Руководство Индии намерено обсудить с
Россией возможность подписания соглашения о всестороннем экономическом
сотрудничестве с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана,
заявил в четверг глава евразийского департамента МИД Индии
Аджай Бисария.
Индия – наш давний и надежный партнер.
Российско-индийские отношения имеют высокую динамику развития в
экономике, инвестициях, науке и культуре. Они опираются на богатый опыт
взаимодействия, прочную основу, заложенную еще до провозглашения
независимости Индии.
В российско-индийском сотрудничестве на
мировой арене почти нет разногласий. Россия и Индия успешно
взаимодействуют на различных международных площадках, в том числе ООН,
Группе двадцати, БРИКС. Подходы наших стран к основным вопросам
международной повестки дня совпадают или очень близки. Россия
поддерживает индийскую позицию в вопросе разрешения конфликта в Кашмире.
Это, однако, лишает нас определённой гибкости, потому что любые попытки
расширить российско-пакистанские контакты наталкиваются на негативную
реакцию Дели.
Большое значение имеет гуманитарное
сотрудничество. Наши народы связывают давние традиции дружбы и
взаимоуважения. Граждане обеих стран проявляют взаимный интерес к
культуре, религии, искусству друг друга. Большой общественный отклик
вызвал недавний перекрестный год культур России и Индии.
По мнению дипломата, "соглашение о
свободной торговле ТС и Индии в значительной степени позволит увеличить
объемы торговли между Индией и Россией”.
"Слабейшее звено стратегического
партнерства Индии и России — это экономика. Мы рассматриваем ряд
механизмов, которые на межправительственном уровне могли бы
способствовать росту торговли между нашими странами. Самая важная идея —
это соглашение о свободной торговле или соглашение о всестороннем
экономическом сотрудничестве с объединенным евразийским пространством.
Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали Таможенный союз. В апреле в
Индию приедет председатель коллегии Евразийской экономической комиссии
Виктор Христенко, и мы намерены обсудить с ним идею о соглашении о
всестороннем экономическом сотрудничестве, которое приблизило бы Индию к
этому объединяющему пространству”, — заявил Бисария, выступая на
семинаре "Стратегические контуры индийско-российского торгового и
экономического сотрудничества.”
Шестого октября 2007 года в Душанбе
Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении
Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) от 10 октября 2000
года, подписали Договор о создании единой таможенной территории и
формировании ТС, а также утвердили План действий по его созданию.
Первого июля 2011 года таможенные органы прекратили контроль на
внутренних границах Таможенного союза.
О перспективах российско-индийских
отношений рассуждает Олег Попадюк, кандидат юридических наук, МГИМО
Университет МИД России, эксперт РСМД.
При всех положительных результатах
существующий уровень торгово-экономических контактов все же не
соответствует потенциалу России и Индии. Традиционные источники роста
себя уже исчерпали, поэтому необходимо придать торговле дополнительный
импульс, вывести ее на качественно новый уровень.
Во-первых, конкурентная борьба за
индийский рынок вооружений стала еще более острой. При этом Индия
постепенно сокращает импорт готовых образцов вооружений, требуя
получения новых технологий и участия в их разработке. России в данной
ситуации необходимо делать ставку на реализацию совместных инициатив.
Один из самых перспективных примеров в этой области – создание самолетов
пятого поколения.
Приоритетом военного строительства Индии
являются высокотехнологичные современные вооруженные силы. Следуя этой
логике, она закупает самые лучшие по техническим характеристикам
образцы. Поставщикам, которые являются одновременно конкурентами,
приходится кооперироваться для удовлетворения запросов Индии. Так, Су-30
МКИ оснащён радиоэлектронным оборудованием производства России, Израиля
и Франции. Россия должна проявить определённую гибкость в международной
кооперации. Конечно, не в ущерб интересам безопасности.
Главное, чтобы Россия в этой технической
гонке не отстала от своих конкурентов и требований индийской стороны.
Большие надежды возлагаются на масштабную государственную программу
перевооружения до 2020 года стоимостью 20 трлн. рублей. Она включает и
внушительный бюджет на модернизацию отечественного ВПК, который укрепит
лидерские позиции России на мировом рынке вооружений.
Во-вторых, российско-индийское
торгово-экономическое сотрудничество требует модернизации. Доставка в
Индию основных экспортных товаров России трудноосуществима и имеет
неприемлемо высокую себестоимость. Любые проекты трубопроводов из России
в Индию представляются утопичными. Поэтому акцент необходимо делать на
новую экономику, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию. Следует
устранять излишние административные барьеры на пути движения товарных
потоков, а также совершенствовать кредитно-финансовую инфраструктуру
сотрудничества, переходить во взаиморасчетах на национальные валюты.
Кроме того, необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат для
прихода индийских инвесторов в Россию, создавать тесные технологические
альянсы, интегрированные производственные цепочки в тех областях, где у
России и Индии есть существенный кадровый и ресурсный потенциал. Это
энергетика, в том числе атомная, инфраструктурное строительство, системы
связи, совместное освоение космоса.
В-третьих, важно и дальше расширять
российско-индийское взаимодействие на международной арене, в том числе
укреплять формат БРИКС, который уже стал влиятельным центром в мире.
Индия – это тот партнер, который выступает за взвешенные, продуманные
подходы к решению основных проблем мировой политики. Ее
внешнеполитический курс достаточно гибок, лишен каких-либо идеологических штампов.
При этом ее внешнеполитический вес и авторитет весьма высок. К мнению
Дели прислушиваются многие азиатские страны, которые, кстати, достаточно
настороженно относятся к усилению позиций Китая. Поэтому Индию
необходимо привлекать к урегулированию горячих конфликтов в мире,
решению актуальных политических вопросов, реформированию международной
финансово-экономической архитектуры. Это особенно важно с учетом того,
что в 2013 году Россия председательствует в Группе двадцати. http://transport-journal.com/
|