Директор по логистике – «пустая» должность в штатном расписании
или сотрудник, в котором у вашей компании есть насущная потребность?
Пришло время четко определиться, тратить ли время и нервы на поиск...
Логистика, вернее логистический подход, может быть применен абсолютно
в любой сфере деятельности: и в управлении масштабным бизнесом, и в
самой что ни на есть бытовой повседневности – оптимизации маршрута
движения по магазинам в выходной день. Рассмотрим, например, некий салон
красоты, чья основная задача – оказание услуг. Ни о какой торговой
составляющей в его деятельности не идет и речи, впрочем, как и о
транспортной, производственной и складской. Вся сторонняя активность
салона сводится лишь к закупкам расходных материалов и оборудования, да и
то в сравнительно малых объемах. Так нужна ли салону красоты логистика?
Оказывается, нужна. Пусть минимальная, пусть только закупочная, но
нужна. Шутки шутками, однако приходится считать и тут: покупать пузырек
шампуня каждую неделю или сразу приобрести упаковку и забыть на три
месяца о шампуне как таковом. А то, что большой выгоды закупочная
деятельность этому салону не принесет, это вопрос второй.
Другой пример – транспортная компания. Здесь основной деятельностью
также считается оказание услуг, но помимо этого присутствует и расходная
транспортная часть. Значит, уже не обойтись без оптимизации графика
маршрутов, загрузок автопарка и т. д. Качество транспортной логистики в
этом случае является определяющим для бизнеса в целом.
Так быть логистике или не быть? Ответ на этот вопрос во многом
зависит от результатов подсчета доли логистических операций в общем
объеме деятельности, приносящей прибыль (или убытки). Если такую долю
можно назвать весомой или существенной, то логистика компании,
определенно, нужна. Если же полученный результат на долю не тянет, но
процент все же составляет, то решение о привлечении логистики в свои
ряды компании нужно принимать с учетом иных параметров. Но поскольку
наибольший процент бизнеса в России приходится на область продаж
товаров, а не услуг, можно сказать, что в нашей стране логистика нужна
практически всякой организации.
В любой коммерческой деятельности существует два основных показателя:
статья доходов и статья расходов. Как правило, увеличением первых и
снижением вторых занимаются специальные подразделения фирмы – отдел
продаж борется за повышение доходов, а отдел закупок – за минимизацию
закупочных цен. Проблема в том, что в подавляющем большинстве случаев
такая, внешне привлекательная, узкая специализация не гарантирует
увеличение прибыли компании в целом. Преодолеть это «естественное
препятствие» можно при помощи логистического подхода. То есть провести
оптимизацию не в каком-то одном, а во всех подразделениях, являющихся
участниками логистической цепи компании. Более того, на целостных
структурах останавливаться не стоит – немало забот требуют и «стыки»
между отделами и «внешним миром». Как ни странно, даже при уменьшении
доходной части применение комплексного метода позволяет добиться
максимизации прибыли. Только вот всем ли компаниям это нужно?
РАЗМЕР НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ
Понятно, что большой компании логистика нужна. Хотя бы из соображений
имиджа и престижа. А как обстоят дела в небольших фирмах – стоит ли им
морочить себе голову какой-то забугорной логистикой? Что ж, попробуем
доказать, что «размах» деятельности никак не влияет на работу службы
логистики.
Всем известная пословица «Пока гром не грянет, мужик не
перекрестится» отлично иллюстрирует нынешние российские реалии: пока
компания имеет большой зазор между доходами и расходами или является
лидером рынка (не ощущает влияния конкурентов), проще говоря, «недурно
живет», осознанное движение к логистическому подходу у нее возникает
крайне редко. И чуть только стоит доходам показать тенденцию к снижению,
как к жизни вызывается масса поверхностных мероприятий: увольнение или
поиск новых сотрудников, проведение громких рекламных кампаний, введение
новой корпоративной культуры и т. п. Про внесение корректив в систему
логистики вспоминать в пылу невероятной активности как то не принято.
Хотя очевидно, что оптимизировать бизнес стоит не когда уже «прижало», а
пока еще «все хорошо» – есть время, финансовый и ресурсный потенциал.
Так вот, практика показывает, что в небольших фирмах служба логистики
работает эффективнее, чем в крупных компаниях. Потому что маленьким
предприятиям ждать у моря погоды не приходится – они живут в состоянии
«вечной грозы», гром ежедневно зубоскалит над ними. Доходы таких
организаций невелики, почти сопоставимы с расходами, а потому получить
прибыль они могут, используя именно логистический подход – других
инструментов в их распоряжении просто нет. Более того, подобные фирмы
могут вообще не знать слова «логистика», но в качественном измерении по
степени отточенности и продуманности система у них, зачастую, выстроена
на порядок грамотнее, чем в больших компаниях. Им вполне по силам
получать прибыль и с небольших оборотов – деньги внимательнее считает
тот, у кого их немного.
Таким образом, определяющим фактором потребности компании в логистике
служит не ее величина или масштаб деятельности, а соотношение между
доходами и расходами. И чем меньше это соотношение, тем более
качественной должна быть логистика, чтобы поддерживать фирму как минимум
в состоянии рентабельности, на плаву. Хорошим показателем для
иллюстрации этого является критерий ROI (Return On Investment) – отдача
вложенных денег.
ТАК НУЖЕН ЛИ ДИРЕКТОР ПО
ЛОГИСТИКЕ?
Чтобы понять, нужен ли вашей компании директор по логистике или вы
вполне можете обойтись без него, перво-наперво следует определить сферы
приложения логистики. Логистика начинается тогда, когда компания
планирует, например, внедрение корпоративной информационной системы. Уже
на этом этапе к процессу выбора или разработки системы необходимо
привлечь некоего разностороннего, «гибридного», не узкого специалиста,
который и был бы логистом, и смыслил в компьютерных технологиях, и
понимал бы, как все взаимосвязанно. И это отнюдь не праздный совет по
поиску золотого сечения в человеческом разрезе – сами представители IT,
как правило, не могут и не видят бизнеса компании в целом, не
представляют всего комплекса происходящих в нем процессов, а потому
зачастую разрабатывают то, что потом не работает или многократно
переделывается. Они честно пытаются собрать информацию от пользователей
разных подразделений, систематизировать ее и предложить какое-то
решение. Но последним столь же абстрактно рисуется их бизнес вне
пределов собственного отдела, а потому их требования обычно сводятся к
разработке того, что и так уже существует, более того, работает. Ну
разве ж тут до логистики?!
Конечно, существует масса привычных областей деятельности, в которых
использование логистического подхода считается само собой разумеющимся.
Это:
- проектирование складов (какой площади строить склад, какого объема, с
каким набором ячеек);
- снабжение (какое количество какого товара закупать и хранить);
- размещение товаров на складах (где, на каких ячейках и какой
именно товар хранить);
- производство (сколько товара произвести или какое количество
комплектующих закупить);
- транспорт и т. д.
Вот и оказывается, что проще перечислить те подразделения компании,
которые напрямую с логистикой не соотносятся. Навскидку вспоминается
лишь отдел кадров или бухгалтерия (хотя и тут существует такое понятие,
как логистика финансовых потоков, но для 90% российских компаний это
недостижимый уровень). А значит, если мы, конечно, говорим о
действительно качественной системе управления, вывод напрашивается один:
директор по логистике, понимающий суть работы всей организации в целом,
для компании – безусловная необходимость. Поскольку распределить
руководство логистикой предприятия «по чуть-чуть» по разным
подразделениям означает не контролировать эту сферу вовсе.
ДИРЕКТОР ПО ЛОГИСТИКЕ
ИЛИ КОНСУЛЬТАНТ?
Ни приходящий консультант, ни приглашенная консалтинговая фирма не
способны создать в компании работающую комплексную логистику. Чтобы
получить необходимое представление о бизнесе фирмы в целом, сотрудник
должен долго проработать в ней (или, хотя бы, аналогичных компаниях).
Причем крайне желательно – в разных подразделениях. И мало быть
наблюдательным, надо уметь видеть то, что скрыто от посторонних глаз,
попутно систематизируя полученные знания. В общем, нужно иметь особенный
склад ума. Логистический.
Кто из вызванных на подмогу сможет работать на таких условиях?! И
даже если и сможет, то, дабы оценить фронт работ, этого человека нужно
взять в штат и дать ему поработать по месяцу во всех подразделениях на
всех должностях. Не опрос сотрудников произвести, а именно поработать,
лично. Заодно отправить его посмотреть, как работают контрагенты, так
как это точки выхода во внешний мир. И только после всего этого
уполномочить его на проведение любых изменений в любых подразделениях.
Конечно, такая схема – утопия. Да и мнение, что представитель
консалтинговой конторы окажется более ответственен, чем директор по
логистике, очень спорное – все, естественно, зависит от каждого
конкретного человека.
Но многие практикующие логисты сходятся во мнении, что излюбленное
занятие подавляющего большинства отечественных консультантов – давать
пространные рекомендации. Они не готовы «вложиться» в дело на годы, им
нужны «быстрые» деньги. И если вам довелось лишь услышать: «Нужно
сделать вот так. Результат появится тогда-то и принесет столько-то
денег. На этом наша консультация окончена. С васѕ. рублей (долларов,
евро)», то общение на этом стоит и закончить. Впрочем, найти компанию,
на переговорах с которой вам пообщают, что: «Мы профессионалы в вашем
бизнесе. Мы это сделаем. Мы за это отвечаем. Стоить это будет дешевле,
чем нанимать директора по логистике», практически невозможно. Видимо,
это не меньшая утопия.
ЧТО ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ
ДИРЕКТОР ПО ЛОГИСТИКЕ
Можно выделить три основных варианта построения системы логистики в
компании.
1. Отдел логистики есть, но занимается операционной деятельностью. По
сути нет ни методов оптимизации логистической цепи, ни технологий
максимизации доходов, ни способов минимизации расходов и приведения всей
системы к точке оптимального баланса. То есть логистика как таковая
отсутствует.
Качества директора
Компании, как правило, либо располагают только «частичной»
логистикой, вследствие трудоустройства частично компетентного и частично
полномочного директора по логистике, либо называют этим модным словом
простую операционную деятельность (например, заказ транспорта для
развоза товара). И дело вовсе не в нехватке профессионалов. Причины
кроются в самой системе работы компании – руководство не понимает, что
такое логистика, для чего она нужна и какой эффект она даст, и
совершенно не представляет себе, каким набором качеств должен обладать
директор по логистике и какие полномочия ему необходимы для работы.
Руководство же логистикой должно осуществляться человеком, который
способен:
1. Оценить и в дальнейшем рассматривать весь бизнес
целиком, не дробя его на подразделения и отделы.
2. Относиться к деньгам компании, как к собственным.
3. Постоянно наблюдать за работой множества
подразделений и выявлять «точки, подлежащие логистической оптимизации».
4. Понять, как должны быть организованы
бизнес-процессы с точки зрения эффективной логистической цепи.
5. Легко разобраться в современных IT-технологиях и
методах их сопряжения с бизнес-процессами.
6. Взять на себя серьезные полномочия по изменению
процессов и технологий работы разных подразделений, а также по
регулированию «стыков» между подразделениями. |
2. Логистика компании фрагментарна и держится на эксклюзивных
навыках, умениях или опыте определенных сотрудников. Этот вариант, как
правило, используется в небольших компаниях с «семейным» менталитетом
либо в компаниях, владельцы которых во главу угла своего бизнеса ставят
человека и его способности.
3. Логистика наличествует в полном объеме. Есть продуманная система,
охватывающая и оптимизирующая все подразделения и точки сопряжения с
внешним миром. Механизм работает почти сам по себе и зависит от
человеческого фактора лишь в очень малой степени.
Компания должна четко понять, какую модель она имеет, а какую хотела
бы иметь. Исходя из полученного ответа ищется человек на должность
директора по логистике.
При варианте 1 директор по логистике будет иметь чисто
представительские, административные и имиджевые функции.
При варианте 2 директор по логистике должен будет работать
сам, нанимать и руководить сотрудниками, которые в свою очередь также
будут что-то делать.
При варианте 3 все куда сложнее. Если описанная модель в
компании уже работает, то директор по логистике, в общем-то, не нужен.
Если же компания только собирается начинать работать по данной схеме, то
на плечи директора по логистике ляжет нелегкая обязанность построить
эту самую систему логистики.
Практический опыт демонстрирует, что в отсутствие полноценной
логистики реализация варианта 3 проходит очень медленно и тяжело. В
условиях сложившихся традиций, существующих бизнес-процессов и методов
управления, при наличии «старой гвардии» (привыкших к своей работе
сотрудников) сопротивление среды столь велико, что быстро и
безболезненно все осуществить не получится. Только если не будет 150%
поддержки со стороны высшего руководства или владельцев бизнеса. И чем
крупнее компания, тем больше времени и сил нужно будет вложить. В любом
случае, процесс займет много времени, компания будет развиваться, что
потребует пересмотра или коррекции ее логистики. Впрочем, в процессе
оптимизации дойти до самой конечной точки, умыть руки и сказать, мол,
нам больше ничего не надо, невозможно. Подводя окончательные итоги,
стоит подчеркнуть, что директор по логистике не должен работать
логистом. В его обязанности входит создание в компании такой системы,
которая бы продолжала слаженно работать и после его увольнения
Где же ты, где,
директор по логистике?
Мне как ответственному сотруднику, немного понимающему в логистике,
психологии и местной корпоративной культуре, дали небольшое поручение –
организовать поиск кандидата на новую, «большую» и «гордую» должность –
должность директора по логистике. Не по транспортной, производственной
или снабженческой – директора по всей логистике, ответственного за
налаживание всей работы компании.
Что поделать, они так решили: долго совещались, проводили собрания,
спорили, в курилке обсуждали. Решение принято, надо исполнять. Значит,
ничего другого мне не остается, как совершить прогулку по кабинетам с
единственной целью – поинтересоваться пожеланиями к будущему сотруднику
непосредственно у ключевых руководителей нашей, почти транснациональной,
производственно-сбытовой компании.
Итак, запасаюсь специальной бумажной формой, в которую и буду
записывать обязательные и желательные требования к кандидату и
отправляюсь по кабинетам.
В кабинете у директора по финансам –
Я абсолютно уверен: наш директор по логистике должен иметь хотя бы
базовое экономическое образование и опыт работы экономистом. Потому что
экономика – это наука об оптимальной организации ограниченных ресурсов,
что есть главная функция логистики. Если наш новый директор по логистике
не будет владеть этой наукой, я однозначно буду против такого
кандидата. Логично я рассуждаю?
В кабинете у директора по сбыту –
Идеальный кандидат на эту должность должен уметь продавать. Продавать
свои идеи и нашу компанию. Вот пришел перевозчик, хочет работать с нами.
Мы ему должны так продать наши хиленькие ставки на доставку, чтобы этот
перевозчик ушел счастливым – ведь ему разрешили работать с такой
крупной, преуспевающей и со всех сторон замечательной фирмой.
В кабинете у директора по снабжению –
Да-да, я только что видел вас у директора по сбыту. Наверное, развивал
свою любимую тему «как надо уметь продавать». И что он этим хочет
сказать? Что вся компания – это исключительно сбыт и продажи? Господа,
тут ведь надо понимать, что хороший товар сам себя хвалит. Знаете ли,
очень легко присваивать себе чужие достижения. Пока они там бешеные
скидки каждому ларьку предлагают, подписывают кабальные договора, мы за
каждую копейку боремся. А качественное сырье и комплектующие очень
трудно достать. Тут надо иметь опыт в снабжении и желательно связи. А
если наш директор ничего не будет смыслить в закупках, какой же он тогда
мегалогист? Половина логистики – это закупки.
В кабинете у директора по производству –
У меня к вам очень большая просьба: найдите нам такого человека, чтобы
он не болтологией занимался, а реальным делом. У него обязательно должно
быть высшее техническое образование и умение работать со сложной,
разнородной информацией, техническое мышление. Я вижу на этой должности
только сильного аналитика. В противном случае, ничем не поможет – у нас
сложная многоуровневая территориально распределенная логистика.
В кабинете у директора по безопасности –
Директор по логистике будет принимать важные финансовые решения,
значит, мы должны быть застрахованы от взяточничества. Я имею в виду,
что человек должен пройти проверку на порядочность и лояльность
интересам компании. Возьмем рекомендации, проверим прошлые места
работы, устроим психологический тест, ну, и еще кое-что после его
пробного трудоустройства. Человек должен работать не за деньги, а за
идею!
В кабинете у начальника транспортного цеха –
Почему мы ищем людей на стороне? Мы тут занимаемся воспитанием кадров,
обучением, тренингами, а новые должности занимают люди, не имеющие
представления о том, что у нас тут не по науке, а реально происходит. Вы
все на Запад ориентируетесь, а у нас тут Россия! Идите, вот, лучше с
водителями и грузчиками пообщайтесь. Они хоть и на простом языке, но
очень точно расскажут вам, каким должен быть их начальник. А если
брезгуете, так я вам сам скажу. Хороший логист должен заслужить уважение
рабочего класса, быть харизматичным лидером, почти отцом родным. Идите,
пообщайтесь с водителями, это я вам серьезно говорю!
В кабинете у начальника информационного
обеспечения – Информация и умение с ней работать – вот, что
лежит в основе любой логистики. Мы тут сами часто не знаем, где какую
информацию взять, куда отправить, как обрабатывать. Заявки на
информационное обеспечение от пользователей бог знает какие приходят, мы
же не можем догадываться, что нашему юзеру на самом деле нужно. Пора
уже, действительно, заняться информационной логистикой. Я готов
помогать. Только если человек не будет информационно подкован, то грош
цена такому специалисту по логистике. Он и сам не сможет принять
оптимальное решение, и других не научит.
В кабинете у директора по персоналу –
Про лидерские качества кандидата и опыт руководящей работы я вам
говорить не буду – и так очевидно. Но требования этим набором не
ограничены. Человек должен быть активным и физически здоровым, готовым
проработать в компании еще хотя бы лет 20. Плюс у кандидата должна быть
сильная мотивация.
Если вы попробуете привести ко мне
бизнесмена-учредителя, у которого денег пруд пруди, а наша работа для
него развлечение, я буду категорически против. Надо будет изучить его
надежность как человека: где работал, сколько раз был женат/замужем,
есть ли дети и т. п.
Ну и самое главное, впрочем, вы сами должны понимать:
нам нужен не гордый человек – это с нашим-то генеральным... Помните
Разумовского? Очень себя уважал, думал, если он прав, значит, и
остальные должны эту правду принять. Вот и потерял работу. Так что
нашего директора по логистике надо подобрать так, чтобы он умел
подчиняться, а не только властвовать.
В кабинете у начальника складских комплексов –
Логистика предполагает грамотную работу по организации товародвижения,
поэтому наш новый директор по логистике должен знать, во-первых,
организационную и техническую сторону работы складов.
Во-вторых, он должен разбираться в вопросах
управления транспортом и уметь общаться с транспортными компаниями.
Далее, он просто обязан уметь поддерживать авторитет в среде грузчиков,
диспетчеров и других работников склада. Ну, и конечно, ему не обойтись
без знаний по внешнеэкономической деятельности. Вот такого мастера нам и
найдите. Хотя мое личное мнение: такой человек у нас уже есть.
В кабинете у генерального директора –
Я уверен, у вас уже есть десяток другой кандидатов, подходящих под
требования специалистов-руководителей. Мы ведь не зря платим вам хорошие
деньги? Вы всегда справлялись с поставленной задачей на отлично. Я жду
кандидатов в приемные часы. Можете идти.
– Но, господин директор, может быть, у вас будут
какие-нибудь специфические требования к идеальному кандидату, чтобы не
загружать ваш и без того плотный график лишними посетителями?
– Ничего особенного, я полагаюсь на свой опыт и
интуицию. Но поскольку должность ключевая, буду отбирать человека очень
тщательно. Мне нужно как минимум 10–15 идеальных кандидатов, проходящих
по всем требованиям. На этих словах завершилась моя прогулка по
кабинетам, и настал самый неприятный момент. Вынужден кое в чем
признаться: полгода искал человека, усердно искал. Деньги мы очень
хорошие предлагали. Дошло до того, что генеральный зарплату, равную
своей, предложил. Но кандидатов и после этого больше не стало. Ни один
до нашего первого лица не дошел, зря по кабинетам ходили. В чем же дело,
может, мы что-то не так делаем?
Идея! А вдруг нам нужны вы?! Да, правда, почитайте
все, написанное выше, еще раз. Вдруг именно вы подходите по всем
критериям? Приходите, обязательно приходите! В любое удобное для вас
время! Я вас даже чаем напою.
Евгений Потапенко Участник
конкурса «Ох, уж эта логистика», организованного компанией Logist-ICS. |
http://www.iteam.ru
|