В целом грузооборот вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,9%, и составил 666,1 млн. тонн. Наибольший рост зафиксирован в железнодорожной отрасли — 11,5%. На втором месте находится трубопроводный транспорт с 4,4%, на третьем — авиационный с 1,3%. Небольшое снижение объемов продемонстрировали морской (0,1%) и автомобильный (0,3%) транспорт, значительно упали показатели речных грузоперевозок (40%).
При этом принципиально иная картина наблюдается в статистике транзитных перевозок — речь идет о весьма заметном падении их объемов. С начала года объем транзита снизился на 19,9% и составляет 109,28 млн. тонн. При этом основной причиной общего падения является снижение транспортировки трубопроводной системой (показатель уменьшился на 30,8%), однако и в железнодорожном секторе зафиксирован некоторый спад — на 1,8%, до 32 млн. тонн. Автомобильный транспорт увеличил объемы транзита в 2,3 раза, до 5,44 млн. тонн, а морской транзит увеличился в 1,7 раза, до 2,55 млн. тонн.
На ситуацию с трубопроводным транзитом традиционно влияет политическая составляющая транспортировки нефти через Украину. Однако снижение транзита по железной дороге, пусть и не столь значительное, также обусловлено рядом различных факторов. Одним из ключевых моментов, влияющих на негативный тренд железнодорожного транзита, является до сих пор не решенный вопрос о возвращении «Укрзалізниці» статуса таможенного перевозчика, что существенно бы облегчило прохождение грузов через Украину. Хотя новый Таможенный кодекс предусматривает ряд дерегулятивных моментов, статус таможенного перевозчика он обходит стороной, а сама таможня предпочитает публично не комментировать перспективы нахождения компромисса с «Укрзалізницею»...
Но у транзитных грузовых перевозок есть и другие проблемы, кроме отсутствия у «Укрзалізниці» таможенного статуса. Так, из-за неэкономной схемы управления украинскими грузовыми полувагонами и их фактической эксплуатации железнодорожными администрациями стран СНГ возникают предпосылки для дефицита полувагонов в Украине. «Укрзалізниця» уже занимается этим и некоторыми другими вопросами, связанными с разработкой транзитного потенциала. Учитывая, что немногие страны могут похвастаться географическим положением, подобным нашему (а коэффициент транзитности Украины является одним из самых высоких в Европе), не использовать эту возможность было бы, по меньшей мере, расточительно. Особенно сейчас, когда предрекаемый спад деловой активности может обернуться таким же падением перевозок грузов, как три года назад.
Источник: http://uvk.ua
|