Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Четверг, 25.04.2024, 19:35

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » ВЭД. Таможня

    Практика рассмотрения ФТС России жалоб в области таможенного дела за 2016 год 1 часть

    Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела за 2016 год

    1. Не могут являться основанием для корректировки таможенной стоимости товара обстоятельства, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товара сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, если они были известны таможенному органу при принятии решения о проведении дополнительной проверки сведений о его таможенной стоимости товара, но не были указаны в данном решении в качестве соответствующего признака (в том числе с запросом о документальном подтверждении).

    В Федеральную таможенную службу поступила жалоба ООО «В» на решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, действия по корректировке таможенной стоимости товаров, а также на решение регионального таможенного управления по жалобе заявителя.

    Из жалобы следует, что вышеуказанные решения и действия таможенных органов являются неправомерными, так как при декларировании товаров ООО «В» заявило достоверные сведения о его таможенной стоимости, в ходе проведения дополнительной проверки представило запрошенные таможенным органом документы, которые полностью подтверждают стоимость сделки и расходы по транспортировке товаров. Также декларант объяснил причины непредставления отдельных документов и сведений, которыми общество не могло располагать. По мнению заявителя, представленные документы, не содержат противоречащих сведений, а также признаков недостоверности и являются достаточными для определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее – Соглашение от 25 января 2008 г.) по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

    Согласно доводам жалобы в соответствии с Контрактом ввезенный товар представляет собой комплект, состоящий из главной вещи и принадлежностей к ней. Условия поставки, порядок определения цены, количества и ассортимента поставляемого товара, а также порядок расчетов с продавцом и требования о качестве товара установлены Контрактом и документально подтверждены. В подтверждение сведений о таможенной стоимости товаров общество представило экспортную декларацию страны вывоза и бухгалтерские документы, подтверждающие реализацию товара и структуру его рыночной стоимости, пояснения по условиям продажи, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование.

    При этом условия поставки FOB-порт отгрузки в соответствии с INCOTERMS 2010 (расходы по доставке товара на борт судна возлагаются на продавца) не требуют дополнительного подтверждения расходов, в связи с их отсутствием. Иные расходы, подлежащие в соответствии со статьей 5 Соглашения от 25 января 2008 г. доначислению к стоимости сделки с ввозимыми товарами, отсутствуют.

    Анализ материалов по жалобе ООО «В» показал, жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Таможенная стоимость указанных спорных товаров определена декларантом в соответствии со статьями 4 и 5 Соглашения от 25 января 2008 г. по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

    На этапе совершения таможенных операций по результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки, согласно которому признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара явились выявленные с использованием системы управления рисками факты отклонения заявленной величины таможенной стоимости декларируемых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а также наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (не учтены либо учтены не в полном объеме расходы на транспортировку, страхование товаров и др.), в связи с чем у декларанта были запрошены документы. В результате проведенного анализа поступивших документов и сведений таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров.

    В качестве обоснования принятого решения таможенным органом указано, что сведения о таможенной стоимости товаров не основываются на достоверной, документально подтвержденной информации, что является нарушением пункта 3 статьи 2 Соглашения от 25 января 2008 г. и пункта 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также не соблюдены требования пунктов 1, 3 статьи 5 Соглашения от 25 января 2008 г. в части документального подтверждения структуры таможенной стоимости товаров (расходы по их транспортировке).

    При определении таможенной стоимости товара, а также её структуры в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться, в том числе положениями пунктов 2, 4 статьи 65 ТК ТС, пунктов 1, 3 статьи 2 и пункта 1 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г.

    Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения от 25 января 2008 г.).

    Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения от 25 января 2008 г. в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 – 9 Соглашения от 25 января 2008 г., таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения от 25 января 2008 г.

    Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки с ввозимыми товарами при условии выполнения требований о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении информации о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) с учетом положений статьи 5 Соглашения от 25 января 2008 г. (дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары).

    В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 69 ТК ТС и пунктами 15, 21 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений. Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении.

    Таким образом, указанными нормами установлена обязанность декларанта по представлению дополнительных документов либо объяснения причин невозможности их представления, при этом неисполнение этой обязанности влечет наступление предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле правовых последствий. В частности, таким правовым последствием является невозможность принятия таможенным органом заявленной декларантом таможенной стоимости товаров в связи с невыполнением декларантом установленного ТК ТС требования по ее документальному подтверждению.

    При заявлении таможенной стоимости ввозимых товаров декларант обязан представить документальное подтверждение того, какая именно цена сделки положена им в основу таможенной стоимости товаров, включая расходы по транспортировке до таможенной территории ЕАЭС, которые не включены в цену сделки и уплачены (подлежат уплате) декларантом.

    Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что требование таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости непосредственно затрагивает права и законные интересы лица и влияет на сроки совершения таможенных операций, в связи с чем, запрос документов должен быть мотивированным и содержать конкретные признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, перечень документов либо указание сведений, которыми может быть подтверждена правильность определения таможенной стоимости, заявленной в декларации на товары.

    Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом, если обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 ТК ТС).

    При оценке правомерности вывода таможни о невозможности применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами (1 метод), в связи с тем, что Контрактом не согласованы количество и цена товаров, ФТС России исходила из следующего.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Согласно пункту 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

    Согласно условиям пункта Контракта (учетом приложения к нему) установлено, что купля-продажа товаров осуществляется на условиях поставки FOB-порт отгрузки в соответствии с INCOTERMS 2010. Количество, ассортимент и цена товаров определены в проформе-инвойсе, спецификации для каждой партии товаров, выставляемым продавцом на каждую партию заказываемого товара и являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Товары комплектуются паспортом (инструкцией по уходу). Стоимость товара учитывает весь комплект и упаковку.

    Пунктами Контракта предусмотрено, что общая сумма каждой поставки указана в соответствующем инвойсе и спецификации, которая должна быть оплачена перед отгрузкой каждой партии товаров.

    В соответствии с представленными документами: Контрактом, спецификацией, инвойсами, экспортной декларацией стоимость поставляемого товара (весь комплект) составляет ХХХ долларов США. В спецификации и инвойсах указан полный ассортимент поставляемого товара (различных модификаций) и цена на его каждую единицу, которая подтверждается также представленным прайс-листом продавца, являющегося производителем товаров.

    Согласно платежному поручению, выписке из лицевого счета и ведомости банковского контроля декларантом произведена оплата данной партии товаров на указанную сумму.

    Таким образом, Контракт содержит существенные условия предмета соглашения между сторонами, которые исполнили свои обязательства по Контракту в рамках действующего законодательства.

    В соответствии со сведениями, содержащимися в экспортной декларации страны вывоза товара, при вывозе поставляемый товар декларировался продавцом в соответствии с условиями Контракта как единый комплект (классификационный код – ХХХ), без выделения отдельно товаров по номерам в ДТ.

    Сведения о стоимости части комплекта (помимо письма декларанта), полученные от продавца товаров, ООО «В» при декларировании ввезенного товара не были представлены.

    Приведенные обстоятельства свидетельствуют, что декларант при совершении таможенных операций по рассматриваемой ДТ документально не подтвердил цену товаров (комплектующих частей). Вместе с тем данный факт в качестве признака недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров в решении о проведении дополнительной проверки таможней указан не был, соответствующие документы не запрошены.

    Таким образом, в нарушение вышеперечисленных норм, декларанту не была предоставлена возможность доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров и достоверность представленных им сведений.

    С учетом данных обстоятельств, вышеуказанный вывод таможни не может рассматриваться в качестве правомерного основания для принятия решения о корректировке таможенной стоимости товаров.

    Выводы таможни об отсутствии в прайс-листе продавца информации о стоимости некоторых моделей товара, а также о непредставлении акта выполненных услуг перевозчика не соответствуют фактическим обстоятельствам и опровергаются материалами жалобы.

    Из представленных документов следует, что декларант не понес какие-либо дополнительные расходы по доставке товара, помимо тех, которые были заявлены в декларации таможенной стоимости с их документальным подтверждением.

    Также несостоятелен вывод таможни об отсутствии документального подтверждения величины расходов на упаковку товара, доставку до перевозчика, погрузку/перегрузку на транспортное средство, выполнения экспортных формальностей и факта их включения в стоимость сделки не позволило определить полноту включения в структуру таможенной стоимости товаров всех расходов, связанных с их транспортировкой.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 25 января 2008 г. при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в том числе расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, его погрузке, разгрузке, в связи с операциями по транспортировке в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

    Учитывая, что в соответствии с условиями поставки FOB-порт отгрузки в соответствии с INCOTERMS 2010 расходы по доставке товара на борт судна, а также на выполнение экспортных процедур для вывоза товара ложатся на продавца и, соответственно, включены в цену ввозимого на территорию ЕАЭС товара, у декларанта отсутствовала обязанность документально подтверждать такие сведения.

    2. Таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

    В Федеральную таможенную службу поступила жалоба ООО «У» на решение таможни об отмене тарифных преференций в отношении задекларированного товара.

    Заявитель со ссылкой на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, указывает, что основанием для отмены преференций является либо получение сведений от уполномоченных органов страны-бенефициара о том, что сертификат не выдавался, аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных сведений или неполных документов и (или) сведений, либо неполучение в течение 6 месяцев такого ответа. Однако такой запрос таможней в компетентные органы страны-бенефициара не направлялся. Кроме того, заявитель считает решение таможни неправомерным, так как оно принято в сроки, не позволяющие ООО «У» восстановить преференциальный режим.

    В ходе рассмотрения жалобы ООО «У» установлено следующее.

    В целях подтверждения страны происхождения товаров при их декларировании ООО «У» был представлен сертификат о происхождении товаров по форме «А». Товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенной пошлины, составляющей 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (с 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., под используемым в международных договорах понятием «Таможенный союз» понимается «Евразийский экономический союз»).

    В соответствии со статьями 99, 111 ТК ТС в рамках проведения выборочного контроля обоснованности принятых решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций вышестоящим таможенным органом установлено, что оригинал сертификата о происхождении товара по форме «А» заполнен ненадлежащим образом, а именно оттиск печати в графе 11 сертификата нечитаем, размыт.

    Сертификат был направлен таможней на последующую проверку в ФТС России. По результатам проверки ФТС России направило информацию о ненадлежащем заполнении сертификата о происхождении товара формы «А» и не соответствии его Требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А», содержащимся в Приложении № 2 (далее – Требования) к Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза (далее – Правила), утвержденным Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008.

    В связи с этим, таможней было принято решение об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, о чем заявитель был уведомлен.

    Подтверждение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с нормами пункта 2 статьи 58, статьи 59, пункта 1 статьи 61 и пункта 1 статьи 62 ТК ТС.

    Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (положения статьи 74 ТК ТС и статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»).

    В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее – Договор) для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией Таможенного союза.

    На основании статьи 36 Договора в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.

    В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

    Для целей реализации положений статьи 36 Договора до вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего условия и порядок применения единой системы тарифных преференций Союза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран, применяется Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008.

    До вступления в силу решения Комиссии Таможенного союза, устанавливающего правила определения происхождения товаров, предусмотренные пунктом 3 статьи 37 настоящего Договора, применяется Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008.

    В соответствии с Протоколом о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12.12.2008 перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждаются Комиссией Таможенного союза.

    Указанные перечни утверждены решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

    Согласно данным перечням к товарам, происходящим из развивающихся стран и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, относятся, в том числе товары группы ХХ Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза «наименование товара», а в перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза входит «Страна, которой выдан сертификат».

    Согласно Правилам в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию – сертификат о происхождении товара по форме «А», которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций – сертификатов о происхождении товара по форме «А».

    Исходя из материалов жалобы, нарушения оформления графы 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» были выявлены таможней и ФТС России в результате визуального исследования и сопоставления фактического заполнения граф сертификата с правилами, указанными в Требованиях.

    Так, исходя из Требований, графа 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» должна содержать данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать уполномоченного органа страны –бенефициара, а также подпись должностного лица указанного органа. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.

    Наличие нечеткого оттиска печати в графе 11 сертификата о происхождении товара по форме «А» является нарушением Требований.

    В соответствии с разделом VIII Правил сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:

    не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

    имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений:

    по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.

    Проведение дополнительных исследований и запросов в компетентные национальные органы страны, заверившей представленный сертификат, для подтверждения наличия вышеуказанных обстоятельств визуальным способом, в соответствии с Правилами в обязательном порядке не требуется.

    Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

    Таким образом, основания для проведения проверочных мероприятий в отношении указанного сертификата о происхождении товаров, признания его недействительным и принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций в отношении задекларированного ООО «У» товара, у таможни имелись.

    Ссылка заявителя на Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008, одобренный решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 780, является несостоятельной в связи с тем, что процедуры внутригосударственного согласования указанного Протокола не завершены, и он не был подписан. Соответственно положения данного Протокола не применимы.

    Пресс-служба ФТС

    Категория: ВЭД. Таможня | Добавил: Greencar (28.03.2017)
    Просмотров: 628
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов