Специалист по
логистике в западных организациях - один из самых значимых и
высокооплачиваемых сотрудников. В России важность работы этих
топ-менеджеров только начинают осознавать. С увеличением объемов
торговли, повышением уровня потребления товаров спрос на логистов растет
год от года. Однако высококлассных профи в этой сфере пока можно
пересчитать по пальцам.
Термин «логистика» (от греч. logistike -
искусство вычислять, рассуждать) применим, главным образом, к сфере
производства и товарообмена. Логистика решает вопросы, связанные с
оптимизацией процессов снабжения, распределения, складирования,
транспортировки продукции, то есть все проблемы, касающиеся перемещения
материальных потоков как в пределах предприятия, так и между его
поставщиками, посредническими фирмами и распределительной сетью. Таким
образом, с необходимостью формирования отделов логистики сталкиваются
все компании, которым требуется хранить и перемещать готовую продукцию
или материалы.
Идеальная модель
Функциональный ряд
специалиста по логистике традиционно необычайно широк. Однако он может
меняться в зависимости от самых разных факторов. Например, от того,
какую роль отводят логисту и логистической службе в компании (насколько
весомо, значимо это подразделение для функционирования организации).
«Формируя
службу логистики, собственнику следует, прежде всего, оценивать
целесообразность той или иной ее структуры для самого бизнеса, -
рассуждает управляющий партнер компании BS Corp. Марина Михалева. - Надо
ориентироваться на такие показатели, как количество поставщиков и
филиалов, объем закупок и т.д. Если речь идет о крупной оптово-розничной
компании, то очевидно, что логистика здесь должна быть представлена
всеми направлениями: транспортным, складским, закупочным. Следовательно,
и структура службы окажется разветвленной. В такой компании
собственнику просто необходимо нанимать директора по логистике, который
бы объединил все направления. Статус топ-менеджера в данном случае будет
очень высок. Директор по логистике войдет в функциональную линейку
директоров, а в числе его функций будет участие в стратегическом
планировании развития компании, контроль всех бизнес-процессов службы
логистики, а также постановка задач и контроль их выполнения
подразделением. В подчинении у директора по логистике в крупной компании
окажутся руководители конкретных направлений: начальник транспортного
отдела, директор складского комплекса, начальник отдела снабжения
(закупок), каждый из которых будет решать более узкие задачи».
Руководителей
отделов службы логистики, напрямую подчиняющихся директору по
логистике, не относят к категории функциональных директоров. Однако в
сферу их компетенций входят весьма глобальные задачи. Так, начальник
транспортного отдела занимается управлением транспортными потоками:
производит экономический расчет целесообразности владения и выведения
транспортных средств на аутсорсинг, рассчитывает ГСМ, обговаривает
условия грузоперевозок (стоимость, ответственность, штрафные санкции),
формирует стандарты разгрузок и погрузок, составляет оптимальные
маршруты.
В функции начальника складского комплекса входит
расчет оборачиваемости склада, работа с товарными остатками (сведение их
к нулю), формирование системы хранения товара, автоматизация склада,
расчет и закупка складского оборудования, ведение системы складского
учета.
Наконец, в компетенцию руководителя отдела снабжения или
закупок входит выбор поставщиков и договорная работа с ними, определение
оптимальных и минимальных партий товара при поставке, анализ
ассортимента с точки зрения маркетинга (выделение позиций спроса),
финансов (определение рентабельности) и логистики (оборачиваемость
товара).
Кроме того, на отечественном кадровом рынке возникают и
совершенно новые вакансии в сфере логистики. «В связи с тем, что
российские компании активно используют опыт западных фирм, на рынке
появилась должностная позиция управляющего цепями поставок, - добавляет
директор кадрово-консультативного центра «Эгида» Людмила Ларионова. -
Это уже не просто специалист, отвечающий за отдельное направление, а
некий интегратор, который постоянно поддерживает оптимальный уровень
товарных запасов, определяет ассортимент и объемы продукции,
согласовывает с поставщиками маршруты, комплектацию, сроки поставок,
очередность партий грузов, а также решает вопросы непрерывного снабжения
производства сырьем, а потребителя - готовым продуктом. Иными словами,
это координатор, который в режиме реального времени отслеживает товарные
потоки компании и оперативно реагирует на возникающие препятствия».
Трансформация
отдела
Структуру службы логистики, состоящую из начальников
отделов с директором по логистике во главе, можно назвать идеальной
моделью. Тем не менее, создавать масштабное подразделение не всегда
целесообразно. Многих собственников интересует вопрос: на каком этапе
развития торгового бизнеса возникает необходимость в формировании
полноценной службы логистики и в найме высококлассного специалиста -
директора по логистике?
По оценке самих топ-менеджеров, в
маленьких компаниях (приблизительно до 100 человек), имеющих небольшое
товарное движение, директор по логистике не нужен. С управлением вполне
справятся два руководителя: начальник транспортного отдела и заведующий
складом. Потребность в стратегической фигуре директора по логистике
возникает в тех случаях, когда организация бизнес-процессов требует
некой аналитики. Скажем, если компания работает с большим товарным
ассортиментом (свыше 10 тыс. sku), если в организации существует
масштабная заказная система, крупные транспортные развязки, то без
грамотного логиста ей уже не обойтись.
Особенности формирования
службы логистики и выделения функционального ряда директора по логистике
могут быть связаны с профилем компании. К примеру, в организации,
занимающейся транспортными перевозками, служба логистики, скорее всего,
будет представлена исключительно транспортным отделом (складская
деятельность как таковая здесь отсутствует). Соответственно, и директор
по логистике будет выполнять, главным образом, функции координирования
заказов и оптимизации маршрутов движения. Если же мы обратим внимание на
строительную компанию, то главенствующей здесь будет закупочная
логистика. Масштаб закупок в строительстве необычайно велик: от
собственно строительных материалов (песок, бетон, кирпич) до отделочных.
Поэтому главной задачей службы логистики и ее руководителя будет выбор
поставщиков на основе анализа закупочных цен.
Наконец, структура
службы логистики и функции директора могут зависеть от системы
подчинения в компании. «Как правило, директор по логистике подчиняется
первому лицу организации, - говорит консультант компании BS Corp.
Алексей Елизаров. - Однако в некоторых компаниях блок логистики может
находиться в подчинении коммерческого директора. В этом случае директор
по логистике не входит в категорию линейных директоров, не участвует в
стратегическом планировании, а его функции ограничиваются функциями
исполнителя». По мнению экспертов BS Corp., подобная система подчинения
типична для небольших компаний с маленьким товарооборотом. В таких
организациях служба логистики еще недостаточно масштабна, и
коммерческому директору довольно легко ею управлять. Однако как только
бизнес переваливает планку по количеству ассортимента и числу
поставщиков, должность директора по логистике выводят на первую линейку.
Вместе с тем, у директора по логистике есть реальная
возможность вырасти и до первого лица компании. «Если логистическое
подразделение работает в холдинговой организации, то порой его выделяют в
отдельное юридическое лицо, и создается логистический оператор, -
приводит пример Людмила Ларионова. - В этом случае главный логист
становится генеральным директором отдельной компании, входит в совет
директоров холдинга, а нередко становится и акционером».
Конфликт
на издержках
Для среднего и крупного бизнеса грамотный логист -
настоящая находка. С его приходом в компанию акционерам открываются все
финансовые дыры, образовавшиеся из-за отсутствия оптимизации и
банального воровства сотрудников. «Если обобщить все функции логиста, то
можно сказать, что основной задачей этого специалиста является
сокращение издержек, - резюмирует Марина Михалева. - Грамотный логист
может сократить издержки компании на 40%! Это очень большая цифра.
Многие собственники просто не верят, что деньги фактически лежат у их
ног. Только найми профессионала - и собирай».
Однако благородная
цель директора по логистике нередко вызывает недовольство у
руководителя коммерческой службы. Конфликты между логистом и
коммерсантом нередки. Дело в том, что у этих топ-менеджеров совершенно
разные задачи. Коммерсант нацелен на то, чтобы расширить ассортимент
товаров для потребителей и выручить максимальную прибыль от продажи
этого ассортимента. Логист же, придя в новую для себя компанию, через
некоторое время увидит, какие товары генерируют прибыль (от их продажи
компания получает основной доход), а какие - нет. Учитывая, что цель
логиста - сократить издержки, он нередко настаивает на исключении из
ассортимента товаров, которые не продаются и соответственно не приносят
компании денег, а лишь расходуют их. Ведь непродаваемый товар занимает
место на складе, а если все же покупается, то в небольших объемах, и
затраты на его доставку перекрывают доход от продажи.
«Избежать
конфликта коммерсанта и логиста можно, - уверен Алексей Елизаров. - К
примеру, в практике одного из соискателей на должность директора по
логистике была подобная ситуация, которую специалист разрешил следующим
образом: он выделил в отдельный ассортиментный ряд товары, на которых
компания мало зарабатывала, и повысил их стоимость. Таким образом, когда
клиент покупал данную продукцию, организация оставалась в прибыли. В то
же время логист выделил группу товаров с высокой рентабельностью,
которую коммерческая служба начала усиленно продвигать. В итоге в
компании не только сократились издержки, но также увеличились обороты и
доход».
Наконец, избежать конфликта можно, определив вектор
развития самой организации. Если главная цель компании - агрессивное
развитие, то решающее слово будет за коммерческим директором, и службе
логистики придется подстраиваться под те схемы, которые разработают
маркетологи. Если же организация достигла желаемого уровня и цель
акционеров - отжимание прибыли, сокращение издержек, то весомее окажется
мнение директора по логистике.
Чем торговые логисты лучше
производственных?
Требования к соискателям на должность
директора по логистике также неоднозначны, как и функции этого
специалиста. Как отмечают эксперты кадрового рынка, перечень требований к
кандидату зависит, прежде всего, от масштаба, организационной структуры
компании, от того, что ожидают от специалиста сами собственники. «Если
директор по логистике подчиняется коммерческому директору, то к его
опыту будут одни требования, - поясняет Марина Михалева. - Если
организация в большей степени ориентирована на транспортную логистику (к
примеру, занимается доставкой грузов по России), то ей будет нужен
человек, имеющий опыт работы в транспортной логистике. Каждый конкретный
случай индивидуален».
Тем не менее, можно выделить ряд
формальных критериев, которые обычно оказываются важны работодателю при
найме директора по логистике. Во-первых, собственник акцентирует
внимание на товарном ассортименте, с которым работал соискатель. Важно
понять, каким количеством наименований (sku) управлял логист: чем больше
ассортимент, тем сложнее управление и богаче опыт.
Второй
главный критерий - это сфера, в которой работал кандидат:
производственная или торговая. Преимущество отдается логистам из
торговой сферы. Самые сильные логисты вырастают в дистрибьюторских
оптово-розничных компаниях. В свою очередь, логисты из сферы
производства не имеют практической ценности для торгового бизнеса. На
производстве они работают с малым количеством ассортимента и долго
подстраиваются к динамичному ритму торговой организации.
Наконец,
третий критерий - это количество удаленных от центра структур, которыми
управлял соискатель (филиалы, складские помещения). «Этот фактор
становится особенно важным для компаний, намеревающихся развиваться в
регионах, - отмечает Марина Михалева. - Рентабельность в филиалах всегда
ниже, чем в центре. И если компания, работающая с ассортиментом в 15
тыс. sku, выходит в другой город, то задача коммерческой службы и
логиста понять, какой объем ассортимента выдавать в регион. Коммерческий
директор определяет это с точки зрения потребностей региона, а логист -
с точки зрения сокращения издержек. Вместе они должны прийти к
оптимальному решению. Такой опыт работы соискателя по выделению
«региональной» группы товаров совместно с коммерческой службой является
очень важным для организаций, осуществляющих региональную экспансию.
Вообще компаниям, нацеленным на активное развитие в регионах, нужен
человек с большим опытом работы. Обычно в такие организации не нанимают
людей, компетенцию которых придется доращивать. Специалист «на вырост»
придет к правильным решениям методом проб и ошибок, а ошибки в случаях
агрессивного развития стоят дорого».
К числу специфичных
требований к опыту кандидатов на должность директора по логистике
относят умение эффективно взаимодействовать с IT-отделом по вопросам
разработки и внедрения информационных систем. «С развитием и укрупнением
отечественного бизнеса грузопотоки торгово-промышленных и сетевых
торговых компаний резко выросли и продолжают увеличиваться, - отмечает
Людмила Ларионова. - Как следствие, уже невозможно представить крупную
организацию, не использующую в своей деятельности различные ERP-системы.
Навыки работы с информационными системами все чаще становятся
обязательными для кандидатов на должность директора по логистике».
Что
же касается опыта работа в аналогичном по формату бизнесе, то это
требование не всегда выдвигается, как основное. По словам Марины
Михалевой, работодатели обычно смотрят, насколько отсутствие того или
иного опыта у кандидата критично именно для их компании. К примеру, если
специалист не имел опыта работы в транспортной логистике, а доля
таковой в организации всего лишь 10% и она отдана на аутсорсинг, то,
скорее всего, такого человека возьмут (конечно, в том случае, если он
подходит по всем остальным характеристикам). Если же рассматривают
кандидатуру на должность управляющего транспортной логистикой, а человек
работал только директором по снабжению, то уже есть повод задуматься,
сумеет ли он переключиться с закупочной логистики на транспортную.
Стратег
и тактик
При найме директора по логистике кадровые компании
советуют работодателям обращать внимание на профессиональный тип
соискателя. «Логистов, как никаких других топ-менеджеров, можно четко
разделить на два типа: так называемые «синие воротнички» и «белые
воротнички», - говорит Алексей Елизаров. - «Синие воротнички» - это
бывшие заведующие складом, этакие хозяйственники времен советских
предприятий. Средний возраст специалистов - 40-45 лет. В компании таким
логистам можно доверять функции контроля, потому что они знают все
лазейки: как и где можно украсть. «Белые воротнички» - более молодые
специалисты, имеющие профильное образование. Это аналитики-калькуляторы,
которые могут просчитать оборачиваемость товара совместно с финансовой
службой и эффективно взаимодействуют с IT-подразделением».
Иными
словами, «белые воротнички» занимаются стратегией в области логистики, а
«синие» - тактикой. Поэтому выбор логиста зависит от потребностей самой
компании - кто ей нужен: стратег или тактик?
«При подборе
директора по логистике надо учесть множество нюансов, - убеждена Марина
Михалева. - Например, выяснить, насколько технологичен бизнес, обратить
внимание на то, какой человек занимает должность IT-директора, позицию
финансиста и, ориентируясь на все это, смотреть, какой логист впишется в
организационную структуру, приживется в данной компании». Все очень
индивидуально. С одной стороны, если в организации вообще никогда не
было должности директора по логистике, можно нанять и «белого
воротничка». Но не факт, что такой современный типаж впишется в
консервативную компанию. Перед тем, как приступить к работе, «белые
воротнички» проводят аудит тех людей, которые уже трудятся в службе. И
если они видят, что большинство служащих из «синеворотничковой темы», то
настаивают либо на смене отдельных сотрудников, либо на найме
дополнительного человека - помощника-аналитика. В противном случае
топ-менеджер может просто не справиться со своими обязанностями.
В
качестве иллюстрации подбора логиста определенного типа в компании BS
Corp. приводят следующий пример. «В региональное подразделение крупной
организации требовался специалист по логистике, - рассказывает Алексей
Елизаров. - Подбор осложнялся тем, что руководитель этого регионального
отделения сам вырос из логиста. Поэтому требовалось найти человека,
который по компетенции не уступал бы генеральному директору, но, вместе с
тем, обладал какой-то дополнительной профессиональной способностью.
Чтобы понять, какой человек впишется в организационную структуру, мы
изучили саму компанию и определили типаж генерального директора.
Выяснилось, что компания очень технологична, а первую позицию занимает
человек, которого, скорее, можно отнести к «синеворотничковому» логисту.
Решение стало очевидным: идеальным вариантом для организации был бы
специалист, обладающий большим опытом по аналитической обработке
информации, то есть «беловоротничковый» топ-менеджер. Именно такие
способности удачно дополняли компетенцию генерального директора, а сам
топ-менеджер отвечал потребностям формата компании».
В головном
офисе этой же компании ситуация была похожей, но там оказался верным
несколько иной вариант решения кадровой проблемы. Должность директора по
логистике занимал «синеворотничковый» логист. Компанию устраивал этот
сотрудник - он хорошо управлял удаленными структурами, но акционеры
понимали, что службе логистики не хватает стратегического видения, некой
систематизации, человека с компетенциями не хозяйственника, а
аналитика-калькулятора. Нанимать второго специалиста, обладающего этими
дополнительными компетенциями, оказалось дорого. В итоге было принято
решение нанять логиста-«белого воротничка» из более крупного бизнеса в
качестве эксперта, консультанта. Такой человек был призван подтянуть
существующего логиста до уровня стратега.
«Появление
консультантов в сфере логистики можно назвать новой тенденцией, -
отмечают эксперты компании BS Corp. - Специалисты, обладающие большим
опытом решения задач в данной сфере, с удовольствием берутся за
проектные работы, рассчитанные на 3-4 месяца, максимум - на полгода».
Как
уходят логисты
По статистике кадрово-консультативного центра
«Эгида», спрос на специалистов в сфере логистики на протяжении последних
двух лет постоянно растет. Это связано с существенным увеличением
объемов торговли, повышением уровня потребления товаров, а также с
ростом промышленного производства в стране. «Сегодня востребованы
логисты широкого профиля, способные координировать склад, закупки,
транспорт, - рассказывает Людмила Ларионова. - Ценятся также логисты в
сфере промышленного производства, которые знают специфику
производственного процесса. Если говорить о спросе со стороны
работодателей, то, очевидно, нижегородские компании испытывают дефицит
руководителей складским комплексом, также нужны специалисты по ВЭД,
знающие таможенное законодательство. Менее востребованы начальники
отдела снабжения, специалисты по транспортной логистике».
В свою
очередь, эксперты хедхантинговой компании BS Corp. отмечают, что
высококлассных логистов, как, в общем-то, и любых других топ-менеджеров,
в Нижнем Новгороде немного. По подсчетам BS Corp., их всего несколько
десятков. Что же касается спроса на управленцев в сфере логистики, то он
высок, но реальная потребность в профессионалах, способных руководить
всем логистическим блоком (закупки, складское хозяйство, транспорт),
есть только у среднего по масштабу торгового бизнеса. «Таких компаний у
нас в городе несколько десятков (хотя обычно считается, что их около
сотни), поэтому спрос и предложение более-менее уравновешены, - говорит
Марина Михалева. - По крайней мере, все специалисты, которых можно с
уверенностью отнести к высококлассным логистам, трудоустроены, чего не
скажешь, к примеру, о тех же коммерсантах».
В компании BS Corp.
отмечают и такой момент: управленцы в сфере логистики наименее подвижны в
плане смены работы. «В нашей практике не было ни одного случая, когда
бы логист сам уходил из компании или его увольняли, - отмечает Марина
Михалева. - Как правило, эти люди довольны тем, что имеют, и переходят в
другую компанию только в том случае, если поступает привлекательное
предложение».
Что касается заработной платы специалистов в сфере
логистики, то она зависит от размеров компании и от масштабности
функций руководителя. Так, вознаграждение директоров по логистике
составляет в среднем от $1500 до $3000 в месяц, начальника транспортного
отдела - от $1000 до $1800, руководителя складского комплекса - от
$1500 до $2000, а начальника отдела снабжения - от $1000 до $1500.
Вознаграждение складывается из окладной и бонусной части (их
соотношение, как правило, 70:30). Бонусную часть привязывают к
оптимизации издержек, то есть топ-менеджер получает определенный процент
от сэкономленной для компании суммы. В то же время бонусную часть
руководителей службы логистики в региональных филиалах могут привязывать
и к конкретным smart-задачам: к примеру, руководитель к определенному
числу должен наладить работу склада, транспортного отдела и т.д. В этом
случае для расчета бонусной части составляется таблица с коэффициентами,
скажем, от 5 до -5, и эффективность работы руководителя оценивается по
этой шкале. Расчет заработной платы специалиста всегда прозрачен и
подчинен математической логике как, впрочем, и вся работа директора по
логистике.
По данным сайта
www.vch.ru
|