Государственная таможенная служба Украины (далее – Гостаможслужба) – достаточно специфический орган исполнительной власти в государстве, который объединяет в себе множество функций. Главными среди них являются регулятивная, фискальная, правоохранительная функции и функции органа статистики. В зависимости от национального законодательства к этим базовым функциям могут быть прибавлены еще другие.
Анализ нормативной базы позволяет выделить такие основные полномочия таможенной службы:
– регуляция внешней торговли товарами;
– взыскание налогов и сборов во время перемещения товаров и транспортных средств через границу;
– ведение специальной таможенной статистики и статистики внешней торговли товарами;
– функции органа валютного контроля;
– правоохранительные функции (юридически Гостаможслужба не является правоохранительным органом Украины, хотя законодательно на нее возложены эти функции).
Более детально они изложены в ст. 11 Таможенного кодекса Украины (дальше – ТК) и в статьях 3, 4 Положения о Государственной таможенной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 24.08.2000 г. № 1022/2000.
Основой для работы таможни является осуществление таможенного контроля (ст. 41 ТК), который заключается в:
1) проверке документов и сведений, необходимых для таможенного контроля;
2) таможенном досмотре товаров и транспортных средств, личном досмотре граждан;
3) учета товаров и транспортных средств, которые перемещаются через таможенную границу Украины;
4) устном опросе граждан и должностных лиц предприятий;
5) проверке системы отчетности и учета товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, а также своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов, которые в соответствии с законами взимаются при перемещении товаров через таможенную границу Украины;
6) обзоре территорий и помещений составов временного хранения, таможенных лицензионных составов, специальных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, которые подлежат таможенному контролю, осуществляется ли деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы законом;
7) других формах контроля, которые предусмотрены ТК и другими законами Украины по вопросам таможенного дела.
При этом должностное лицо таможни в рамках, установленных нормативно- правовыми нормами, самостоятельно определяет форму и объем контроля, который будет достаточным для обеспечения соответствия законодательству (ст. 42 ТК). Результаты таможенного контроля фиксируются в той или другой форме, в частности, одной из таких форм является таможенная декларация (грузовая или пассажирская).
Отдельно обращаем внимание на неограниченность во времени для осуществления таможенного контроля. В соответствии с ст. 69 ТК таможенный контроль за товарами и транспортными средствами может осуществляться по окончании других операций таможенного контроля, оформления и пропуска товаров и транспортных средств через границу. То есть таможня имеет законодательно установленное право поинтересоваться вашим товаром, который был импортирован или экспортирован хоть 10, хоть 100 лет назад.
В соответствии свыше изложенным необходимо отдельно рассматривать полномочие таможни:
1. Во время проведения таможенного оформления товаров.
2. При выполнении других контролирующих функций, возложенных на таможенные органы действующим законодательством.
3. При осуществлении таможенного контроля после завершения оформления товаров и транспортных средств.
Поговорим о полномочии таможенных органов во время проведения таможенного оформления товаров.
В зоне таможенного контроля
Товар и транспортные средства находятся под таможенным контролем. Это означает, что какие-либо действия с ними возможны лишь по разрешению таможенного органа. Согласно с ст. 53 ТК таможня имеет право применять принудительные мероприятия к нарушителям режима зоны таможенного контроля, в частности, применять физическую силу и специальные средства и оружие (ч. 1 ст. 424, ст. 425 ТК, постановление КМУ «Некоторые вопросы применения специальных средств и огнестрельного оружия должностными лицами таможенной службы» от 25.12.2002 г. № 1953).
Какое-либо действие или хозяйственная операция без разрешения таможенного органа является административным правонарушением, что в зависимости от совершенного проступка влечёт за собой наказание от штрафа до конфискации товара. Причем административная ответственность, в отличие от уголовной, не нуждается в доказательстве прямого умысла в совершении правонарушения. Достаточно доказательства факта совершения правонарушения по неосторожности (ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях, ст. 319 ТК), например, в результате не знания действующих нормативно-правовых норм.
На что «грешат» субъекты ВЭД
Приведем перечень (далеко не исчерпывающий) основных правонарушений, которые допускаются субъектами внешнеэкономической деятельности (дальше – субъекты ВЭД):
– нарушение режима зоны таможенного контроля. Оно включает у себя не предусмотренное режимом зоны таможенного контроля перемещения товаров, транспортных средств, граждан, а также проведения хозяйственных работ без разрешения таможенного органа. Наказание – штраф до 1700 грн.;
– выдача товаров, транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа или их потеря. Наказание – штраф до 17 000 грн.;
– не доставка в таможенный орган товаров, транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем, а также документов на эти товары, транспортные средства. Наказание – штраф до 1700 грн.;
– не остановка в зоне таможенного контроля транспортного средства. Наказание – штраф до 85 грн.;
– отправление без разрешения таможенного органа транспортного средства, что находится под таможенным контролем. Наказание – штраф до 170 грн.;
– грузовые и другие операции, которые проводятся без разрешения таможенного органа. Наказание – штраф до 340 грн.;
– повреждение или потеря таможенного обеспечения (пломб, запирающих устройств и тому подобное). Наказание – штраф до 340 грн.;
– препятствия должностному лицу таможенного органа в доступе к товарам, транспортных средств и документов. Наказание – штраф до 510 грн.;
– неподача таможенному органу отчетности относительно товаров, которые находятся под таможенным контролем. Наказание – штраф до 850 грн.;
– неправомерные операции с товарами, транспортными средствами, которые находятся под таможенным контролем, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими. Наказание – штраф до 170 грн. или конфискация.
Согласно с ст. 43 ТК товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем:
– в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров и транспортных средств с момента пересечения границы Украины и к осуществлению в полном объеме таможенного оформления в режим, который не предусматривает пребывания товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
– в случае вывоза за пределы таможенной территории Украины с момента предъявления товаров и транспортных средств для таможенного оформления и к пересечению ими границы Украины, кроме случаев, когда товар и транспортные средства оформлении в таможенные режимы, которые предусматривают пребывание под таможенным контролем на протяжении всего времени действия режима.
К таможенным режимам, которые не предусматривают пребывания товаров под таможенным контролем после оформления, относят импорт (гл. 29 ТК), реимпорт (гл. 30 ТК), экспорт (гл. 31 ТК) и реэкспорт (гл. 32 ТК), то есть лишь 4 таможенных режима из 13 установленных.
Права таможенников
Во время проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств таможенники имеют право:
– проводить полный досмотр товаров и транспортных средств, в частности, с полной выгрузкой товара из транспортного средства (ст. 55 ТК). Решение о проведении досмотра принимает должностное лицо таможни, которое осуществляет таможенное оформление. Оно утверждается начальником подраздела (пп. 25 п. 3 Порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров с применением грузовой таможенной декларации, утвержденного приказом Гостаможслужбы от 20.04.2005 г. № 314 (дальше – Порядок № 314));
– проводить досмотр ручной клади и багажа граждан (ст. 56 ТК). Решение о проведении принимает должностное лицо таможни, что осуществляет таможенное оформление;
– проводить личный досмотр граждан с привлечением понятых – по письменному постановлению начальника таможни или лица, которое его замещает, а на таможенном посту (отделенное структурное подразделение таможни) – по письменному постановлению начальника поста или лица, которое его замещает, с обязательным сообщением в течении суток начальнику таможни (ст. 57 ТК);
– требовать предоставления документов, которые предусмотрены законодательными и нормативно-правовыми актами Украины, для проведения таможенного оформления и пропуска товаров и транспортных средств через границу (ст. 54ТК). В случае не представления или не своевременного представления документов складывается протокол о нарушении таможенных правил за ст. 330 ТК и взыскивается штраф в размере до 170 грн.;
– отбирать пробы и образцы товаров для исследования, анализа или экспертизы (ст. 75 ТК) в размерах, определенных приказом Гостаможслужбиы от 23.12.2002 г. № 719. Расходы на грузовые и другие необходимые операции при взятии проб и образцов относятся на счет декларантов;
– получать результаты исследований (анализа, экспертизы) проб и образцов товаров, которые находятся под таможенным контролем, взятых другими органами государственного контроля, а также декларантами (ст. 75 ТК);
– требовать подтвердить страну происхождения товара путем представления сертификата о происхождении товара (ст. 282 ТК) и проводить верификацию (проверку) этих сертификатов (гл. 54 ТК);
– в случае отсутствия данных, которые подтверждают правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, или при наличии обоснованных сомнений в достоверности поданных декларантом сведений таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров (ст. 265 ТК). Решение об этом принимает должностное лицо таможни, что осуществляет таможенное оформление. В случае привлечения специалистов отдела контроля таможенной стоимости данное решение утверждается начальником подраздела (пп. 18 и пп. 25 п. 3 Порядка № 314);
– определять код УКТ ВЭД товара (что определяет ставку пошлины и применения нетарифных ограничений). Решение таможни является обязательными для предприятий и граждан (ст. 313 ТК) и принимается должностным лицом таможни, которое осуществляет таможенное оформление. В случае привлечения специалистов отдела товарной номенклатуры, оно утверждается начальником подраздела (подпункты 17, 25 п. 3 Порядка № 314);
– устно опрашивать должностных лиц и граждан по вопросам, связанным с проведением внешнеэкономической операции, и при необходимости составлять протокол опроса (ст. 59 ТК);
– проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест во время осуществления таможенного контроля (ст. 64 ТК). В случае повреждения или потери наложенного таможенного обеспечения, складывается протокол о нарушении таможенных правил за ст. 338 ТК и взыскивается штраф в размере до 340 грн.;
– вовлекать в таможенное оформление специалистов и экспертов на основании письменного требования начальника таможни или его заместителя, при наличии согласования с руководителем предприятия, учреждения, организации, где работает специалист или эксперт (ст. 65 ТК).
Из всего перечня прав таможенников наиболее интересным является то, что время, необходимое на проведение таможенного оформления, не установлено. Часть 1 ст. 78 ТК определяет, что, как правило, таможенное оформление проводится на протяжении одних суток со времени предъявления товаров и транспортных средств, представления таможенной декларации и всех необходимых документов и сведений. Однако таможенное оформление товаров и транспортных средств завершается только по окончании всех таможенных процедур, определенных таможней достаточными для обеспечения соблюдения законности. Например, если для идентификации товара нужна лабораторная экспертиза, которая будет длиться месяц, то таможенное оформление будет завершено только по получении результатов экспертизы. В некоторых случаях предусмотрено представление временной, периодической и неполной декларации, которая является разрешением таможенного органа на пользование товаром, после завершения всех процедур таможенного контроля вместо этих предыдущих деклараций в стандартном порядке оформляется обычная грузовая таможенная декларация.
Права граждан
В свою очередь, при осуществлении всех таможенных процедур граждане и предприниматели имеют право:
– требовать от таможни информацию о таможенных правилах, нормах и условиях перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины (ст. 30 ТК);
– получать на бесплатной основе информацию о нормативно-правовых актах (название акта, его основные положения, информация об опубликовании) по вопросам таможенного дела (ст. 31 ТК);
– обжаловать в суде решения таможенных органов относительно запрещения или разрешения перемещения через таможенную границу Украины конкретных товаров (ст. 96 ТК);
– получать письменный отказ в пропуске товаров через границу или о невозможности проведения процедур таможенного оформления (приказ Гостаможслужбы «Об утверждении Порядка заполнения и использования Карточки отказа» от 24.04.99 г. № 239);
– осуществлять досмотр товаров и транспортных средств только в присутствии лица, которое их перемещает через таможенную границу Украины или хранит под таможенным контролем (ч. 3 ст. 55 ТК);
– осуществлять досмотр ручной клади и багажа гражданина в его присутствии или в присутствии уполномоченного им лица, кроме случаев пересылки по международным почтовым отправлениям или международным экспрессам - отправление, пересылка несопровождаемого багажа и в случае оставления на территории Украины ручной клади и багажа с нарушением обязательства об их транзите через территорию Украины. В этих случаях досмотр проводится в присутствии представителей предприятия, что осуществляет перевозку, пересылку ручной клади и багажа или их хранения (ч. 2–7 ст. 56 ТК);
– перед началом личного досмотра ознакомиться со своими правами и обязанностями во время проведения такого обзора, при необходимости добровольно предъявить скрываемые товары (ч. 3 ст. 57ТК);
– присутствовать при отборе проб и образцов таможней (ч. 5 ст. 75 ТК), знакомиться с результатами проведенного исследования (анализа, экспертизы), взятых проб и образцов товаров и получать копии результатов исследований (ч. 7 ст. 75 ТК);
– отбирать пробы и образцы товаров, которые находятся под таможенным контролем, для проведения собственного исследования (ч. 5 ст. 75 ТК);
– в случае, когда во время проведения по инициативе таможенных или правоохранительных органов грузовых операций (загрузка, выгрузка, перегрузка, распаковка, упаковка, переупаковка) с товарами, таможенное оформление которых не закончено, не были выявлены нарушения законодательства Украины, требовать возмещения расходов на проведение этих операций от органа, что их инициировал (ч. 2 ст. 63 ТК);
– в случае перемещения товаров стационарными видами транспорта (трубопроводный и линиями электропередачи) или возникновения спорных вопросов при определении таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров, классификации товаров согласно с УКТ ВЭД, с разрешения таможенного органа подавать периодическую, временную или неполную декларации (статьи 82, 83, 187 ТК, приказы Гостаможслужбы от 30.12.2003 г. № 931, № 932) со следующим представлением обычной декларации.
Одной из главных рекомендаций при обжаловании действий таможенников является представление письменной жалобы к общему отделу таможни (канцелярии). Жалобу должны зарегистрировать, если вы посылаете ее почтой, обязательно должен быть лист с сообщением о вручении. Срок предоставления ответа исчисляется с момента регистрации жалобы:
– для граждан – 15 дней (при условии письменного предупреждения заявителя – до 45 дней),
– для СПД – до 30 дней.
Контроль относительно предоставления ответа заявителю по незарегистрированными письмам в таможне не осуществляется. Поэтому если заявление не было зарегистрировано, ответа на него не ожидайте.
Источник: http://www.pravadom.od.ua/
|