О стиле
управления департаментом логистики, важности индивидуального подхода к
каждому сотруднику и о способах повышения эффективности выполнения
бизнес целей организации, в интервью журналисту Портала www.TradeMaster.UA
рассказал Николай АРТЕМЕНКО, директор по логистике «Сен-Гобен
Строительная Продукция Украина».
ТМ: Вы
считаете, что «Эффективная система мотивации – это…?».
Николай АРТЕМЕНКО
(Н.А.): Мотивационная система - это комплекс
мероприятий, направленных на приведение в действие внутренних процессов,
стимулирование людей с целью достижения предустановленных целей.
ТМ: Какие
показатели (критерии) характеризуют уровень эффективности департамента
логистики?
(Н.А.): Совет
профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply
Chain Management Professionals, CSCMP) на сегодня определяет более 200
KPI.
Разные компании (сфера деятельности,
размеры, маржинальность продукции и т.д.) акцентируют свое внимание на
различных критериях эффективности, значимых для них. Однако можно
вычленить общие группы KPI, охватывающие большинство видов бизнеса:
А) Качество логистического сервиса по выполнению клиентских
заказов и доставки продукции: своевременность; в полном
объеме по количеству и качеству (без пересортов, недостач, поврежденной
продукции или ее упаковки и т.д.); наличие/отсутствие запасов
(измеряются в момент размещения клиентского заказа в системе).
Эти KPI особенно актуальны для продукции
с высокой инвойсной стоимостью.
Б) Измерение и мониторинг затрат вдоль всей цепочки поставок:
общие логистические затраты к объему продаж (%); логистические затраты
по отношению к проданному товару; складские затраты; транспортные
затраты (входящие, исходящие) по отношению к единице продукции;
производительность труда работников и т.д.
Эти KPI особенно актуальны для продукции
с низкой инвойсной стоимостью.
В) Добавочная стоимость - дополнительные
услуги, необходимые клиенту, за которые он готов доплачивать
(специализированная упаковка; дизайн продукта/упаковки; формирование
наборов из продуктов, используемых отделами маркетинга клиентов для
продвижения товаров на рынке).
Г) Устранение лишних/неэффективных звеньев или операций,
т.е. KPI, выявляющие шероховатости, неравномерности и несоответствия на
протяжении всего процесса цепочки поставок от
планирования/прогнозирования до конечной поставки продукции.
Другой подход заключается в
группировании KPI по их неотъемлемым отличительным признакам.
Характерная черта
|
Определение
|
Метрика
|
Надежность логистического сервиса
|
Выполнение обязательств по выполнению заявок /заказов -
доставка продукции
|
Своевременная доставка продукции, Доставка в полном
объеме по количеству и качеству, Наличие/Отсутствие запасов
|
Способность к быстрому реагированию
|
Скорость/Быстрота выполнения заказов (заявок)
|
Промежуток времени с момента размещения заказа до его
выполнения
|
Гибкость логистических сервисов
|
Способность реагирования к изменениям, происходящим на
рынке для получения/поддержания конкурирующего преимущества
|
Промежуток времени с момента изменения до "закрытия"
вопроса
|
Логистические затраты
|
Все затраты, имеющие отношения к цепочке поставок
|
Логистические затраты по проданной продукции (COGS),
Общие логистические затраты, Продуктивность логистических сервисов,
Затраты по гарантии и возвратам
|
Эффективность управления активами в цепочке поставок
|
Эффективность в управлении инвентори для поддержания и
удовлетворения спроса
|
Оборачиваемость складских запасов
|
Когда мы устанавливаем цели и задачи по
SMART (конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, ограниченные во
времени), мы должны понимать, какие конкретно числовые значения в
конечном итоге мы хотим получить. Мало установить KPI, необходимо
установить уровни их достижения, «равняясь» на эталонные/лучшие
показатели по индустрии.
!Важно
измерять производительность и эффективность для обеспечения выполнения
бизнес целей и стратегии организации, определять сегодняшнюю ситуацию
для сравнения с конкурентами и эталонными значениями в индустрии, равно
как и использовать настоящие показатели как отправную точку и движущую
силу для дальнейших улучшений. Невозможно улучшить то, что не
измеряется.
ТМ: Какие
показатели эффективности Вы используете в работе для оценки ключевых
должностей департамента?
(Н.А.): KPI
департамента логистики в целом:
- Надежность используемых логистических
сервисов;
- Способность к быстрому реагированию,
гибкость;
- Эффективность в управлении инвентори
для поддержания и удовлетворения спроса.
KPI руководителя логистики:
- Оборачиваемость складских запасов;
- Затраты на логистику;
- Уровень предоставляемого сервиса
клиентам, применение оптимальных схем/цепочек поставок, устранение
лишних элементов в бизнесс-процессах.
KPI руководителя транспортной
логистики:
- Своевременная
доставка продукции;
- Доставка в полном объеме по
количеству и качеству;
- Своевременность подачи транспортных
средств под загрузку.
KPI руководителя складской
логистики:
- Эффективное использование складских
площадей;
- Эффективное использование зон для
обеспечения максимальной пропускной способности при обработке на «вход» и
«выход»;
- Скорость подбора заказов;
- Гибкость при удовлетворении заказов,
которая заключается в умелом планировании, распределении смен и
использовании гибкого графика их работ, выполнение стандартов EHS
(выполнение критериев требований безопасности по установленным
стандартам).
KPI аналитика в
сфере логистики и управления запасами:
- Управление складскими
запасами/оборачиваемость товаров на складе;
- Уровень инвентори и его структура,
ABC/XYZ;
- Анализ «здоровости» складских запасов
(поврежденные товары, вышедшие из употребления, с превышающими
остатками, медленно оборачиваемые и т.д.).
ТМ: Какие
основные составляющие правильной мотивации сотрудников отдела
логистики?
(Н.А.):
Руководителю отдела логистики необходимо вызвать интерес и желания среди
сотрудников выполнять поставленные задачи с максимальной отдачей,
добровольно применяя для этого все имеющиеся у них знания, опыт и
умения.
Важно создать средства поощрения, т.е.
дополнительные поощрения или выгоды в дополнении к заработной плате,
чтобы подстегнуть сотрудников выполнять работу с наибольшим рвением.
Правильная комбинация монетарных и не монетарных средств поощрения для
конкретного индивида – залог его успешной мотивации.
Деньги удовлетворяют не только
психологические потребности, но и общественные, а также дают гарантию
защищенности. Однако если этот источник удовлетворен, он перестает быть
главной движущей силой. Поэтому важно по возможности делить его на 2
составляющие: заработная плата и бонусы, получение которых гарантируется
при достижении предустановленных целей.
Возможности продвижения по службе
заслуживших сотрудников; гарантия стабильной работы и заработной платы
(защищенность); потребность в признании и оценки деятельности;
причастность; расширение прав и полномочий; делегирование обязанностей и
ответственности (децентрализация управления); обогащение знаниями -
ротация функциональными обязанностями между сотрудниками отдела;
тренинги, направленные на развитие необходимых компетенций и навыков;
менторинг и коучинг, создание сплоченного и дружного коллектива,
проявление эмпатии и участия в проблемах подчиненных, в том числе и
личного характера – далеко не полный перечень факторов, являющихся
мощными стимулирующими (либо наоборот) средствами для повышения
результативности.
На мой взгляд, в длительной перспективе
сотрудничества, они играют решающую роль. Потому что с одной стороны
монетарные факторы воспринимаются почти как должное и само собой
разумеющееся, с другой, мы, руководители отдела логистики, не всегда
можем с помощью этих факторов достойно выделить того или иного
сотрудника, находясь в установленных организацией рамках. Бонусы, премии
и т.д. не всегда и не во всех организациях являются индивидуальными, а
зачастую коллективные.
Наибольший элемент творчества
руководитель можем проявить при немонетарных средствах поощрения (и
наказания - также мотивирующий фактор, хоть и со знаком минус).
ТМ: Какие
задачи важно поставить перед собой руководителю логистики, настраивая
систему мотивации?
(Н.А.):Определить
задачи отдела и сотрудников на определенный период. Далее выявить
мотивационные факторы как каждого сотрудника в отдельности, так и отдела
в целом, актуальные на определенный период времени при определенных
обстоятельствах и окружающей внутренней и внешней среде.
Строить эффективную систему мотивации
необходимо собственноручно и каждый раз заново, поскольку существует ряд
факторов, определяющих мотивацию и которые необходимо учитывать, и
которые отличаются в каждой конкретной ситуации.
Внутренние факторы
- Каждый сотрудник
неповторимая индивидуальность
У каждого свои потребности, ожидания,
убеждения, ценности, накопленный опыт, образ мышления, позиции и
отношение к жизни/работе и т.д. У каждого свой стаж работы в
организации.
- У каждого сотрудника
индивидуальные мотивы
Два человека с одинаковым образованием,
возрастом, полом, квалификацией, стажем работы при прочих равных,
выполняя одну и ту же работу, могут показывать различные показатели
эффективности. Вывод – то, что мотивирует одного, совсем не обязательно
мотивирует другого.
- Мотивы сотрудника меняются
со временем
У сотрудника, только пришедшего в
организацию, факторы мотивации отличаются от сотрудника с большим
стажем.
- Структура, культура,
миссия, стратегия и цели организации
Корпоративная культура, ценности,
правила и положения; «зрелость» организации, есть ли в наличии НR
департамент или хотя бы НR сотрудник и какие его обязанности и
полномочия.
- Лидерские качества
руководителя
Внешние факторы:
При построении системы мотивации надо
учитывать экономическую ситуацию, ситуацию на рынке труда, конкуренцию
на рынке, тенденции и перспективы т.д.
ТМ: Как
система мотивации Вашего департамента логистики за 2012-2013г. повлияла
на повышение эффективности? Какие измеримые результаты
получила компания после внедрения системы мотивации?
(Н.А.):
Повышение мотивационных мероприятий привели к эффективным коммуникациям
как между мной и подчиненными, так и между сотрудниками внутри отделов
(логистика, кастомер сервис, склад).
Я не смогу вычленить в цифрах, какой
конкретно отдельный вклад внесла мотивационная система в достигнутые
результаты, поскольку она является одной из, но, безусловно,
неотъемлемой составляющей общего процесса управления людьми. Кратко
назову основные достижения, которые достигнуты в текущем году по
сравнению с предыдущим годом:
- Затраты на транспорт: импорт
(входящие поставки) – снижены на 16%, экспорт (исходящие поставки) и
внутренние – снижены на 7%.
- Складские затраты: складские площади
оптимизированы на 12%.
- Складские запасы (инвентори) -
снижены на 16%, оборачиваемость выросла на 53%.
- Производительность и
улучшение качества
- Своевременная доставка продукции:
доставка в полном объеме по количеству и качеству – 97%.
- Таможенное оформление грузов – 100% «с
колес», таможенное оформление в течение 4-5 часов – 98%.
- Складской сервис: аккуратность подбора
заказов – 98,9%.
- Пропускная способность склада
увеличена на 20%.
- Наличие/Отсутствие запасов в момент
размещения заказа – 98%.
- Уровень удовлетворенности
клиентов предоставляемым логистическим сервисом
По опросу дистрибуторов независимой
компанией ММГ («Международная маркетинговая группа Украина»), в 2012г.
уровень логистического сервиса нашей компании составил 93% (на 3% выше
от ближайшего конкурента).
ТМ: Какой
стиль управления и почему наиболее всего подходит для Руководителя
Логистики (наиболее эффективен для Вас)?
(Н.А.): Как
не существует 2-х одинаковых людей, так и нет одинаковых стилей
управления. Более того, слепо копировать чей-либо, даже самый успешный
стиль - это всегда значительно хуже, чем выработать собственный,
поскольку копия всегда будет оставаться лишь копией.
Любой стиль управления может быть
успешным. Многое зависит от исходных данных. Например, в зависимости от
того, каким контингентом приходится управлять в данный момент менеджеру.
Считаю наиболее эффективным
демократичный (участвующий) стиль управления, при котором лидерские
качества руководителя, его личный пример играют важную роль.
Этот стиль близок мне по духу и является
единственно приемлемым при цивилизованных условиях работы. Сотрудники
рассматриваются как члены единой команды, вовлекаются в процессы
принятия решения, путем делегирования и наделения полномочий по
конкретным заданиям. Открытая, демократичная атмосфера способствует не
бояться выражать свои мысли и идеи руководству, вносить свой вклад в
достижение целей и задач подразделения.
Этот стиль управления приводит к
максимальной мотивации, «зажигает» сотрудников, «драйвит» их, делает
удовлетворенными, мотивированными. В процессе выполнения трудных задач
сотрудники повышают свою квалификацию, растут профессионально.
Надо признать, что реализация такого
стиля требует много времени и усилий, но он того стоит.
Портал розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.UA