантий,
компенсаций, льгот; * участие трудового коллектива в формировании,
распределении и использовании прибыли предприятия (если это
предусмотрено уставом); * режим роботы, продолжительность рабочего
времени и отдыха; * условий и охраны труда; * обеспечение
жилищно-коммунального, культурного, медицинского обслуживания¬,
организация оздоровления и отдыха работников; * гарантий
деятельности профсоюзных или других представительских организаций¬
трудящихся; * условий регулирования фондов оплаты труда и
установления меж- квалификационных (междолжностных) коэффициентов оплаты
труда.
|