В 1 квартале 2013 года общий грузопоток в страны Евросоюза из стран
Таможенного союза с использованием автомобильного транспорта составил
2,18 млн. тонн, что на 10,6% меньше по отношению к аналогичному периоду
прошлого года. Анализ товарной структуры показывает, что главным "сократителем"
объемов выступила такая продуктовая позиция как "Нефтепродукты".
(Здесь и далее по данным Евростата, обработка данных сектора аналитики
ГК TELS). Ситуация в текущем году "зеркально"
противоположна тенденциям прошлого года. По итогам 2012 года статистика
Евросоюза показывала увеличение импорта грузов из Таможенного союза с
использованием автотранспорта, и этот рост шел за счет серьезного
увеличения объемов перевозок нефтепродуктов. Если бы не феноменальный
рост перевозок этой товарной группы, то динамика импорта в ЕС на
автотранспорте ушла бы в небольшой "минус"
(хотя по итогам 1 квартала 2012 года этого еще не видно). В 2013
году всё наоборот: сокращение автотранспортных перевозок нефтепродуктов
более чем в 2,5 раза привело к тому, что общая статистика 1 квартала
показывает отрицательную динамику импорта, но без учета этой товарной
группы объемы импортных автомобильных грузоперевозок в ЕС показали бы
рост.
Наибольшая по объемам импорта в ЕС из Таможенного союза с
использованием автомобильного транспорта группа товаров "Агрокультурная
продукция" (куда по номенклатуре Евростата
входит и древесина) выросла в 1 квартале 2013 года на 16,1% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самыми большими
импортерами данного вида товаров стали Финляндия (306 тыс. тонн),
Германия (96 тыс. тонн), Польша (56 тыс. тонн), Литва (37 тыс. тонн).
На
20% в 1 квартале 2013 года (по отношению к 1 кв. 2012 г.) выросли
импортные автотранспортные перевозки в ЕС из ТС металлопродукции - также
крупная в долевом отношении группа товаров в структуре экспорта. Этих
продуктов больше всего было ввезено в Германию (131 тыс. тонн), Польшу
(32 тыс. тонн), Бельгию (21 тыс. тонн), Литву (19 тыс. тонн), Францию
(17 тыс. тонн), Италию и Чехию (по 16 тыс. тонн).
На этом фоне
сокращение на 4% импорта в Европу из стран ТС оборудования и товаров
промышленного производства уже не кажется серьезным фактором, ухудшающим
общую динамику. Лидером импорта данных видов грузов с использованием
автомобильного транспорта является Финляндия (232 тыс. тонн). В первой
пятерке находятся также Германия (91 тыс. тонн), Польша (35 тыс. тонн),
Италия (30 тыс. тонн), Литва (23 тыс. тонн).
На 5% снизился в 1
квартале текущего года (по отношению к аналогичному периоду прошлого
года) импорт химической продукции. В Польшу было ввезено 57 тыс. тонн
этих грузов, в Германию - 25 тыс. тонн, в Финляндию - 16 тыс. тонн, в
Чехию - 14 тыс. тонн, в Литву - 11 тыс. тонн.
В 1 квартале 2013
года Европа стала также меньше ввозить на автотранспорте удобрений и
металлических руд, больше - природных и обработанных минералов, пищевых
продуктов, твердого минерального топлива. При использовании этих
статистических данных в каких-либо целях важно учитывать тот факт, что
статистика Евросоюза фиксирует данные по виду транспорта, на котором
товар прибыл в страну назначения. Не исключено, что часть грузов с
территории Таможенного союза убыла на другом виде транспорта (например,
морем), а затем с перевалкой была доставлена в страну назначения на
автотранспорте.
|