Контроль качества – это процесс проверки количества и качества товаров установленным требованиям, определенным в соответствующих документах. Товары подвергаются контролю качества при производстве, хранении, транспортировке, реализации и утилизации.
В процессе приемки импортных товаров на складе получателя или поставщика контроль качества проводится в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, внешнеэкономическими контрактами и сопроводительными документами, гарантирующими качество и комплектность поставки (технический паспорт, удостоверение о качестве, инвойс, сертификат соответствия и т.п.).
Сроки приемки по качеству могут быть указаны в контракте купли-продажи, а так же установлены стандартами и техническими условиями. Для обсуждения этих сроков можно взять за основу «Инструкцию о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов (утверждена Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.)». Аналогичные инструкции по приемке по количеству (П-7) и по качеству (П-6) еще 1966 года активно используются и в наши дни, но только при поставках между фирмами-резидентами РФ.
В случае, если по результатам проверки были выявлены отклонения качества импортных товаров от установленных требований, то приемку останавливают и составляют акт.
Обязательным требованием к поставляемым товарам является наличие у них маркировок и зарегистрированных товарных знаков.
Ответственность иностранных поставщиков за поставку некачественной продукции, недопоставку и нарушение сроков оговаривается в контракте. Обычно это имущественная ответственность, кроме того дополнительные санкции тоже могут быть включены в контракт.
В зависимости от полноты охвата контролируемых ввозимых изделий контроль разделяют на сплошной и выборочный.
Сплошной контроль подразумевает проверку каждой единицы продукции партии.
Выборочный контроль заключается в проверке выборки из партии, по которой будут судить о партии в целом. Этот способ менее затратный, однако для того, чтобы результаты оказались достоверными необходимо применять статистические методы, позволяющие оценить риск как поставщика, так и покупателя.
В процессе приемки импортной продукции выполняются следующие операции:
1) Проверка наличия сопроводительной документации у прибывающих на склад транспортных средств (накладной, инвойса, тех. паспорта, сертификата соответствия и т.п.), а также соответствия информации в ней согласно условиям внешнеэкономического контракта. При отсутствии сопроводительной документации составляется акт о фактическом наличии продукции.
2) Определение сохранности транспортного средства, упаковки и тары ввезенной продукции. Также происходит проверка исправности пломб на транспортном средстве. В случае установления факта повреждения контейнера или условий транспортировки делается пометка в товарно-транспортной накладной или составляется акт. Явные нарушения целостности упаковки следует фотографировать. В дальнейшем, фотографии могут существенно повлиять в разрешении споров с внешнеэкономическим партнером.
3) Разгрузка транспортного средства. Одновременно с этим процессом происходит подсчет количества поступившего товара. Он должен вестись в единицах, указанных в сопроводительных документах.
4) При обнаружении недостачи составляют акт с указанием товарно-транспортной накладной, инвойса, количества недостающего ввезенного товара, его общую стоимость, предполагаемую причину недостачи, инициалы и должность лиц, участвовавших в приемке, дату.
5) Приемка товаров по качеству и комплектности. Как и на предыдущем этапе при обнаружении несоответствия качества поступившей партии товаров приемка останавливается, и составляется акт. В нем указывается количество осмотренных товаров и характер выявления дефектов. После этого поставщик должен быть уведомлен о произошедшем. В последствие, приемка может продолжаться в присутствии представителя поставщика, независимого эксперта или в одностороннем порядке. Акт вместе с претензией направляются иностранному поставщику товаров.
6) Скрытые недостатки продукции. Их можно заметить только в процессе использования товара (обработка, подготовка к монтажу, в процессе испытания и т.п.). Но предъявить претензию поставщику можно. Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя.
Источник: http://www.intersolution.ru/
|