Логистика -
управление материальными и информационными потоками в процессе
товародвижения.
В зависимости от функционала специалистов
есть несколько направлений логистики - транспортная, сбытовая,
закупочная, складская и производственная (последняя включает в себя в
той или иной степени все предыдущие направления).
Складская
логистика представляет собой весь спектр бизнес-процессов, связанных с
хранением товара на складе. Транспортная логистика включает все
операции, касающиеся перемещения продукции из мест производства в
промежуточные пункты хранения и точки продаж.
Специалисты,
которые контролируют все потоки или "цепочку поставок" (supply chain) -
от анализа товарных запасов и заказа товара до транспортировки и
поставки конечному потребителю, называются менеджерами цепочки поставок
(supply chain manager) и являются самыми высокооплачиваемыми и
востребованными логистами.
В последнее десятилетие логистика
претерпела существенные изменения, как в своей структуре, так и роли в
бизнесе - постоянно растут запросы компаний к уровню логистического
сервиса и компетенциям специалистов. Если ранее логистические службы
даже на крупных производственных предприятиях ограничивались несколькими
сотрудниками, то сегодня наметилась тенденция к выделению логистики в
особое подразделение или департамент. Образование
Как правило,
опытные специалисты получают логистическое образование в качестве
второго высшего. Однако в последние годы отделения по подготовке
логистов стали открываться в государственных вузах, что позволило
выпускникам школ сразу овладевать азами этой новой профессии. Впервые
специальность "Логист" была введена в 2000 году в качестве эксперимента,
а сегодня она уже представлена во многих учебных заведениях: спрос
диктует предложение. Среди самых известных вузов - Государственный
университет управления, ГУ-ВШЭ, Московский автомобильно-дорожный
институт.
Также существует множество центров по подготовке
логистов в негосударственных учебных заведениях, например в Московской
школе бизнеса (Moscow Business School) или учебном центре "Логистика".
В
то же время далеко не все эксперты положительно оценивают теоретические
знания. Реальный практический опыт более ценен, чем виртуальные знания.
Поэтому молодому специалисту предложат меньшую зарплату, чем опытному
профессионалу без специального диплома.
Карьера логиста
выстраивается путем накопления профессионального опыта.
Логистика
интересна тем, что в нее можно прийти с любым бэкграундом.
Первоначальный опыт может быть приобретен либо в специализированной
логистической, либо в торговой или производственной компании. В
логистике есть несколько направлений: транспорт, склад, закупки,
дистрибьюция, и можно начать с низших позиций в одном из таких
подразделений. В логистике очень ценится знание иностранного языка,
поскольку зачастую работать приходится на международном уровне. Как
правило, если человек решил строить карьеру в логистике, он может
окончить специальные курсы или получить второе высшее образование. Без
опыта можно претендовать на должность, к примеру, специалиста,
координатора или оператора баз данных. Для карьерного старта лучше
подходит складская логистика. Так, Алексей Аникин с простого кладовщика
оптовой компании "Градиент" быстро вырос до управляющего гигантским
центральным терминалом компании. Диплом о высшем образовании он получал
без отрыва от работы, и примечательно то, что его карьерный рост не
уникален для отрасли.
Для того чтобы вырасти от простого
специалиста до директора по управлению цепями поставок, нужно обладать
менеджерскими навыками, умением вести деловые переговоры.
Карьерный
рост зависит от того, насколько человек быстро схватывает, насколько
ориентирован на результат. Можно за 2-3 года добиться больших успехов, а
можно 5 или даже 10 лет проработать на средних позициях и не суметь
выбиться в лидеры.
Деятельность службы логистики тесно
взаимосвязана практически со всеми функциональными подразделениями
компании. В идеале логист должен уметь считать как бухгалтер,
анализировать товарные запасы и изучать структуру спроса как маркетолог,
нанимать исполнителей как эйчар, руководить командой работников как
управленец. Функциональные обязанности
Обязанности логиста
многообразны и непредсказуемы. При выстраивании схемы логистики
предприятия он занимается не только оптимизацией работы склада или
транспорта, но и налаживает взаимодействие ключевых подразделений,
имеющих отношение к цепочке поставок.
Функционал логиста
варьируется в зависимости от специфики рабочего места, поэтому следует
выделить лишь основные и типичные обязанности: работа с поставщиками и
клиентами (оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара);
подготовка первичной документации, ее систематизация и формирование
реестров; формирование и размещение заказа; составление и
подача документов в разрешительные органы; взаимоотношения с
таможенными органами; контроль и координация работы склада,
транспортной службы; прогнозирование оптимальных закупок (вместе с
отделом продаж); маршрутизация грузов.
Навыки
Прежде
всего логист должен быть отличным переговорщиком и уметь одинаково
уверенно общаться с контрагентами и водителями-дальнобойщиками.
Очевидно, что характер и необходимый корпоративный стиль коммуникаций
зависит от конкретной компании. К тому же специалист должен уметь
активно использовать информационные технологии в своей деятельности.
Причем, если на многих предприятиях маршруты до сих пор оформляются
архаично, путем занесения данных в таблицы Excel, то одновременно
усиливается тенденция по внедрению автоматизации документооборота и
учета товародвижения, и, следовательно, требования к логисту растут.
Многие компании используют интегрированные ИТ-решения, поэтому
специалист должен профессионально пользоваться необходимыми программными
средствами.
Логист - это еще и аналитик. Профессионал должен
уметь комплексно представлять цепочки поставок, бизнес-процессы и
находить решения по их оптимизации. А такие навыки присущи только тем
специалистам, которые "дружат" с математической логикой. Оплата труда
На
предложение о размере заработной платы в первую очередь влияет
соответствующий опыт специалиста. На отраслевом рынке широко
представлены молодые соискатели без необходимых навыков и знаний,
работодатели готовы им платить $700-1500. В то же время среди кандидатов
практически отсутствуют профессионалы, которым компании предлагают
$2500 и выше. Относительно немногочисленно и самое востребованное
"среднее звено" - специалисты с 2-3-летним опытом, способные руководить
небольшими подразделениями, их доход колеблется в диапазоне $1500-2000.
По
причине нехватки квалифицированных кадров работодатели вынуждены
нанимать либо "дешевых" непрофессионалов, либо очень опытных "дорогих"
логистов. Зачастую в погоне за экономией зарплатного фонда руководитель
решает взять двух новичков, поскольку, по его мнению, ущерб от их ошибок
будет меньше, чем расходы на зарплату дорогостоящего специалиста. Хотя
такая экономия на качестве менеджмента может в перспективе оказаться
проигрышной стратегией. Каковы требования к соискателям в сфере
логистики?
Логистика - это цепочка разных процессов, которые
должны быть сведены воедино, поэтому среди требований, предъявляемых
работодателями к соискателям, наиболее важным является умение видеть
процесс целиком. Наиболее востребованными сейчас являются кандидаты,
имеющие опыт в сфере логистики от 3-5 лет, работавшие в крупных западных
компаниях, владеющие английским или несколькими языками, а также
знающие не только различные виды перевозок, но и закупочную, складскую
логистику и современные технологии.
Сегодня наибольшим спросом в
сфере логистики пользуются специалисты по закупкам, логисты по
междугородным и международным перевозкам. Предъявляемые к соискателям
требования включают в себя солидный опыт работы в данной области, опыт
взаимодействия с поставщиками, знание одного или нескольких иностранных
языков. Сфера международной логистики развивается в России не более 15
лет, поэтому квалифицированных сотрудников, обладающих опытом такой
деятельности, крайне мало, что заставляет работодателей делать ставку в
основном на молодых специалистов. Если соискатель обладает высшим
гуманитарным образованием, владеет азами экономики и готов к длительному
профессиональному развитию, то он имеет все основания планировать
успешную карьеру в логистической области.
Очень востребованы
кандидаты с многопрофильным опытом, к примеру, многие работодатели
хотят, чтобы сотрудник имел опыт не только в организации транспортировки
грузов, но и в размещении заказов, знал складскую логистику, SAP/Axapta
и т. д.
Жестких требований к профильному образованию в данной
области не предъявляется. Это, во-первых, связано с тем, что пока очень
мало российских вузов предоставляют такое обучение, а во-вторых, намного
больше ценится непосредственный опыт в логистике. Но, безусловно, в
этой сфере интересно скорее экономическое/менеджерское образование,
нежели гуманитарное, так как важно, чтобы сотрудник понимал основные
бизнес-процессы компании, мог рассчитывать оптимальные схемы
доставки/складирования товаров и т. д. Своеобразной Меккой
специализированного образования является ГУ-ВШЭ, там представлены
различные программы в сфере логистики, в том числе и MBA. В крупных
компаниях несомненным плюсом является западное профильное образование,
программы повышения квалификации.
В большинстве случаев
оптимальным стартом для молодого специалиста может служить позиция
стажера в одном из отделов департамента логистики в крупных (лучше
западных) компаниях, где логистические процессы хорошо структурированы, и
используются современные технологии (ERP-системы, автоматизированные
склады и т. д.). Затем сотрудник имеет возможность продолжить развитие в
данном отделе или же перейти на другой участок работ. Как правило,
через 5 лет успешной работы можно занять кресло руководителя среднего
звена одного из направлений департамента логистики (закупки, транспорт,
складская логистика).
Что касается компетенций, то логистика -
это та сфера, где необходима внимательность, аналитический склад ума,
умение мыслить стратегически, оперировать большими объемами информации,
одновременно выполнять множество задач. Важно уметь четко соблюдать
установленные сроки. Менеджер, который не укладывается в дедлайны и
срывает поставки, вряд ли дождется повышения зарплаты и уж точно не
построит успешной карьеры. Работодатели готовы платить за опыт и знание
индустрии, а зарплата зависит от того, насколько человек умеет
экономить. Компании всегда стремятся сократить расходы, в то время как
логистика - одна из наиболее затратных статей, поэтому ценится тот
менеджер, который сможет найти самые выгодные цены, успешно провести
тендер.
На стоимость кандидата положительно влияет опыт работы в
крупной мультинациональной компании, поскольку такие работодатели
ценятся как кузницы кадров. В них процедура логистики тщательно
разработана и бесперебойно функционирует уже в течение длительного
времени. Ценится и опыт работы в узкоспециализированной логистической
компании. Из компаний сервис-провайдеров кандидатов приглашают охотно,
но, как правило, не на самые высокие позиции.
По данным сайта: http://www.profcareer.ru
|