Для человека, связанного с управлением персоналом, социальные сети —
это палка о двух концах. Они «затягивают» сотрудников, которые тратят
время на общение с друзьями, просмотр картинок, видео и прочий приятный
досуг - в ущерб рабочему времени.
В таких случаях начинаются «крестовые походы» на социальные сети:
«злые админы» закрывают доступ, а руководство направо и налево
выписывает штрафы и вводит в бой весь арсенал карательных мер. При этом
из социальных сетей можно извлечь пользу: они могут быть хорошим
подспорьем в работе маркетологов и HR-ов.
Классические социальные
сети
Они предназначены для всех, не объединяют пользователей по
конкретному признаку (профессии, хобби, национальности и т. д.). В нашей
стране на слуху две социальные сети: Vkontakte.ru — нынешний лидер
русскоязычного сегмента. Аудитория — преимущественно молодежная.
Считается, что здесь не пишут (и не читают) длинных сообщений. Odnoklassniki.ru
— бывший лидер по количеству пользователей. Аудитория более взрослая.
При
этом на пятки локальным лидерам наступает лидер мировой — Facebook.com,
в котором более 400 млн. пользователей, из них русскоязычных пока около
1 млн. Хотя по сравнению с первыми двумя эта цифра невелика,
особенность (и привлекательность) Facebook заключается в бурном
развитии. Существует мнение, что сегодня здесь более «качественная»
аудитория: люди, у которых есть знакомые за границей, часто
путешествующие, представители СМИ, интернет-деятели, бизнесмены, которые
ведут дела с зарубежными компаниями и т. д. Это далеко не конец списка,
но основные принципы работы классических соцсетей одинаковые.
Чем
полезны?
Прежде всего возможностью найти интересующего кандидата
и составить о нем общее представление (это, по сути, должно быть первым
шагом HR при работе с сетями). Можно узнать интересы, посмотреть
фотографии, ознакомиться с кругом общения и т. д. Источником более
полезной информацией является список групп, в которых состоит ваш
«подопечный», и его активность в них. Получение этой информации — вопрос
времени и усидчивости. При сборе информация в этих соцсетях возникают
три проблемы: Закрытые группы. С ними все просто — в 90% случаев,
если аккаунт не пустой, вам не откажут в принятии, хотя порой достаточно
названия группы, чтобы сделать определенные выводы. Аккаунты,
доступные только для друзей. Самый простой способ просмотреть профиль –
стать другом, но для этого требуется подтверждение от пользователя, чего
можно добиться далеко не всегда. Впрочем, при желании просмотреть такие
аккаунты не составляет никакого труда, например,зная структуру ссылок
социальной сети и id человека. Тонны подобной информации есть в
Интернете, но вопрос этичности такого подхода открыт. Невозможность
при помощи поиска обнаружить активность человека во всей сети целиком.
Решается путем ручного перебора, но если группа большая, то это может
стать сизифовым трудом, и решения проблемы пока нет.
Также
полезным источником информации может стать использование человеком
конкретных приложений (и их количество). Сомневаюсь, что стоит брать на
работу человека, который играет в массу таких «забав». У Facebook есть
довольно развитый функционал трансляции в него активности человека в
Интернете (записи в блоге, твиттере и т. д.), так что он может стать
полезным в плане «вся информация в одном месте». Еще у него есть функция
Like, смысл которой заключается в возможности одобрить контент (запись,
комментарий, фото, видео и т. д.) других пользователей. Соответственно,
вы можете увидеть, что «лайкает» человек, и составить о нем мнение.
Важно обращать внимание и на то, когда человек проявляет активность:
если он «гуляет» в сети в рабочее время, стоит задуматься о
целесообразности его приема в компанию.
Социальные бизнес-сети
Кладезь
информации для менеджера по персоналу. Они созданы для ведения деловых
дискуссий, поиска новых контактов, работы и сотрудников. В России
наиболее популярны такие социальные сети: LinkedIn.com —
позиционирует себя как «сеть для поиска и установления деловых
контактов». Публика тут деловая, но есть один большой минус — отсутствие
русскоязычного интерфейса. Moikrug.ru — один из сервисов Яндекса, по
своей сути аналог LinkedIn, на мой взгляд, наиболее удачный. Вообще
изначально не позиционировалась как сеть бизнес-направленности, но
сегодня уже на главной странице вас встречают ссылки: вакансии, резюме, услуги и компании.
Помимо
этого существуют Professionali.ru, Plaxo и пр., но для общего понимания
полезности бизнес-сетей этих примеров хватит. Чем полезны?
Прежде
всего именно своей бизнес-направленностью — после получения информации о
человеке на уровне «классики» (если хотите, первичного отбора), эти
сети позволяют раскрыть его профессиональные качества. Алгоритм сбора
данных примерно такой: Сам профиль можно сравнить с тем, что кандидат
пишет в резюме (кстати, не сомневаюсь, что в ближайшем будущем резюме
умрут как класс и будут заменены такими профилями). Рекомендации —
опция, позволяющая советовать специалистов. К рекомендациям стоит
относиться по принципу «доверяй, но проверяй» (впрочем, это касается
любой информации), потому что их можно получить, просто попросив друзей
«черкнуть пару строк». Запрос отзыва о человеке — что-то вроде
строчки в резюме «поручители», только онлайн. Группы — принцип тот
же, что и в классических сетях, но группы сегментированы по
бизнес-интересам. Здесь можно сложить впечатление о профессиональных
качествах человека. События, в которых участвует пользователь.
Советую походить по ссылкам и внимательно изучить найденное. Закрытых
аккаунтов тут не существует, просто потому что они противоречат самой
идее сетей. Кстати, в некоторых из них есть полезная функция, которую я
называю «кросс-продажа». Вам показывают список профайлов людей, которых
обычно «просматривают вместе с этим аккаунтом», то есть предлагают
альтернативу, схожую по профессиональным навыкам.
Другие
интернет-источники
Блоги и микроблоги полезны по ряду причин: В
них человек более раскрепощен, потому что даже если он выложил ссылку
на свой блог в профиле соцсети, использование ника создает иллюзорное
ощущение анонимности. В блогах меньше официоза и больше «живых»
сообщений. Блоги индексируются поисковиками, поэтому можно с
легкостью обнаружить следы активности человека вне рамок его блога.
Например, для этого можно использовать сервис ЯППБ (Яндекс поиск по
блогам) — blogs.yandex.ru. Жмите расширенный поиск, заполняйте поля и
читайте, например, комментарии вашего подопечного к другим блогам. Можно
автоматически получать оповещения о сетевой активности людей. В ЯППБ
выберите «RSS-поток по запросу…» и внесите его в свою RSS-ленту. В
Google.Alerts введите интересующий вас запрос (например, имя человека) и
адрес почты, на который хотите получать результаты по нему. Помимо
этого существует множество платных и бесплатных сервисов мониторинга в
сети.
Соцсети позволяют узнать о человеке намного больше, чем
резюме и собеседования.
Сегодня пользователи очень беспечно относятся к безопасности личной
информации. Затратив минимум усилий, можно узнать, например, где живет
человек, когда бывает дома, каков его достаток и т. д. А ведь
использовать эти данные можно по-разному. На Западе, кстати, об этом уже
задумываются, у нас нет — пока не грянет первый гром, когда креститься
поздно. Кроме того, социальные сети недостаточно используются именно в
интересах бизнеса, а конкретно — HR.
Знакомы ли вам менеджеры по
персоналу, которые создали и раскрутили собственную группу для
интересующих профессионалов? Вряд ли. А ведь можно сделать эту группу
удобным источником поиска сотрудников.
Поэтому в самом ближайшем будущем нас ждут новые инструменты и опыт.