Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Понедельник, 29.04.2024, 07:00

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » ВЭД. Таможня

    Что такое таможенная стоимость (индикативная стоимость) товара

    Таможенная стоимость товара является основой для начисления всех импортных налогов и сборов. При таможенном оформлении импортных товаров, исходя из таможенной стоимости, рассчитываются таможенные платежи: пошлина, НДС, акциз и другие таможенные сборы.

    При формировании таможенной стоимости товара, затраты, понесенные до момента пересечения таможенной границы (если они не включены в инвойс), прибавляются к фактурной стоимости.

    Таможенная стоимость товара включает:

    • инвойсовую стоимость товара (это фактическая стоимость товара, которую указывает производитель или продавец товара);
    • затраты на доставку товара до границы;
    • погрузо-разгрузочные работы;
    • страхование;
    • затаможку в стране экспорта (открытие экспортной декларации);
    • любые другие затраты, которые возникают до момента пересечения товаром границы.

    Пример расчета таможенной стоимости:

    В Украину из Италии поставляется женская одежда. Согласно договора купли-продажи, товар поставляется на условиях EXW (склад производителя г.Милан).

    Логистика предполагает перевозку товара на Украину, через консолидационный в Тревизо. На складе в Тревизо необходимо открыть экспортную декларацию ЕХ. Затем в составе сборной поставки груз будет доставлен на Украину (г. Киев).

    Инвойсовая стоимость товара 5000евро. Учитывая условия контракта, для определения таможенной стоимости необходимо к инвойсовой стоимости товара прибавить затраты, которые будут понесены от склада производителя до таможенной границы Украины.

    Затраты на доставку товара до таможенной границы Украины:

    • доставка от склада производителя (г. Милан) до консолидационного склада в г. Тревизо -100 евро;
    • погрузо-разгрузочные работы и обработка груза на складе в г. Тревизо (20 евро);
    • открытие экспортной декларации (25 евро);
    • страховка (50 евро);
    • доставка от склада в Тревизо до Киева составляет 850евро. Из которых 400евро – это доставка от Тревизо до таможенной границы Украины.

    Получается, таможенная стоимость товара на границе Украины составит: 5000евро+100евро+20евро+25евро+50евро+400евро=5595евро.

    Раньше, при таможенном оформлении импортных товаров декларант предоставлял в таможню справку-счёт от предприятия-перевозчика. В этой справке была указана стоимость перевозки товара от места отправки (загрузки) до границы Украины. Эти затраты прибавлялись к стоимости товара, которую указал производитель и таким образом возникала таможенная стоимость товара.

    Для таможни был риск, что импортёр и перевозчик могли договориться о том, чтобы в справке-счёте на транспортировку, которая предъявлялась при таможенном оформлении, стоимость услуг была ниже фактической. Таким образом, таможня могла недополучить часть налогов и сборов. Пережить такое таможня конечно не могла и в 2008 году этот вопрос был решён при помощи приказа ГТСУ N 16/1-848-ЕП от 26.05.2008 г. Таможня фактически ввела индикативные цены на транспортировку, чтобы лишить возможности импортёров занижать затраты на транспортировку грузов, тем самым снижая налогооблагаемую базу.

    Интересная ситуация происходит в ситуации, когда расходы, которые были понесены после пересечения таможенной границы, вычитаются (если они включены в инвойс). Такая практика больше мечта, чем реальность. По негласному распоряжению декларант должен написать письмо в таможню, что не может подтвердить затраты понесённые после того как товар пересёк границу государства и просит фактурную стоимость считать таможенной, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу. Зачем импортёр собственноручно завышает таможенную стоимость? У него нет другого выбора. Таковы реалии сегодняшней таможни.

    Что касается занижения таможенной стоимости, очень часто инвойс не соответствует действительности (его любят занижать). Каждый импортёр хочет снизить свои затраты на импорт груза. Это нормально, хотеть больше заработать, заплатить меньше и продавать свои товары по конкурентным ценам. Поэтому при таможенном оформлении импортных товаров таможенные органы, а в частности отдел контроля таможенной стоимости, сравнивает инвойсовую стоимость с индикативной таможенной стоимостью, которая есть в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ/ ЕК ЄАІС ДМСУ).

    БД ЕАИС ГТСУ – база данных единой автоматизированной информационной системы ГТСУ (Государственной таможенной службы Украины). На украинском языке это звучит так: БД ЕК ЄАІС ДМСУ.

    Индикативная стоимость товара (индикативная цена) – формируется на основании всех оформленных товаров, таможенное оформление которых уже проведено и таможенная стоимость подтверждена. Специалист отдела контроля таможенной стоимости сравнивает заявленную декларантом стоимость с ценами таможенной стоимости идентичных или похожих товаров, которые есть в таможенной базе.

    Если задекларированный уровень стоимости товаров ниже стоимости идентичных товаров, то таможня требует от декларанта дополнительных доказательств правильности задекларированной стоимости. Если декларант не может предоставить эти доказательства, то таможенную стоимость повышают до уровня идентичных, похожих или аналогичных товаров, которые есть в таможенной базе.

    Существует 6 методов определения таможенной стоимости:

    1. По цене договора относительно товаров, которые импортируются (стоимость инвойса).

    2. По цене договора относительно идентичных товаров.

    3. По цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров.

    4. На основе вычитания стоимости.

    5. На основе добавления стоимости (вычисленная стоимость).

    6. Резервного.

    В таможенном кодексе Украины в статье 266 указано, что основным является метод определения таможенной стоимости товаров по цене договора относительно товаров, которые импортируются. Если таможенная стоимость не может быть определена с помощью 1 метода, то каждый следующий метод должен применяться по очереди: сначала второй, затем третий, четвёртый, пятый и шестой.

    Практика показывает, что при импорте товаров специалисты отдела цен и тарифов зачастую не смотрят на стоимость товара и документы подтверждающие реальную стоимость товара, которые предоставляет импортёр, а обращают внимание на аналогичные товары в таможенной базе (БД ЕАИС ГТСУ), которая и является единственным источником достоверности декларируемой таможенной стоимости.

    Наиболее часто применяемые таможней методы определения таможенной стоимости – второй (идентичные товары), третий (подобные товары) и шестой (резервный или «определяю стоимость, как хочу») – во всех трех случаях источником информации будет таможенная база. Редко можно встретить случаи, когда таможня определяет стоимость путем сложных вычислений добавления или вычитания стоимости, четвертым и пятым методом соответственно.

    Исходя из украинского законодательства, если таможенник хочет поднять таможенную стоимость товара импортёру, то он может требовать такое количество документов, которое ни один импортёр не сможет предоставить.

    Полный список документов, которые может требовать таможня от импортёра предусмотренный п.11 Постановления КМУ №1766:

    • договор с третьими лицами, связанный с договором (контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
    • счета об осуществлении платежей третьим лицам в интересах продавца;
    • счета об уплате комиссионных, брокерских (посреднических) услуг, связанных с выполнением условий договора (контракта);
    • соответствующая бухгалтерская документация;
    • лицензионный или авторский договор (контракт);
    • каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирмы – производителя товара;
    • калькуляция фирмы-производителя товаров;
    • копия грузовой таможенной декларации страны отправителя, а в случае, когда в такой стране товар размещался в таможенном режиме, которым не предусмотрена уплата налогов и в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем, – копия грузовой таможенной декларации, оформленной в предыдущей экспорту таможенном режиме;
    • выводы о качественных и стоимостных характеристиках товаров, подготовленных специализированными экспертными организациями, которые имеют соответствующие полномочия согласно законодательству;
    • сертификат происхождения товара;
    • сведения о качественных характеристиках товара;
    • информация внешнеторговых и биржевых организаций о стоимости товара и/или сырья.

    Одним из любимых документов автора данной статьи является документ, под названием «Калькуляция фирмы-производителя товаров» или другими словами калькуляция себестоимости от производителя товара, который таможня может требовать согласно Постановления КМ Украины от 20 декабря в 2006 г. N 1766 «Об утверждении Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и предоставления сведений для ее подтверждения».

    Стандартная ситуация: человек или предприятие покупает у завода-производителя автомобиль или партию автомобилей марки Merсedes. Приходит на таможню, предоставляет все документы для импорта: контракт, инвойс, спецификацию, техническое описание автомобиля, счета из банка об оплате и.т.д., а таможня требует калькуляцию себестоимости этого мерседеса от завода-производителя. Представляете истерику немцев на такой запрос. Как минимум, такая калькуляция себестоимости является коммерческой тайной завода-производителя и ни одному нормальному работнику такого завода не докажешь, что у нас в Украине такие законы и таможня требует этот документ. Как максимум такое требование таможни является изначально невыполнимым и абсурдным.

    Касаемо невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, таможенники, на законодательном уровне получили варианты отмазок согласно Приказу ГТСУ от 19.10.2010 №1242 «Об обеспечении контроля над правильностью определения таможенной стоимости товаров». В этом приказе содержится информация, почему таможня может отказать импортёру в применении первого метода определения таможенной стоимости.

    В этом приказе, в качестве «подсказки» для таможенников, предлагаются варианты отказов применения первого метода определения таможенной стоимости:

    • наличие ограничений относительно прав покупателя (импортера) на использование оцениваемых товаров (за исключением тех, которые устанавливаются Законом или внедряются органами государственной власти в Украине, ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены повторно), не влияют в значительной мере на стоимость товара);
    • наличие условий или предостережений относительно продажи оцениваемых товаров, которые делают невозможным определение стоимости этих товаров;
    • наличие условий, по которым часть выручки от последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем поступает прямо или опосредствовано продавцу;
    • наличие отношений связанности между продавцом и покупателем, которые повлияли на цену оцениваемых товаров;
    • отсутствие операции продажи на экспорт в Украину;
    • наличие заключения, что определенная декларантом таможенная стоимость товара ниже, чем прямые расходы на производство этого товара, в том числе сырья, материалов и/или комплектующих, которые входят в состав товара;
    • неподача декларантом дополнительных документов или отказ от их представления с учетом Методических рекомендаций по применению отдельных положений Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, и представления сведений для ее подтверждения;
    • наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости и тому подобное.

    Подытожив всё вышеперечисленное, можно сказать, что если импортёр декларирует товар со стоимостью, которая ниже, стоимости в таможенной базе, то как бы импортёр не доказывал свою правоту, таможня увеличит эту стоимость до той, которая есть в базе. Крайне редко встречаются исключения, но это единичные случаи, а не ежедневная практика.

    Таможенников, конечно тоже можно понять, они же тоже люди. Никто не будет рисковать своим местом в таможне. Если сверху спустили негласный приказ, который очень хорошо подкреплён законодательной базой, всем подымать таможенную стоимость товара и наполнять бюджет, то как тут можно не подчиниться?

    Дополнительная информация:

    Более подробную информацию об индикативной стоимости вы можете найти здесь.

    Таможенная стоимость товара указывается в 45 графе ГТД (грузовой таможенной декларации. Заполняет эту графу декларант, а контролирует и корректирует сотрудник таможни. Если говорить о практике работы в Украине, раньше эта графа называлась «Таможенная стоимость/Митна вартість», но в 2008 году эту графу переименовали и теперь она носит название «Корректировка/Коригування».

    Источник: http://elc-ua.com/
    Категория: ВЭД. Таможня | Добавил: Greencar (06.09.2012)
    Просмотров: 3279
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов