Как пройдет адаптация на новом месте работы - сильно зависит как от
личностных качеств нового сотрудника, так и от настроя, господствующего в
самой компании. Вхождение в работу может быть стрессовым или мягким. В
западных и многих украинских компаниях существует несколько основных
подходов к организации работы нового сотрудника.
Самый жесткий из них – самостоятельное вхождение человека в работу.
В этом случае сотруднику просто предоставляется его рабочее место,
обрисовывается круг обязанностей и сразу же дается первое задание.
Человек должен сам наладить коммуникации с новыми коллегами, разобраться
в порядках на фирме и начать работу. Коммуникабельные, не стеснительные
и активные люди, как правило, не испытывают особых затруднений и быстро
входят в коллектив. Но для
кого-то такая адаптация будет тяжелой, сотрудник будет чувствовать себя
ненужным и оставленным на произвол судьбы.
Важен здесь и такой
фактор, как род деятельности компании и сама должность сотрудника. Как
пример рассмотрим компанию, торгующую отопительным оборудованием.
Квалифицированный сотрудник,
взятый на позицию менеджера по продажам, даже в первый день работы,
скорее всего, знает, чем отличаются котлы настенные от напольных. Но в
некоторых марках продукции, с которыми он раньше не работал, разобраться
методом самостоятельного вхождения может быть тяжело. К примеру,
информацию о том, чем отличаются радиаторы рифар от, скажем, продукции
китайской компании – лучше услышать от более опытных коллег. Совсем
другое дело – если сотрудник пришел на позицию, к примеру, системного
администратора. Скорее всего, ничего принципиально нового для себя он не
найдет и без посторонней помощи во всем разберется.
Многие
компании на первое время «приставляют» к новичкам наставников – более
опытных коллег, которые давно работают на фирме. Это может быть
сотрудник, занимающий аналогичную кадровую позицию, может быть
функциональный руководитель подразделения, а может быть даже человек,
занимавший ту же должность до новичка (в этом случае происходит передача
дел с попутным обучением). Наставник разъясняет новому сотруднику все
нюансы работы, включая как
профессиональные вопросы (те же самые радиаторы рифар), так и бытовые
(некоторые стесняются в первые дни спрашивать, к примеру, где находится
туалет), и корпоративные (правила поведения, дресс-код, корпоративную
политику, общие этические стандарты, принятые в компании). На плечи
наставника также возлагается знакомство новичка с остальным коллективом.
Этот способ адаптации хорош тем, что у нового человека на фирме есть
чувство, что его поддерживают, есть возможность спрашивать и учиться.
Конечно, есть и негативные моменты – в первую очередь, к ним относится
опасность того, что «наставник» и «ученик» не найдут друг с другом
общего языка на уровне межличностных отношений.
Опыт западных
компаний показывает эффективность тренингов, которые делятся на два
типа: welcome-тренинг и тренинг по специальности. Многие крупные
российские компании проводят welcome-тренинги сразу для всех сотрудников, проходящих в
данный момент испытательный срок. Поскольку на тренинге могут
присутствовать одновременно представители нескольких подразделений, то
на нем затрагиваются исключительно корпоративные вопросы – в основном
новичков просто знакомят с историей компании, ее деятельностью и с
бытовыми вопросами. Возьмем все тот же пример с компанией по продаже
отопительного оборудования. Согласитесь, ни к чему бухгалтеру или тому
же системному администратору слушать лекции про котлы настенные. А вот
сотрудникам отдела продаж проведут тренинг по специальности, на котором
им разъяснят именно рабочие моменты. Здесь моделируют различные
ситуации, новичков подробно знакомят с продуктом, который им предстоит
продавать. Разъясняются методы и принципы продаж, проводятся тренинги
личностного развития.
Как видим, разные компании используют
различные методы вхождения новичков в работу. Все они имеют свои плюсы и
минусы, а в идеале – каждый случай требует индивидуального внимания.
Кто-то любит сам разбираться с новой работой, кому-то требуется совет, а
кто-то нуждается во всестороннем сопровождении первые несколько рабочих
дней.