Для ожидаемого в ближайшие годы роста грузопотока автотранспортом
белорусские власти должны осуществить ряд изменений в законодательстве о
транзите.
К такому выводу пришли эксперты Центра социально-экономических
исследований CASE Belarus в рамках исследования "Транзит
грузов автомобильным транспортом через Беларусь: состояние и
перспективы до 2025 года", пишет transportal.by.
Согласно экспертным оценкам, поток грузоперевозок автомобильным
транспортом между Россией и ЕС в сравнении с 2010 годом возрастет к 2025
году примерно в 2,5 раза. Однако для достижения данного объема транзита
грузов белорусские власти должны осуществить ряд изменений в
законодательстве, касающемся транзита.
"В случае если никакие из предложенных
мер не будут реализованы (негативный сценарий), возможности транзитной
сети Беларуси будут ухудшаться и она потеряет свою привлекательность",
- подчеркивают эксперты.
Авторы исследования отмечают, что вопросы транзита в настоящее время
находятся на повестке дня белорусского правительства и принимаются
серьезные усилия, чтобы повысить транзитный потенциал страны. Тем не
менее, для дальнейшего расширения транзитных возможностей страны в
политике властей должны быть реализованы некоторые изменения.
Белорусское правительство, считают эксперты, должно способствовать
интеграции страны в мировые и региональные экономические и политические
блоки, такие как ВТО и ЕС. Любой вид соглашений о свободной торговле со
странами региона, по их мнению, следует рассматривать как имеющий
чрезвычайно позитивное влияние на торговлю, транзит и, следовательно,
экономическое благосостояние. Визовые соглашения с ЕС, как те, что
существуют у Украины и Грузии, будут играть важную роль в повышении
транзитного потенциала Беларуси.
Подчеркивается, что сближение белорусского законодательства с
законодательством ЕС в сфере транспортировки грузов должно стать одной
из главных целей парламента, правительства и Министерства транспорта
Беларуси. Основное внимание должно быть уделено техническим стандартам
(в равной мере для транспортных средств и инфраструктуры), перевозке
опасных грузов и методам фитосанитарного контроля.
"Устаревшие требования, являющиеся
препятствием для транзита, должны быть немедленно устранены. В первую
очередь это касается обязательного конвоирования отдельных товаров,
которое следует отменить в кратчайшие сроки. Другие специфические
требования к транзитным перевозкам грузов также нуждаются в пересмотре.
Те из них, которые не соответствуют международной практике, должны быть
доработаны либо отменены", - уверены авторы
исследования.
Они также считают необходимым дальнейшее совершенствование таможенных
правил. Приоритет должен быть отдан упрощению процедур, снижению объема
бумажной работы, ускорению обработки информации (в том числе с
использованием любых возможных ИТ-решений).
"Настал подходящий момент для внедрения
лучших мировых практик в национальные таможенные правила, особенно тех,
которые касаются проверки таможенной стоимости импортируемых товаров",
- полагают эксперты.
"Также следует отметить, что возможности
увеличения объемов транзита зависят не только от нацеленности
белорусского правительства на совершенствование нормативно-правовой
базы. Необходимо принимать во внимание физические препятствия для
транзита грузов, такие как пропускная способность пограничных пунктов и
особенности инфраструктуры", - говорится в
исследовании. http://www.trans-port.com.ua/
|