• Капризные звезды. Примадонны
  • Они знают, что они Супер и требуют все новых денег и привилегий. Однажды они могут стать настолько обременительными для организации, что несмотря на их профессиональные таланты, их дешевле отпустить, чем удерживать.

  • Абсолютно Незаменимые
  • Уникальные специалисты, чаще – топ-менеджмент, со своими клиентами, связями, финансовыми схемами. Это уже партнеры, почти Хозяева. Если они не выйдут на работу – наступит серьезный кризис. Их уход иногда означает крах бизнеса.

    Есть среди них и такие, кто намеренно культивирует свою незаменимость. Они не делятся информацией ни с коллегами, ни с начальством. Каждый бит важной информации, списки клиентов, контактов, личные договоренности с заказчиками – это новые камни в его крепостную стену, которая с каждым днем становится все выше и крепче.

    Поэтому они саботируют попытки Хозяина сделать своих работников взаимозаменяемыми. Иногда это происходит без всякого злого умысла – обычная уверенность Работника, да и Хозяина, что ничего не случится, что никто не попадет в больницу, под автомобиль и пр.
    Иногда сокрытие информации – это оружие Судного дня, на тот случай, если у Хозяина вдруг появится желание избавиться от Абсолютного Незаменимого: «Вы полгода будете разгребать мои завалы! Я уведу половину клиентов!». И уведет. Поэтому Хозяин сдувает с него пылинки – бессильно скрежеща зубами и осознавая свою беспомощность.

  • Псевдонезаменимые
  • Многие, проработав достаточно долго, начинают чувствовать себя незаменимыми. Они искренно верят, что после их ухода работа рухнет. Они ошибаются. Ведь обычный Хозяин не может вспомнить большинства имен своих бывших сотрудников, даже тех, кто проработал по два-три года; он не помнит, чем они конкретно занимались, почему они ушли или почему их уволили. И это понятно. Работников много, Хозяин один. Освободившаяся вакансия заполнилась – проблема решена, об ушедшем можно забыть.

  • Колючие розы
  • Ценные профессионалы, но слишком независимы. Часто – с плохим характером, неприятны в общении, с ними дискомфортно. Могут заявить начальству: «Это не входит в мои обязанности»; в разгар аврала, когда все днюют и ночуют на работе, сделать ручкой: «По контракту мой рабочий день заканчивается в шесть, до свидания».

    Каждый Хозяин решает сам: терпеть ли ценных, но строптивых работников или заменить их на более удобных. Ведь не все в нашей жизни сводится к пользе, ежедневно ущемляемое самолюбие тоже не мелочь. С другой стороны, можно относиться к ним, как укротитель – к тиграм, факир – к ядовитым змеям, столяр – к режущим и колющим инструментам. Пила, долото, зубило, стамеска, молоток тоже опасны в употреблении. Но поскольку без них невозможно работать, надо лишь соблюдать элементарную осторожность и не подставлять пальцы.

    К тому же на свете очень мало настоящих профессионалов и талантливых специалистов. Можно и потерпеть ради блага компании. А Хозяин может утешать себя мыслью, что когда они окончательно ему осточертеют, он их выгонит – со всеми их амбициями, карьерными ожиданиями, ложным ощущением своей значимости, неуязвимости и незаменимости.

    Хрестоматийный пример – легендарный менеджер Ли Якокка. Генри Форд-второй без всяких веских причин («без причин» – по мнению Ли Якокки) уволил его с поста президента компании. И что же, «Форд» рухнул? Нет, по-прежнему процветает.

    Продолжение следует…


    Материал подготовлен на основе статей:Сергея Занина "Типы работников” www.zanin.ru