Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Суббота, 27.04.2024, 02:08

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » О работе (законы, советы)

    Полцарства за логистика
    По причине неразвитости предложения обучающих программ по логистике работодателям ничего не остается, как обучать логистиков самостоятельно.

    Виктор Барановский, Менеджер по складской логистике компании Digsee.

    На рынке в целом существенно выросли требования к уровню подготовки и квалификации специалистов по складской и распределительной логистике. Этому весьма способствуют наблюдаемые тенденции: рост складских затрат за счет зарплат складского персонала и арендных ставок, усложнение работ на складе (увеличение ассортимента, доли срочных и мелких заказов, снижение размеров минимальной партии отправки), ускорение прохождения товара по цепочке поставок и проч. Большую роль в эффективности организации бизнеса начинает играть современное программное обеспечение. Но его использование на складе и в цепочке поставок подразумевает гораздо более высокий уровень квалификации складского персонала, занимающегося учетом и планированием работ.

    Специалистов катастрофически не хватает. В ходе реорганизации склада у одного из наших партнеров возникла срочная необходимость в специалисте, который мог бы не только руководить персоналом склада (имеющийся завскладом с этим более-менее справлялся), но и обеспечить складской учет, планирование работ, эксплуатацию нового программного продукта. Поиск специалиста на не самую высокую должность (фактически заместитель заведующего складом) занял больше двух месяцев, при этом в процессе поиска дважды поднималась планка зарплаты. Причины — все большее количество компаний осознают роль логистики как инструмента повышения конкурентоспособности предприятия. Но при этом количество специалистов по логистике, выпускаемых вузами, настолько невелико, что практически не влияет на рынок. Косвенно о соответствии их уровне подготовки потребностям работодателей можно судить по тому, что моим коллегам, занимавшимся поиском молодого дипломированного специалиста, не удалось "выловить" ни одного выпускника. Еще до выпуска, похоже, где-то за год, все они были обеспечены работой. Ситуацию несколько смягчает сравнительно большое количество случаев переквалификации в логистиков бывших математиков, инженеров. У них сформированы навыки использования математического аппарата, системного подхода к решению задач. И я знаю многобывших физиков и математиков, которые добиваются успеха в организации логистики. Но этот алгоритм поможет добиться успеха и построить карьеру в других областях, с большими карьерными перспективами.

    В целом можно отметить рост популярности профессии логистика. Причины налицо — очень большой дефицит кадров, в перспективе — стабильность занятости и карьерного роста, достаточно высокая престижность профессии.

    Очевидно, что решение кадровой проблемы, которая непременно возникнет или уже возникла в компаниях, чья деятельность связана с логистикой, непосредственно связано с обучением персонала. Но при этом у каждого свои цели при обучении, свой "стартовый уровень". Мое мнение — обучать нужно специалистов всех уровней, включая младших специалистов. Пока говорить о всеобщей готовности компаний инвестировать в персонал, пожалуй, рановато. Но тенденция увеличения внимания компаний к обучению своего персонала имеет место.

    Руководителям и ключевым специалистам целесообразно периодически принимать участие в открытых семинарах и круглых столах, посещать профильные выставки и конференции. Это нельзя назвать обучением — скорее обменом опытом и возможностью быть в курсе новых тенденций в своей области. Естественно, нужно читать профильную литературу, найти которую сейчас — не проблема.

    Специалисты среднего звена могут с пользой для себя и компании проходить обучение как на открытых, так и на корпоративных тренингах. Критерий выбора — количество учебных часов в программе тренинга и стоимость мероприятия. Тренинг-семинар класса "Все о распределении, складской и транспортной логистике за 2 дня и 1000 грн. (или за 1 день и 600 грн. )" вряд ли поможет специалисту. В Украине работают несколько бизнес-школ и тренинговых агентств высокого уровня, способных оправдать ожидания слушателей и их работодателей. Но очень много "примкнувших к движению" с целью быстрого и легкого заработка на поверхностно подготовленном мероприятии.

    Также сейчас развивается направление консалтинга и обучения персонала у компаний-поставщиков программного обеспечения для логистики. Уровень подготовки обучающих программ и семинаров у этих компаний часто очень высокий, с приглашением видных европейских специалистов, реализовавших большое количество проектов в разных областях. Естественно, присутствует определенный перекос в сторону предоставления участникам информации о продуктах, предлагаемых организаторами. Очень важно развиватьи младший персонал. Самый большой эффект принесет его обучение непосредственно на рабочем месте — не только правилам выполнения каких-то операций, которые входят в его круг обязанностей, но и тому, что может пригодиться в работе или натолкнуть на какую-то идею (если, конечно, позволяет его общий уровень подготовки).

    Виктор Пузанов, директор по логистике группы компаний "Чарівниця".

    Примерно три года назад рынок работы для логистиков был совершенно не таким, как сейчас, — здесь практически не было предложений, соответствующих уровню квалификации специалистов. Сейчас, судя по тому, как активизировались рекрутеры, я могу считать себя высоко востребованным профессионалом. И дело не только в том, какой специалист лично я. Очень многие компании наконец поняли, что логистика — это очень важно. В условиях жесткой конкуренции логистика — тот самый инструмент, который не только позволяет продавать по максимуму продукцию, но и дает возможность быть более конкурентоспособным в области ценообразования. Думаю, в ближайшие лет десять это будет одна из наиболее востребованных профессий на рынке Украины.

    Уже сейчас можно говорить о расслоении профессии и требований к специалистам. Сейчас уже очевидно четкое разделение спроса на такие специальности, как менеджер по складской и транспортной логистике. Кроме того, огромную роль в формировании требований к специалистам департаментов логистики играет внедрение сложных систем управления складами и транспортом. Роль человеческого фактора уменьшается. По сути, это означает, что складом руководят от силы пять-шесть человек — мозг склада, от которого зависит работа всего комплекса. Они очень хорошо знают систему, вводят в нее команды, которые должны выполнять нижестоящие складские работники. Именно эти люди требуют дорогостоящего обучения. Ведь от простого кладовщика теперь почти ничто не зависит, если, конечно, у вас современный склад.

    Практически то же можно сказать и о работниках отдела транспорта. Здесь теперь первую скрипку играет диспетчер (конечно, после системы управления транспортом). Если раньше работник транспортного отдела часто определял эффективность маршрута "задним числом", то теперь составить маршруты неоптимально можно, только если для этого есть специально введенные в систему предпосылки. И в этих условиях провайдером обучения ведущих специалистов выступают внедряющие системы компании. Обучение обычно включено в контракт.

    Повышение квалификации требуется только в случае, если осуществляется переход на более усовершенствованную версию программы.

    Помимо этого, обучение логистиков происходит и за счет тренингов. Продукты тренинговых агентств можно условно разделить на два типа — открытые тренинги, где выдается огромное количество общей информации (что на сегодня, в общем, соответствует потребностям покупателя), а также четкие и точные узкоспециализированные тренинги. Думаю, именно за ними будущее.

    Станислав Криворучка, управляющий отделом внутренней логистики компании MTI.

    В связи с развитием рынка в нашей стране логистика как наука и специальность на сегодняшний день стремительно прогрессирует. Не секрет, что наша компания является флагманом в таких направлениях бизнеса, как IT-дистрибуция и оптово-розничная продажа товаров народного потребления (обувь, одежда, аксессуары и др. ). Такой уровень развития компании требует от логистиков всех категорий научного подхода и глубокого анализа, оперативного мышления, внедрения и использования передовых технологий, разработанных в данной отрасли. Это диктует нам необходимость тщательного отбора специалистов, который мы проводим, опираясь прежде всего на профессиональные качества кандидатов, а также на способность работать в команде.

    Наряду с качественным подбором кандидатов мы постоянно проводим обучение и повышаем квалификацию "доморощенных" специалистов. Для этого приглашаем специалистовпрофессионалов для проведения тренингов, практических занятий и семинаров, а также сами отправляем наших сотрудников как на общие, так и на узкоспециализированные тренинги, например, по разновидностям стеллажного хранения и погрузочной техники, классификация товара по АВС-анализу и т. д. Большое внимание уделяем стажировке на должности с закреплением за обучаемым опытного наставника. Это позволяет нашим сотрудникам оперативно и досконально изучать штрих-кодирование, сканирование, работу с учетными базами данных, работу в необходимых аналитических отчетах и т. д.

    К сожалению, на сегодняшний момент уровень академического образования по специальности "логистик" значительно отстает от существующей потребности таких специальностей в бизнесе. Спрос на логистиков в Украине все еще намного превышает предложение, причем в основном в качественном выражении — настоящих профессионалов крайне мало. Практически нет и дипломированных специалистов, которые получили бы образование именно в данной области. Знаю, что многие учебные заведения готовят специалистов по профилю "логистика" — Киевский национальный транспортный университет, Харьковская академия городского хозяйства, Запорожский национальный университет, Национальный авиационный университет и др. , но каждый из этих вузов отличается спецификой подготовки и отраслевой направленностью.

    Как известно, спрос рождает предложение. Исходя из выводов многих специалистов в данной области, эта специальность уже признана, а в "Классификаторе профессий" появился "менеджер по логистике". Большинство студентов в вузах, которые готовят "логистиков", уже будучи на 3, 4 курсах, находят себе работу по специальности. Потенциальная потребность в специалистах по логистике, безусловно, высока, поэтому, удовлетворяя указанную потребность, мы часто встречаем в "логистической" сфере экономистов, финансистов, инженеров, юристов. Но, думаю, что стать хорошим логистиком многие хотят, но не все могут. Ведь эта специальность объединяет в себе комплекс качеств — нужно быть и инженером, и математиком, и системотехником, и аналитиком.

    Огромную перспективу развития в секторе логистики имеют бизнесшколы, тренинговые агентства, различные курсы повышения квалификации и консалтинговые компании. Все передовые компании готовы инвестировать в обучение своих сотрудников и ожидают на выходе высококвалифицированных специалистов, уже сегодня способных работать "завтрашними" методами.

    Владислав Кураев, директор по логистике компании "Хозмаркет" (ТПГ "Гелиос").

    Бизнесы во всех сегментах украинского рынка все больше уходят от сверхприбылей начала-середины 1990-х и все больше задумываются об эффективности использования капитала и, естественно, об эффективности персонала, который этот капитал генерирует или расходует. Важнейшая составляющая эффективности использования оборотного капитала компании — логистика. Для того чтобы точно понимать, насколько качественно работает каждая из ее составляющих, последние 3-4 года я применяю показатели эффективности: личностные — для линейных руководителей всех уровней, групповые — для рядового персонала склада, водителей и экспедиторов. Как пример можно продемонстрировать показатели эффективности руководителя транспортной группы:
    оценка качества внутреннего сервиса (формируется из оценок руководителей региональных служб логистики компании);
    стоимость транспортной составляющей логистики до 1%;
    оценка непосредственного руководителя (участие в проектах, уровень общего менеджмента).

    Наша компания делает ставку на высококвалифицированный персонал, поэтому сотрудники участвуют в различных тренингах и семинарах. В логистике это, как правило, тематические обучения (планирование складских запасов, эффективные закупки и прочее).

    В данный момент логистика очень конъюнктурная наука. Конъюнктура имеет две стороны: одна — работодатель, понимающий, что логистика и эффективный персонал помогут ему сделать бизнес более маржинальным; вторая — зачастую недостаточно квалифицированный персонал, дискредитирующий специальность в глазах украинских бизнесменов.

    Как уже было подчеркнуто выше, есть тренеры, бизнес-школы, консалтинговые компании, помогающие персоналу разобраться в вопросах функционирования звеньев логистики. Как представитель работодателя я готов инвестировать в свой персонал и сотрудничать с компаниями, помогающими бизнесу обучать сотрудников.

    Александр Логвин, аналитик департамента логистики и закупок корпорации "Инком".

    За последние два года много усилий было приложено для улучшения эффективности и управляемости логистики в нашей компании. Новые "правила" работы требовали изменений в работе персонала. Еще раз представилась возможность проверить на практике, что ни одно "грандиозное" преобразование в бизнес-процессах не может быть реализовано, если персонал не будет готов к этому.

    Большой частью материального потока, отгружаемой нашим клиентам, является поставка оборудования по крупные проекты ведущих компаний, работающих в Украине. Для всех проектов один из главных критериев — время. Не исключение и проекты, в которых задействована наша компания. Учитывая, что время пребывания товара на складах компании жестко контролируется, весь процесс поставок стремится к работе по принципу Just in Time. По этой причине можно говорить, что требования к сотрудникам определены самим принципом работы Just in Time.

    Как пример можно привести проект по поставке компьютерного оборудования в 8 тысяч точек конечного потребителя в ограниченные сроки. Это был материальный поток, в несколько раз превышавший производственные мощности склада, который необходимо было обработать и доставить конечному потребителю в определенное время. Проведение подобных проектов требует высокого уровня подготовки и эффективности в работе персонала. С каждым годом задачи по проведению проектов усложняются, а с ними и необходимость в повышении требований к работе логистиков.

    В Украине студентов по специальности "логистика" готовят 10 учебных заведений, а дипломированных логистиков — всего 20 (выпускники "Львовской политехники"). Пока мне не удалось познакомиться ни с одним из них. Так что судить об их уровне подготовки не могу.

    По своему опыту могу сказать, что сейчас в логистике работают люди с дипломами как из "смежных" отраслей, так и совсем далеких от этой области. Так что говорить об академическом образовании не приходится.

    Александра Колесник, директор по персоналу УК ГК "Индустрия".

    Прежде всего следует отметить: спрос на логистиков в Украине превышает предложение, причем в основном в качественном выражении "толковых" специалистов действительно мало. Готовых профессионалов, которые получили бы академическое образование именно в данной области, практически нет. Первые выпуски дипломированных логистиков состоятся только в этом и следующем году в Киеве, Харькове и Донецке и, возможно, будут отличаться своей концепцией подготовки. Существующее академическое образование дает общее видение и базовые знания выпускникам, которые мало адаптируются под требования бизнеса.

    При этом о важности логистики, правильного построения логистических процессов и структуры в компаниях сегодня говорят многие, особенно бурно развивающаяся розничная торговля, дистрибуция, фармацевтическая промышленность.

    Конечно же, в условиях жесткой конкуренции требования к уровню профессионализма несколько изменились за последние годы, на ведущие и руководящие позиции требуются люди с большим практическим опытом, а их работа оценивается по реальным результатам. Ведь эффективное управление запасами повышает эффективность использования активов компании и в конечном итоге влияет на стоимость бизнеса. Молодых же специалистов мы привлекаем на более простые позиции с возможностью карьерного роста.

    Безусловно, повышению эффективности работы наших сотрудников способствуют краткосрочные обучающие программы российских и украинских тренинговых компаний. Специалистам по информационной и транспортной логистике полезен обмен опытом с практикующими логистиками России и Украины на открытых тренинговых программах, конференциях и круглых столах. Для специалистов по складской логистике, занимающихся внедрением WMS, также необходимы командировки в Польшу, Германию для получения дополнительного опыта в компаниях с автоматизацией управления складами категории "А". Однако в целом специалисту по логистике для достижения профессиональных высот нужно быть всестороннее развитой личностью, обладать определенным набором не только профессиональных, но личностных характеристик.

    Оксана Олейник, директор по персоналу группы предприятий ВВН в Украине.

    Последние несколько лет пивной рынок развивается стремительными темпами. Наша компания постоянно наращивает производственные мощности, поскольку пивоваренная среда предполагает наличие высокопрофессионального персонала во всех департаментах компании, в том числе и в департаменте логистики. В связи с развитием производственных компаний популярность логистиков растет, при этом наблюдается острая нехватка кадров, которая, по всей видимости, будет продолжаться еще в течение последующих лет. До тех пор пока не вырастет новое поколение технических специалистов. Это объясняется низкой оплатой труда и падением интереса к техническим специальностям в 1990-х годах. Сейчас же мы замечаем одновременный рост заработных плат данных специалистов, но вместе с тем фиксируется падение уровня профессионализма данной категории сотрудников. На сегодняшний день украинские вузы дают фундаментальные базовые знания. Выпускники вузов имеют хорошую теоретическую подготовку и полное отсутствие опыта и понимания специфики работы в бизнес-среде. Поэтому нам как работодателям приходится обучать сотрудников с нуля. Для того чтобы получить высокопрофессионального специалиста в области логистики, ВВН вкладывает средства в обучение. Наша компания использует как внешнее, так и внутреннее обучение. При этом, к сожалению, украинских рынок обучающих программ не может удовлетворить наших потребностей. Не все тренинговые компании предлагают высокопрофессиональные услуги. Для нас очень важно не только содержание программы, но и то, насколько это применимо к нашей компании. Поэтому мы ориентируемся на те предложения, которые готовы "кастомизировать" программы под наши потребности и специфику. Также мы используем опыт зарубежных компаний плюс опыт собственников группы предприятий ВВН в Украине компаний Scottish & Newcastle и Carlsberg.

    Наталья Овсеенко, директор по персоналу компании "Логистика и склад".

    В нашей компании все направления тесно связаны с логистикой. По мере появления и развития каждого из них повышаются требования к специалистам и появляются потребности в обучении, обусловленные использованием новых технологий.

    Мы предпочитаем обучать своих специалистов у наших зарубежных партнеров — в Испании и Польше. С отечественными тренинговыми компаниями на данный момент мы не работаем. Они, как правило, предлагают программы общего логистического уровня. Мы же решаем более конкретные и узкие задачи. Для реализации целей обучения отправляем группу сотрудников в командировку, где они непосредственно на производстве, участвуя в проектах либо обучаясь теории, могут вникнуть во все тонкости логистических процессов и технологий.

    Специалисты приходят к нам, как правило, с хорошим академическим образованием в сфере организации и технологии производства. А особенностям логистических подходов они учатся, уже непосредственно работая в конкретных проектах. Потому что как специальность в вузах логистика в Украине появилась недавно, и говорить о качественном образовании в данной сфере пока не приходится. Но тем не менее популярность логистики как специальности растет. Можно даже говорить о том, что уже налицо логистический бум — компании стали понимать важность этой функции в своих бизнес-процессах. Следовательно, специалисты, имеющие образование близкое к логистическому или опыт работы в этой сфере, чрезвычайно востребованы на рынке.

    Константин Стриха, начальник отдела транспортной и складской логистики компании "ДЦ УКраина".

    Из-за роста конкуренции требования к логистикам повысились во всех компаниях. Для бизнеса уже не стоит вопрос только в эффективности маркетинговых ходов. Приоритеты смещаются в пользу экономии, в том числе на перевозках, логистических издержках, аренде складов и т. д. Хотя об этом активно задумались только сейчас, тенденция проявилась лет пять тому назад, когда компании начали считать, сколько в их бюджете занимает логистика. Подстегнули развитие данного тренда иностранцы, принесшие в Украину новые стандарты работы, позволяющие серьезно уменьшить показатели издержек.

    Сейчас вопрос эффективности бизнеса и его логистической части завязан на персонале. Профессия молодая и сложная — она требует математического склада ума плюс навыков управления людьми. Вузы таких специалистов пока только готовят. Те, кто котируется на рынке, — это, как правило, давно практикующие самоучки. И то, найти хорошего специалиста за вразумительные деньги достаточно сложно. Но нередко работодатель идет на неоправданно большие затраты на оплату труда логистика, потому что понимает: взять готового специалиста негде, а обучать уже некогда. Усложняет ситуацию и то, что многие руководители сами не всегда четко понимают, что именно входит в обязанности логиста и какой результат от него требовать. Нечто подобное мы наблюдали, когда был пик интереса к программистам. Но потом рынок насытился, спрос и предложение стабилизировались. Думаю, что-то подобное произойдет и с логистиками спустя несколько лет.

    Во-первых, набирает обороты процесс обучения логистиков самими компаниями-работодателями. Например, в нашей компании логистиков обучают при помощи тренингов и наставничества, перенимаем опыт зарубежных партнеров. Правда, по поводу качества тренингов у меня складывается двоякое ощущение. Большинство из тех, на которых мне довелось побывать, мне мало интересны. Они или выше, или ниже наших потребностей и пестрят избитыми штампами. Также нужно понимать, что логистика компаний с разным бизнесом кардинально отличается друг от друга, это зависит и от скорости оборачиваемости товара, и от сервисов, которые предоставляет компания, а также от метода продаж и т. д. К примеру, логистический центр, оперирующий крупногабаритными грузами, и маленькая компания, делающая доставку мелкой и дорогой техники покупателю на дом. Или локальный производитель со складом на территории производственного предприятия и распределительный центр зарубежной фирмы. Вопросы, которые решают логистики этих компаний, принципиально отличаются друг от друга. Хороший тренинг, который ответит на узконаправленные вопросы логистиков таких компаний — действительно большая редкость, поскольку логистика у них достаточно специфична.

    Во-вторых, в последнее время существенно вырос уровень самообразования, появилось очень много специализированной литературы и стандартные ответы и принципы работы можно почерпнуть из открытых источников, для этого не обязательно быть на тренинге. Помимо этого, на рынок выходят зарубежные партнеры, которые также привносят новые стандарты и идеи. А за рубежом к вопросу обучения логистиков подходят очень серьезно, причем на высоком уровне, так как вопрос "конкуренции издержек", а не наценок — это реальность. Хотя не все идеи и методы работают на нашем рынке, ведь география нашей страны, климатические условия, готовность партнеров следовать новым условиям, законодательная база, политическая ситуация отличаются от зарубежных. Поэтому специалист, который подготовлен и работал у нас, знающий все нюансы и условия работы в Украине, всегда будет востребован.

    По данным сайта        http://www.hrmagazine.com.ua
    Категория: О работе (законы, советы) | Добавил: Greencar (31.08.2012)
    Просмотров: 1456
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов