Удвоить доход от логистической деятельности к 2020 году — цель проекта Государственной программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы. К концу месяца документ будет направлен на рассмотрение правительства, пишет издание "Белорусы и рынок".
Проект составлен на основе пожеланий профессиональных участников рынка, высказанных в ходе предварительных консультаций с бизнесом. Кроме того, были учтены замечания Всемирного банка и других международных структур.
Об этом «БР» заверили в БелНИИТ «Транстехника» — одном из основных разработчиков программы.
Документ предполагает совершенствование национального законодательства и администрирования в данной сфере, радикальное улучшение качества подготовки кадров, расширение перечня услуг логистики и ее интеграцию в европейскую систему, широкое использование результатов маркетинговых исследований рынка и прочее. В планах привлечение в логистическую инфраструктуру не менее 790 млн долларов инвестиций, увеличение площади складских помещений классов А и В на 23 %, до 0,9 млн кв. м, наращивание грузооборота логистических центров в 4,3 раза, до 34,9 млн т в год, и создание более 5 тыс. новых рабочих мест.
Как ожидается, реализация отраслевой программы поможет более чем вдвое увеличить совокупный доход компаний от логистической деятельности — до 7,3 трлн руб. к 2020 году.
Ставка сделана на опережающий рост услуг транспортно-логистических (в 2,6 раза, до 4,9 трлн руб.) и оптово-логистических центров (в 3,7 раза, до 0,8 трлн руб.).
По мнению представителей «Транстехники», указанные показатели вполне достижимы. Оптимизм основывается, в частности, на динамике развития отрасли. В 2014 году объем услуг организаций, осуществляющих логистическую и транспортно-экспедиционную деятельность, увеличился на 38,3 % в фактических ценах (что существенно опередило инфляцию) и составил 1,5 трлн руб.
По экспертным оценкам, годовой потенциал рынка логистических услуг Беларуси оценивается более чем в 1,5 млрд долларов США, в том числе по складским услугам — более 1,1 млрд долларов.
Тренды надежды
Как следует из проекта программы, на национальном рынке логистических услуг активно протекают процессы слияния, поглощения и консолидации активов, наблюдается усиление позиций компаний с развитой логистической сетью, широким спектром оказываемых услуг и обширной географией перевозок.
Рынок стабильно развивается, предлагает комплексные функциональные решения — от мультимодальных перевозок до дистрибуции торговых сетей со сложными технологиями комплектации и предпродажной подготовкой товарных потоков, управлением сетевыми каналами, развитием аутсорсинга и аутстаффинга.
За последние пять лет значительно расширилась правовая и техническая основа для наращивания объемов и улучшения качества услуг, привлечения инвестиций и увеличения перерабатываемого товаропотока.
Трезвая самокритика
В то же время авторы программы обращают внимание на ряд серьезных проблем. Белорусский логистический центр предлагает своим клиентам в среднем не более 15 из 62 видов работ, которые можно выполнять в рамках СТБ 2306-2013. Для сравнения: в Германии логистические центры оказывают в среднем 70, а в Японии — 110 услуг. Отстает Беларусь и по доле логистики в ВВП: в Беларуси она составляет весьма скромные 7,5 % против 14 % в Литве, 17 % в Германии, 37 % в Сингапуре.
О проблемах сигнализируют и относительно слабые позиции в Индексе эффективности логистики Всемирного банка (ВБ). Несмотря на рост с 2,53 балла в 2007 году до 2,64 в 2014-м, Беларусь опустилась с 74-й на 99-ю позицию. Это объясняется тем, что другие страны развивали свои логистические системы еще более быстрыми темпами. В 2014 году Россия заняла 90-е место в рейтинге, Казахстан — 88-е, Литва — 46-е, Латвия — 36-е, Польша — 31-е.
Обращая внимание на некоторую субъективность исследования, авторы программы признают проблемы развития логистической системы Беларуси. Среди них — дефицит инвестиций в развитие инфраструктуры, несформированность рынка 3PL-услуг, отсутствие системного интегратора уровня 4PL, недостаточная квалификация персонала, несовершенство таможенного и других видов контроля, высокие налоговые и иные издержки, слабая интеграция в международную и европейскую логистические системы и др.
Беларусь не смогла привлечь значимых инвесторов в логистический сектор, а вложенные в инфраструктуру средства (около 0,69 млрд евро за пять лет) не так впечатляют, если сопоставить их с цифрами стран-соседей. Например, только в 2012—2014 годах Украина привлекла в логистику 2,2 млрд долларов.
Сложность процедур и бюрократия местных органов власти в ряде случаев привели к затягиванию сроков строительства логистических центров и к росту расходов инвесторов. Трудно назвать удовлетворительными и показатели экспорта услуг логистики, так как она нацелена в основном на обслуживание белорусских грузопотоков. Согласно данным НАН Беларуси, удельный вес экспорта услуг логистических центров в общем экспорте услуг страны устойчиво снижался: в 2011 году — 0,92 %, в 2012-м — 0,63 %, в 2013-м — 0,59 %.
С 2010 года 22 вуза страны подготовили более 7 тыс. специалистов различной логистической направленности, однако только 30—40 % из них были знакомы с современными принципами управления цепями поставок (SCM, TMS, MRP и т. д.), 70 % выпускников прошли преддипломную практику в логистических центрах или у логистических операторов.
Работа над ошибками
План мероприятий программы по развитию логистической системы на предстоящую пятилетку предполагает совершенствование правового обеспечения отрасли как национального, так и международного уровня (СНГ и ЕАЭС). Запланированы разработка законов «О логистической деятельности в Республике Беларусь», «О товаропроводящих (дистрибьюторских) сетях Республики Беларусь», заключение соглашений с ЕС о международных смешанных перевозках грузов и о свободе автомобильных перевозок грузов и пассажиров.
В 2015—2020 годах Минтранс проведет исследования международных и республиканских товарно-транспортных потоков, изучит техническое состояние логистической инфраструктуры. Минторг займется оценкой эффективности национальной системы товародвижения и ее логистических издержек.
Одной из приоритетных задач называется обеспечение максимальной лояльности государства при таможенном и пограничном администрировании. Обещано уменьшить правовую и техническую нагрузку, связанную с большим количеством нетарифных барьеров и документооборотом. За основу будут взяты рамочные стандарты ВТО и рекомендации № 18 СЕФАКТ ООН, нацеленные на выявление и отмену излишних формальностей и процедур. Заявлено создание единого административного органа по таможенному, пограничному и иным видам администрирования — Национального пограничного агентства.
Продолжится модернизация международных пунктов пропуска для увеличения пропускной способности грузопотоков и ускорения их движения. В планах развитие Е-технологий при проведении таможенных операций и внедрение технологий автоматического принятия решений о выпуске товаров при электронном декларировании.
Госстандарт и Минторг будут работать над сертификацией субъектов логистической деятельности (логистических центров и операторов) на соответствие СТБ 2306-2013 и СТБ 2345-2013, а Минтранс и «Транстехника» — над методологией оценки их эффективности.
В 2016 году начнется формирование системы подготовки специалистов наиболее комплексных 4PL- и 5PL-уровней логистики. На базе крупнейших логистических центров должны появиться центры научно-технического творчества. Кроме того, компаниям обещают предложить образовательные модули для подготовки кадров непосредственно на рабочих местах. Анонсировано создание национального электронного университета в сфере логистики.
http://www.logistic.ru/
|