Приветствую Вас Гость | RSS

Сегодня Понедельник, 29.04.2024, 03:49

МЕНЮ САЙТА
Форма входа
Категории раздела
Общие темы по логистике [136]
Транспорт. Экспедирование [168]
ВЭД. Таможня [75]
Склад и закупки [145]
Советы, услуги, сервис [16]
Логисты шутят [10]
О работе (законы, советы) [54]
Друзья сайта
  • Lardi-Trans
  • DELLA
  • MD Office
  • Перевозки
  • Клуб логистов
  • Лобанов-логист
  • Склад законов

  • Либратранс
  • Портал о логистике
  • TradeMaster
  • Новости логистики
  • Новости грузоперевозок




  • Поиск


    Каталог статей


    Главная » Статьи » ВЭД. Таможня

    Таможенный контроль после выпуска товаров
    Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров является для российской таможенной службы одной из наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ, одним из приоритетов совершенствования таможенного администрирования. Оно должно способствовать упрощению и ускорению таможенных формальностей так как предполагает отнесение контроля на время после выпуска товаров. Тем самым решаются такие задачи как рациональное использование ресурсов таможенных органов, что позволяет справиться с постоянно возрастающим объемом перемещения товаров, создание благоприятных условий для участников внешней торговли, снижение издержек по хранению товаров под таможенным контролем и т.д.

    Выпуск товаров таможенным органом, т.е. разрешение на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами в соответствии с таможенным режимом, не означает завершение полномочий таможенных органов по проведению таможенного контроля в отношении этих товаров.

    Ввезенные на таможенную территорию РФ товары, помещенные под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления, уничтожения, отказа в пользу государства, а также если они не обращены в федеральную собственность или распоряжение ими не осуществлено иным способом в соответствии с гл. 41 ТК РФ либо если они фактически не вывезены с таможенной территории РФ, имеют в соответствии с таможенным законодательством статус находящихся под таможенным контролем, что предполагает правомочность таможенных органов по применению мер таможенного контроля в отношении этих товаров, в том числе проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений.

    Однако и после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем таможенные органы в силу закона обладают правом проведения проверки после выпуска товаров в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

    Соответствующие правомочия таможенных органов закреплены в ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Этой же статьей установлено, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств проводится в соответствии с гл. 35 ТК РФ, регламентирующей формы таможенного контроля и порядок их проведения.

    Применяться при проведении таможенного контроля после выпуска может любая из форм контроля, предусмотренных названной главой ТК РФ. Выбор форм таможенного контроля, их количества и последовательности зависит от конкретной ситуации и определяется таможенным органом исходя из положений ст. 358 ТК РФ, в соответствии с которыми таможенные органы, основываясь на системе управления рисками (риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства), при проведении таможенного контроля руководствуются принципом выборочности и ограничиваются теми его формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Однако одна из форм таможенного контроля - таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ) - по определению является ключевым инструментом, обеспечивающим реализацию правомочий таможенных органов по проведению проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров. (Таможенная ревизия проводится также с целью проверки факта выпуска товара как такового.)

    Метод данной формы таможенного контроля - это проверка заявленных при таможенном оформлении сведений путем их сопоставления с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц, у которых проводится ревизия.

    Из Порядка организации и проведения таможенной ревизии (приказ ГТК России от 11 июня 2004 г. N 663) следует, что в ходе ее проведения, прежде всего, осуществляются:

    проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

    выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;

    выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение.

    Таможенные ревизии проводятся в двух формах - общей и специальной.

    Общим для обоих видов таможенной ревизии является то, что она может быть проведена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Объединяет обе формы ревизии и порядок их назначения - ревизия назначается решением начальника таможни или вышестоящего таможенного органа (лицом, его замещающим). Решение оформляется на бланке таможенного органа, его копия перед началом проведения ревизии подлежит вручению лицу, у которого она должна проводиться руководителю или уполномоченному представителю проверяемого лица. (Формы решений приведены в приложениях к письму ГТК России от 14 июля 2004 г. N 01-06/25857.)

    Результаты таможенной ревизии в обоих случаях оформляются актом (форма акта установлена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. N 1023), второй экземпляр которого (а не его копия, в отличие от решения о проведении ревизии) вручается лицу, у которого проводилась ревизия. Сроки составления акта различаются в зависимости от вида ревизии: общая ревизия день, следующий за днем окончания ревизии; специальная таможенная ревизия 10 дней после окончания ревизии.

    По основаниям и срокам проведения, кругу лиц, у которых она может быть проведена, объему действий, совершаемых должностными лицами таможенного органа в ходе проведения ревизии общая и специальная таможенная ревизия имеют отличия.

    Для общей таможенной ревизии ТК РФ не предусматривает каких-либо специальных требований относительно оснований ее назначения. Порядком организации и проведения таможенной ревизии установлено, что основанием для назначения общей таможенной ревизии являются:

    план таможенных ревизий, составляемый с использованием методов анализа рисков;

    материалы и информация таможенных, правоохранительных, налоговых и контролирующих органов, свидетельствующие о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;

    поручение вышестоящего таможенного органа, вынесенное на основании применения метода анализа рисков или на указанных выше основаниях.

    Общая таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может превышать трех рабочих дней. При этом проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица. Не допускается повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров, причем не только тем таможенным органом, который проводил общую таможенную ревизию, но и вышестоящим по отношению к нему таможенным органом. Вместе с тем, проведение в отношении одних и тех же товаров другой ревизии - специальной - законом допускается.

    Общая таможенная ревизия может быть проведена у декларанта и лиц, несущих обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров и не выступающих в качестве декларанта (в частности, если перемещение товаров через таможенную границу осуществлялось в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, к последним относятся российские лица, которые заключили такую сделку, от имени которых такая сделка заключена, по поручению которых такая сделка заключена).

    В соответствии с Порядком организации и проведения таможенной ревизии при проведении общей таможенной ревизии таможенные органы наделены правом совершения следующих действий:

    получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации;

    требовать представления документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах, запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и необходимую для проведения таможенной ревизии информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и являющихся объектами ревизии, и в отношении последующих операций с данными товарами (п. 3 ст. 367 ТК РФ), устанавливать сроки (с учетом срока проведения общей таможенной ревизии), место и порядок представления указанных документов и информации;

    получать пояснения (ст. 369 ТК РФ).

    Что касается специальной таможенной ревизии, то она может проводиться не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей таможенной ревизии, но и у лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, таможенные перевозчики), а также лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами.

    В отличие от общей таможенной ревизии, для специальной таможенной ревизии законом предусмотрены конкретные основания, при которых она может быть проведена у тех или иных лиц (п. 3 ст. 376 ТК РФ):

    декларанты и лица, несущие обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров и не выступающие в качестве декларанта, обнаружение данных (по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля), которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании или распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений;

    лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела - обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ;

    лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, обнаруженные данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК РФ, повлекшими за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таким образом, закон устанавливает, что основанием для назначения специальной таможенной ревизии является обнаружение определенных фактов, свидетельствующих о возможном нарушении законодательства РФ. Основания для назначения специальной таможенной ревизии должны быть указаны в Решении о проведении специальной таможенной ревизии.

    Также как и общая таможенная ревизия, специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения. Она не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о ее проведении. В этот срок не включается период времени между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. Срок проведения специальной таможенной ревизии может быть продлен в исключительных случаях вышестоящим таможенным органом, но не более, чем на один месяц, о чем проверяемое лицо должно быть уведомлено письменно.

    Если общая таможенная ревизия не может быть проведена повторно в отношении одних и тех же товаров, то специальная таможенная ревизия не может быть проведена повторно у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров.

    Из этого следует, что, с одной стороны, недопустимо проведение специальной таможенной ревизии в отношении товаров, хранящихся, например, на складе филиала какой-либо организации, если ранее в отношении этих же товаров была проведена специальная таможенная ревизия в период их хранения на складе головной организации; с другой стороны, если товары находятся у лица, отличного от того, у которого данные товары находились в период проведения первоначальной специальной таможенной ревизии (товары были, например, приобретены впоследствии на внутреннем рынке) в отношении них возможно проведение специальной таможенной ревизии.

    Круг действий, которые могут осуществляться таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии, достаточно широк. При том, что специальная таможенная ревизия сама по себе является одной из форм таможенного контроля, в ходе ее проведения могут применяться и иные формы таможенного контроля, предусмотренные гл. 35 ТК РФ. Из Порядка организации и проведения таможенной ревизии следует, что при проведении специальной таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:

    требования представления документов и сведений (п. 3 ст. 367 ТК РФ);

    осмотра помещений и территорий проверяемого лица (ст. 375 ТК РФ);

    проведения осмотра и досмотра товаров и транспортных средств (ст. 371, 372 ТК РФ);

    получения пояснения (ст. 369 ТК РФ);

    проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ (ст. 374 ТК РФ).

    Кроме того, при проведении специальной таможенной ревизии возможно:

    требование безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую) (п. 4 ст. 376 ТК РФ);

    создание временных зон таможенного контроля (ст. 362 ТК РФ);

    проведение инвентаризации товаров согласно порядку, установленному для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 4 ст. 376 ТК РФ);

    проведение изъятия товаров либо наложение на них ареста (ст. 377 ТК РФ)

    назначение экспертизы (ст. 378 ТК РФ);

    взятие проб и образцов товаров (ст. 383 ТК РФ);

    привлечение специалистов (ст. 384, 385 ТК РФ);

    проведение грузовых и иных операций (ст. 389 ТК РФ);

    использование средств для идентификации товаров и транспортных средств (ст. 390 ТК РФ).

    Если в ходе проведения таможенной ревизии (как в общей, так и в специальной формах) обнаружены признаки преступления или административного правонарушения в области таможенного дела, проведение в рамках ревизии проверочных действий в отношении непосредственных объектов правонарушения завершается, незамедлительно составляется акт ревизии и дальнейшие действия совершаются таможенными органами в соответствии с требованиями уголовного законодательства или законодательства об административных правонарушениях.

    При выявлении в ходе таможенной ревизии неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей выводы ревизии используются для принятия решения таможенного органа о доначислении и взыскании таможенных платежей.

     

    Н.А. Глазунова,

    Источник:  http://www.taxved.ru/
    Категория: ВЭД. Таможня | Добавил: Greencar (31.08.2012)
    Просмотров: 1681
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Goon Каталог сайтов webgari.com Рейтинг сайтов