"Сначала покурю (пообедаю, позвоню), а потом все сделаю"
Этими фразами бросаются те, кто привык все откладывать на потом. Такие
сотрудники, как правило, неорганизованные, не умеют расставлять
приоритеты, им постоянно приходится напоминать об их заданиях. В итоге,
даже если такой человек с горем пополам справляется с заданием, свою
головную боль и потраченное время начальник ему вряд ли простит.
"Боже мой, чем я тут занимаюсь"
Категорически запрещено говорить такое в офисе. "Это обижает
руководство и компанию в целом. Плюс — показывает, что человек не ценит и
не уважает и то, чем он сам занимается", — говорит замглавы правления
"Авант-Банка" Виктор Буркица.
"Говорите, что надо сделать, я записываю"
"Люди, которые ждут пошаговой инструкции, демонстрируют свою
беспомощность, страх и то, что они не могут мыслить самостоятельно. А
зачем компании сотрудник, за которого нужно думать? Незачем", —
объясняет руководитель отдела рекрутмента рекрутинговой компании Smart
Solutions Инна Степаненко.
"У нас ничего не получится"
"Ей-богу, паникеров хочется пристрелить! — шутя говорит Наталья
Бровченко. — Они подрывают веру своих коллег в проект, настраивают их на
негатив. Вместо того чтобы проанализировать задание, ситуацию и найти
решения, сотрудник концентрируется заранее на неудаче, что в результате и
получает".
"Это не входит в мои обязанности", "Я работаю только до шести"
"Так говорят те, кто не готов брать на себя ответственность. Либо
следователи должностной инструкции. Такие люди вряд ли станут лидерами, —
говорит HR-директор rabota.ua Наталья Бровченко. — Еще хуже, когда
сотрудники встают и уходят домой в шесть, не сделав то, о чем их
просили".
"Я не могу рассчитывать на то, что в критической ситуации такой человек
будет предпринимать какие-либо действия. А сотрудники, на которых
нельзя положиться, не нужны", — говорит коуч, бизнес-тренер и
исполнительный директор ГК GoldenStaff Анна Могильник.
"Я не знаю, сколько времени это займет"
"Возможно, сотрудник некомпетентен, у него нет знаний об управлении
проектами, или ему не интересно то, чем он занимается, — объясняет
руководитель отдела по развитию бизнеса КПМГ в Украине Алина Севастюк. —
Если человек не хочет погубить свою карьеру, то на вопрос, сколько
времени ему нужно на задание, стоит отвечать так: "Сейчас не знаю. Но
проверю/протестирую и отвечу через час (или завтра)".
"Это не моя сфера", "Ой, это не ко мне"
"Такие слова говорят о том, что человек боится выйти из собственной
зоны комфорта и не хочет развиваться. Он не думает, как сделать лучше
для компании. А зря: часто самые лучшие идеи возникают из микса всего,
что знает и умеет человек, а не только благодаря узкопрофильным
знаниям", — рассказывает Петр Афанасьев.
"Чтобы построить карьеру в современном мире, нужно быть гибким и
готовым к изменениям", — говорит Алина Севастюк.
"Начну издалека…"
В того, кто так начнет разговор, полетят сразу три камня. "Первый: он
не умеет формулировать мысли. Второй: не ценит время свое и босса. И
третий: не разобрался в ситуации и пытается переложить ответственность.
Длинные объяснения, как правило, приводят к тому, что начальник сам
выбирает из слов подчиненного главное и решает за него проблему", —
говорит тимлидер IT-компании "Сиклум" Петр Афанасьев.
Но если нужно обрисовать все в деталях, то надо спросить у шефа,
сколько у него есть времени.
"Я, конечно, постараюсь, но это нереально"
Слова "нереально", "невозможно" действуют на шефа, как красный цвет на
быка. "Это отмазка, и мало кто может аргументировать, почему задание
невыполнимо", — говорит Наталья Бровченко.
"Так некоторые пытаются усыпить бдительность начальника. Но он как
профи понимает, что задание — реальное, просто подчиненный не хочет или
не может его сделать, — говорит Алина Севастюк. — Другой момент, когда
речь идет о действительно сложной задаче. Человек, не оценив свои силы,
может взвалить ее выполнение на себя и либо не справится, либо
справится, но большой ценой. Например, подорвет здоровье".
МНЕНИЯ БОССОВ: ЧТО ЕЩЕ НЕ НРАВИТСЯ
Анна Могильник, СЕО ГК Golden Staff:
— Я с подозрением отношусь, когда на вопрос о том, что сделано, человек
начинает подробно описывать процесс. Он либо пытается создать видимость
бурной деятельности, либо не может мыслить стратегически и адекватно
оценивать, насколько его работа полезна для компании. Вредит и защитное
поведение. Если человек постоянно оправдывается, значит, не способен
признавать свои ошибки".
Петр Афанасьев, тимлидер IT-компании "Сиклум":
— Раздражает, когда дергают по мелочам и ищут одобрения каждого шага.
Это означает, что люди не верят в себя или хотят, чтобы за них приняли
решение. Рискуют карьерой и «рабочие лошадки». Одной исполнительности
мало. Нужно проявлять инициативу и организаторские навыки.
Наталья Бровченко, HR-директор rabota.ua:
— Не любят тех, кто все критикует, высказывает недовольство по любому
поводу, ставит под сомнение решения руководства, инициативы коллег. Еще
раздражают нытики, которые жалуются, что их не повышают, не
пересматривают зарплату и т.п. Вместо того чтобы аргументировать, почему
они это заслуживают.
Виктор Буркица, замглавы правления "Авант-Банка":
— Мне не нравится, когда сотрудник, получая задание, аналогичное
предыдущему, выполняет его по накатанному сценарию и не предлагает
других вариантов. Еще не люблю, когда он не выражает личного мнения о
проекте, пусть даже в чем-то неверного. Значит, человек не развивается.
75% украинцев жалуются на свое руководство
По данным исследования hh.ua, три четверти украинцев страдают от
нарушения их прав на работе. Чаще всего в компаниях ущемляются права на
отпуск (например, не отпускают отдохнуть несколько лет кряду), на
зарплату (многие жалуются, что им ее задерживают или платят не
полностью) и на компенсации при увольнении. Еще сотрудники жалуются на
то, что их боссы позволяют себе ругаться матом, заставляют их выходить
на работу с температурой и в выходные, а также ставят им нереальные
сроки выполнения задачи.