Большинству из нас приходилось сталкиваться с конфликтами на работе.
Если у вас в ваших взаимоотношениях с сослуживцами «тишь да гладь да
Божья благодать», вы в числе немногих счастливчиков, умеющих ладить с
людьми, то есть принимать их с любыми недостатками и прощать за любые
действия.
Тогда у вас либо ангельское терпение, либо вы сами являетесь
интриганом, медленно и верно идущим к своей цели по головам ничего не
подозревающих коллег. И в том, и в другом случае вы как раз и являетесь
героем этой статьи, нацеленной на то, чтобы предостеречь первых и
разоблачить вторых…
Определимся с терминами. Интрига — это
коварное, тайное нападение одного человека (интригана) на другого
(жертву). Как правило, интриган применяет неэтичные методы в борьбе за
власть. Он ставит целью навредить жертве как профессионалу и уменьшить
его влияние в организации.
Имеется широкий арсенал способов,
которые используются в борьбе за власть в компаниях. Мы опишем наиболее
часто встречающиеся «грязные» методы — наговор, шантаж, фальшивая
дружба. Все это — типичные образцы нечестного поведения.
Наговор и
слухи
Наверное, наиболее распространенная форма интриги — это
наговор или дискредитация. Интриган распространяет негативную информацию
о «жертве», желая дискредитировать ее и ухудшить общее мнение о ней.
При этом, в зависимости от обстоятельств, интриган обращается
непосредственно или косвенно к некоей влиятельной личности, например, к
шефу будущей жертвы. Он может сообщить ему запланированную негативную
информацию.
Как воспрепятствовать наговору и клевете? Прежде
всего, можно говорить о двух предупредительных мероприятиях.
Во-первых,
это построение хороших отношений с вашим шефом. Если вам удалось
выстроить хорошие отношения, если в ваших отношениях существуют
взаимопонимание и доверие, ваш шеф больше поверит именно вашим словам и
вашим попыткам опровергнуть ту ложную информацию, которую о вас
распространяют. Если вы, не дай бог, станете жертвой слухов, он поможет
вам предпринять контрмеры и будет защищать вашу точку зрения.
Во-вторых,
это хорошие отношения с коллегами
одного с вами ранга. Чем больше у вас друзей в организации, тем быстрее
вы узнаете, что о вас кто-то говорит плохо. КРАСОТА - ПРОФЕССИОНАЛЬНО
Друзья
нужны и для вашей обороны: именно они поддержат вас и защитят ваше
доброе имя. И, конечно, чем больше у вас друзей, тем лучше.
Шантаж
Шантаж
— это угроза обнаружить ошибку или «слабое место» жертвы в случае, если
жертва не будет выполнять требуемые вымогателем действия или принимать
определенные решения. Открыть, предать огласке слабость жертвы означает в
этом случае информировать высшее руководство фирмы. Вымогателям
также приходится «несладко», так как вымогательство не только
криминально, но и воспринимается большинством людей как действие,
безусловно, достойное отвращения. Многие руководители считают факт
шантажа весомым поводом для увольнения замеченного в таких действиях
человека.
Как можно противодействовать шантажу? Избегайте
возможные «слабые места»: лучше иметь чистую совесть и не
демонстрировать окружающим свои слабости, личные проблемы и пристрастия.
Если у вас возникает искушение нарушить фирменные правила или даже
закон, всегда думайте о возможных последствиях, о том, что вы можете
стать жертвой шантажа.
Фальшивая дружба
«Фальшивая дружба»
в компании означает, что кто-то «подлизывается» к вам с недобрыми
намерениями. Этот «кто-то» обычно хочет использовать доверительные
отношения с вами, чтобы навредить вам. Наиболее часто используется
следующий способ: тот, кого вы считаете своим другом, заводит беседу о
вашем шефе и провоцирует с вашей стороны неблагоприятные высказывания о
руководстве.
Затем он информирует об этом вашего шефа, и вы в
этой ситуации выглядите весьма недостойно и нелояльно.
Разумеется,
существует еще множество других способов использования так называемой
«дружбы» против вас. Но этот самый распространенный.
Все
действия, которые вы можете предпринять, группируются в двух основных
направлениях. Первое, оставляйте вашим недоброжелателям как можно меньше
возможностей для использования ваших высказываний. Старайтесь не
говорить плохо о других людях, прежде всего, о вашем руководстве. По
возможности, не рассказывайте о ваших слабостях, личных проблемах и
ошибках.
Второе: фальшивых «друзей» не так легко обнаружить.
Проверяйте, что в действительности их интересует. В частности, если
кто-то очень интенсивно пытается подлизываться к вам, вы должны быть
особенно стойкими. Пытайтесь выяснить его мотивы. Пусть вы будете
казаться недоверчивым: в этом случае лучше проявить большую
бдительность.
Фальшивый «друг» может поставить себе цель публично
продемонстрировать коллегам и руководству вашу некомпетентность и
профессиональную несостоятельность. При этом интриган активно
провоцирует жертву на ошибочные действия. Для этого он должен очень
хорошо знать жертву и иметь возможность склонять ее к ошибкам
целенаправленной ложной информацией.
Как правило, ловушка
готовится в обыденной ситуации, в тихие рабочие будни. А впоследствии
жертву сознательно поставят в ситуацию, когда она сделает ошибку, и эта
ошибка будет продемонстрирована всем.
|