Идея создания для россиян службы поиска
производителей/покупателей товаров или бизнес -партнеров в Китае
достаточно давно реализована и успешно действует в России. Основная
причина востребованности такой услуги на российском рынке заключается,
прежде всего, в устойчивом росте интереса к китайским товарам. Второй,
немаловажной причиной актуальности посреднических услуг является тот
факт, что процесс налаживания бизнес контактов между китайскими
производителями и российским бизнесменами достаточно специфичен. Даже
опытные участники ВЭД, пытающиеся самостоятельно наладить бизнес с
Китаем, достаточно быстро начинают осознавать необходимость практической
помощи и рекомендаций в установлении контактов и ведении переговоров с
компаниями КНР. Об особенностях китайского менталитета и ведения бизнеса
с КНР рассказывает эксперт компании, которая уже пять лет успешно
оказывает российским бизнесменам услуги в этом секторе рынка.
Как вас прикажете понимать…
Неоднократно обкатанная российским бизнесом система
заключения контракта на поставку импортных товаров выглядит традиционно
просто: сначала маркетинг (интернет, выставки), затем контакт (телефон,
письма или поездка), затем поставка и вот товар уже у вас на складе. Но
такая схема работы, давно принятая российскими участниками ВЭД с
производителями большинства стран мира, с Китаем почему-то не работает.
Наша уверенность, что нас там ждут, наталкивается на различные
препятствия и, порой, непонятное игнорирование запросов.
Тут следует сказать, что Россия для Китая – это одна из
громадного количества стран, «пасущихся» на их промышленно-товарной
платформе предложений и потребностей. Причем Россия, как покупатель и
поставщик, для Китая очень маленький партнер с кучей проблем и головных
болей. Она продает в КНР всего-то 1,5% от всех закупок, сделанных Китаем
в мире, а покупает всего лишь 2,2% от всех проданных Китаем товаров. У
России скромное аутсайдерское место в экономике КНР.
Поэтому китайцы, при всех великоросских амбициях наших
бизнесменов, не обращают особого внимания на Россию. А если учесть, что
от наших предпринимателей к ним поступает более 70% бессмысленных
запросов и процент реальных сделок, дошедших до конца, стремится к нулю,
то понятно, почему китайцы, мягко говоря, очень редко или не сразу
реагируют на «суперпредложения» россиян.
Пример из нашей практики. Небольшой ретейлер из региона,
помыкавшись по интернет поисковикам, обратился к нам с просьбой найти
производителя подушек, т.к. от китайцев они не могут получить вменяемый
ответ. Запрос российского заказчика-покупателя был ему самому явно
понятен и прост: цена, цвет, размер, сроки, посмотреть и пощупать. Он
даже не думал учитывать, что производитель – это не оптовик-продавец,
мечтающий любым способом всучить вам товар, и не склад с широким выбором
товаров. С точки зрения производителя, для начала разговора и
формирования цены, ему необходимы параметры товара: какова плотность и
структура ткани, какая обработка кантов, какие и какое процентное
содержание наполнителей, какие размеры, какой вес и объем и еще около
5-8 параметров, необходимых для производства товара. Наш ритейлер, даже и
не подозревал о таких вещах, потому что товар он определял на ощупь и
по внешнему виду. Понятно, что и у нас с этим ритейлером в этом заказе
не нашлось решения. Но мы хотя бы объяснили ему разницу между
производством и ярмаркой и подобрали для него в Китае прямого оптового
поставщика. Они с ним говорили уже на одном языке. Китаец рекламировал,
русский верил или не верил и торговался. Правда стоимость товара была
уже не от производителя.
Поэтому примите в качестве основной рекомендации
следующее: «Если вы выходите на производителя, то будьте сами
профессионалом в товаре, который хотите купить».
Поиск товаров
Искать китайские товары можно по нескольким вариантам:
1. На оптовых рынках России.
Здесь вы, с вероятностью 90%, не узнаете правды о товаре
(состав, безопасность, законность ввоза и т.д.), да и цена по сравнению с
себестоимостью будет, хоть и низкой, но, мягко говоря, все равно
высокой по сравнению с собственной закупкой и доставкой.
2. На сайтах РФ среди российских оптовых
компаний-поставщиков.
Здесь с вероятностью 80-85% вы тоже получите много
недостоверной информации и липовых документов, а цена будет примерно в
5-10 раз выше, чем реальная стоимость.
3. В интернете Китая.
Но вы должны помнить, что среди многочисленных сайтов вы
наткнетесь на китайских производителей, посредников и мошенников,
которых в интернете отличить друг от друга практически невозможно, да и
получить ответ или ожидаемый вами ответ от них часто бывает
затруднительно.
4. На выставках (в Европе, в России и в Китае).
Сначала нужно определиться, где ваш товар может быть
представлен квалифицированно, затем туда и ехать. Специализированные
выставки китайцев в Европе – это да. Гипервыставки в Китае – это вопрос.
На выставках вы можете пощупать товар или образец, и из десятка тысяч
представленных там его «производителей» выбрать 10-15-20. Но вы не
всегда узнаете, кто вам его предлагает: производитель, продавец или
мошенник. Там все «производители». И вы вряд ли узнаете, что это за
производители – заводы/фабрики, или производства во дворах, или в
подворотнях. Чтобы узнать, надо ехать к производителю, а они разбросаны
по всему Китаю. Да и ваша инспекция может ограничиться встречей в офисе в
кабинете ген.директора или представителя. А на фабрику… нельзя, или она
далеко… от офиса, например в другой провинции за 500-700км, или это
коммерческая тайна. Такие уж они, китайцы. Кстати, выставки в КНР по
площади достигают до 1млн.кв.м, туда едут со всего мира и там, как на
ярмарке, вы один из многих-многих сотен тысяч закупщиков, ходящих по
павильонам.
5. По этикеткам производителей на товарах в России.
Правда, здесь я не очень уверен, что можно получить
правдивую информацию, т.к. российский поставщик в этом уж явно не
заинтересован.
Нужны ли в поиске товаров и производителей посредники в
виде компаний, профессионально оказывающих услуги поиска? Решать вам.
Стоимость их услуг в зависимости от сложности товара, объема и глубины
проработки колеблется от 500 до 1000$. Вы можете получить от 10 до 30
реальных производителей, цены, адреса, свежие данные и реальные
контакты, фамилии и имена, и дополнительную информацию, подтверждающую
уровень производства. Это сэкономит и время и деньги, которые вы можете
потерять, пытаясь выйти на китайский рынок в качестве любителя или
«интернет-шерлок холмса».
Тем не менее, все эти источники информации помогают рано
или поздно найти нужные вам товары и приступить к поиску и выбору
производителя.
Поиск завода-изготовителя
Приступая к поиску завода-изготовителя необходимо помнить,
что в Китае для экспорта и импорта требуется специальная лицензия,
дающая право заниматься внешнеторговой деятельностью. Большинство
китайских производителей ее не имеют. Поэтому, скорее всего, вам
придется поискать еще и лицензированных экспортеров.
Искать китайских производителей можно тоже по нескольким
вариантам:
1. Тематические выставки в России и за рубежом.
Поиск завода-изготовителя здесь пересекается с поиском
товаров. Непосредственно на стенде вы видите всю продукцию и можете
общаться с представителем завода. Именно специализация выставки дает
возможность отделить посредников и мошенников от производителя. Жаль
только, что они проходят редко и на них не все производители КНР
представлены. Поэтому вы получите там товар и производителя по цене
значительно более высокой, чем могли бы сделать закупки, но по более
надежным условиям.
2. Выставки в Китае (Павильон, каталоги, буклеты,
листовки, образцы).
Полученная информация в большинстве случаев оказывается не
настолько ценной, чтобы оправдать время и деньги, затраченные на
посещение выставок. Дело в том, что на выставках работают представители,
которые аккредитуются в основном из местных жителей, и которые
досконально до тонкостей не понимают производство и тем более не могут
объяснить его специфику по-русски, а то и по-китайски (в китайском более
5 видов языка и более 56 основных наречий). При этом на выставке все
экспоненты представляются производителями. Но даже среди реальных
производителей можно ошибиться. Различить уровень производства и
качество продукции по стенду, имиджу, приему и прочим внешним признакам -
невозможно. Есть действительно серьезные заводы, есть фабрики, есть
нечто схожее с нашей потребкооперацией, есть просто производство на
дому, так сказать «самиздат». Проверить уровень производства, можно лишь
лично посетив его. Но они действительно разбросаны по всему Китаю и
часто могут быть значительно удалены от управляющего офиса, где ведутся
переговоры и принимаются решения. Китайцы будут вас «гнуть» и убеждать
до конца, даже когда вы собственными глазами увидите «чудо-завод» в
деревенском дворе. Поэтому процесс инспекции может затянуться, стать
дорогостоящим и даже привести Вас к началу поиска нового производителя.
3. Запрос в российское консульство в Китае.
В лучшем случае Вам ответят через 3-4 месяца в виде
отписки, из которой ничего не будет понятно или отошлют в другую
организацию.
4. Запрос в китайское консульство в России.
Очень важна четкость и профессионализм запроса
(максимально указать все параметры и требования к характеристикам
товара). Ответ будет в течение 1-3 месяцев. Но это будут те компании,
которые вы можете увидеть на тематических выставках, а их продукция
дороже, чем есть на самом деле.
Помощь фирм-посредников.
Компании, которые помогают российским предприятиям выйти
на потенциальных поставщиков в Китае можно найти в Интернете. Часть из
них работают в России, часть в Китае и лишь 3, включая нашу, работают на
двух рынках.
К выбору посредника надо подходить серьезно. Очень многие
работают за 1000руб., ну и информация соответствующая. Недостаток
китайских компаний заключается в том, что они дают информацию только по
своему региону в радиусе 100-150км, что не охватывает даже провинцию.
Недостатком русских является халатность и использование непроверенных
или устаревших данных. Поэтому дадим несколько практических советов.
Выбирая посредника, обязательно ознакомьтесь с
документами, подтверждающими его опыт работы, или с рекомендациями
клиентов. Не доверяйте голословным заявлениям: поверьте, в Китае умеют
обманывать еще лучше, чем в России.
Будьте готовы к тому, что ответственный посредник
буквально вытрясет из вас душу, выясняя различные нюансы вашего
запроса. Китайцам поступает масса запросов со всего мира, и на
рассуждения времени у них нет, а потому свою заявку излагайте предельно
четко. Формулируя запрос, не стоит ориентироваться на выдержки из
российских ГОСТов. Китайские производители давно уже работают по
современным международным стандартам и не поймут морально устаревшего
нормативного языка и параметров наших госстандартов.
Общаясь с посредником, оговорите санкции за
недостоверность предоставленной информации. В принципе, посреднику
можно поставить вопрос и о проверке надежности отобранных вами
производителей. Если Вы имеете дело с серьезной и ответственной за свою
работу компанией, то она справится с этой задачей.
Через таких посредников можно оформить получение от
производителя образцов продукции, что вам потребуется для определения и
сравнения качества и для прохождения сертификации, а также сэкономит
время и деньги на поездках.
Если посредник начнет рассказывать вам о том, как
непросто все это сделать с китайскими компаниями, рекомендую
отказаться от его услуг. Новичку – да, но для тех, кто давно работает с
Китаем, уже все давно прозрачно и понятно. Профессиональный посредник
всегда сумеет доступно объяснить любые сложные для Вас нюансы.
И еще один совет. Обман покупателя в КНР вовсе не
считается нарушением норм этики ведения бизнеса. Поэтому всегда надо
быть готовым к попыткам не вполне чистой игры, что на просторах
Поднебесной считается не преступлением, а просто умелым ведением
торговли. Это желание слегка «передернуть» в процессе заключения сделки
– одна из черт китайского делового менталитета. Не надо забывать о том,
что для китайцев вы – очередной покупатель, каких много. Удастся
обмануть – хорошо. Нет – тоже неплохо. Потенциальным клиентом Вы
становитесь после 3-4 закупок. Важным клиентом - после десятой,
«партнером» - после 20-30 заказа. И не важно, покупаете ли Вы сразу
партию в 1-2 контейнера или в 5-10. В условиях, когда к китайцам уже
много лет стоит очередь из покупателей со всего мира, проблема обмана
перестала быть для китайцев проблемой. Конечно это не означает, что
бизнес с Китаем непредсказуем и рискован. Просто надо всегда помнить,
что Китай – это другая цивилизация, и с этим надо считаться. Источник: http://www.translinepro.ru/
|