Когда-то Петр I с присущей ему прямотой издал указ, гласивший:
"Подчиненный перед начальствующим должен иметь вид лихой и
придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство".
Многое изменилось в нашей жизни за прошедшие триста лет.
Большинство современных руководителей наверняка постараются от вас
избавиться, если вы, следуя этому совету, будете истово изображать из
себя придурка. Однако суть отношений "начальник - подчиненный" вскрыта
Петром абсолютно точно.
Дело в том, что начальник и подчиненный
изначально неравны, и конфликт между ними неизбежен. Весь вопрос в том,
как сделать этот конфликт продуктивным (то есть полезным для обеих
сторон и, главное, для общего дела!) и не тратить энергию на подсчет
промахов на тайную (или явную) ненависть.
Поступая на работу, мы
соглашаемся на определенную роль. В данном случае - на роль
подчиненного. Мы можем внутренне соглашаться или не соглашаться с нашей
ролью в конкретной фирме, но мы обязаны хорошо ее выполнять. Либо
следует сменить место работы (и, кстати, столкнуться с теми же
проблемами в новом коллективе).
Так
что же представляет собой искусство быть подчиненным? Прежде всего вам
необходимо... полюбить своего шефа. Предвижу гнев и возмущение. Как это
"полюбить"? И как вообще можно полюбить этого хама, вечно недовольного
всеми и особенно - вами? Да, конечно, хам. Не здоровается, смотрит мимо
вас, швыряет телефонную трубку, хлопает дверью... - но это его проблемы,
а не ваши. Может быть, он думает, что только так и должен вести себя
"настоящий начальник"? А во-вторых, и навсегда решите для себя: не стоит
фиксировать внимание на том, что вам так неприятно. Поищите в характере
и привычках шефа то, в чем он хоть чуть-чуть похож на вас. Ведь друзей и
любимых мы выбираем среди тех, у кого есть хоть что-то общего с нами.
Приглядитесь к своему начальнику. Он умеет подобрать галстук к костюму?
Любит свою семью? Или просто-напросто неравнодушен к жареной картошке с
соленым огурчиком?
Для того, чтобы проникнуться антипатией к
человеку, нам часто достаточно одной детали в его костюме или неприятной
манеры говорить по телефону. А чтобы его полюбить, нужно затратить
время и силы. Но поверьте, игра стоит свеч: придя однажды на работу, вы
увидите в своем начальнике весьма симпатичного человека. Может
возникнуть ситуация, когда ваш шеф
относится с неприязнью не ко всем подчиненным, а только к вам. Это
более чем неприятно. Что делать в таком случае? Давайте разберемся. Если
в вашей организации сменилось руководство, то, весьма вероятно, дают
понять, что вам лучше уйти. В этом случае действительно придется сменить
работу или должность. Каждый новый руководитель назначает на ключевые
посты своих людей. Если же вы вдруг впали в немилость у своего прежнего
начальника, с которым раньше были в нормальных отношениях, то вам
необходимо добиться беседы с глазу на глаз и выяснить, что вы делаете
неправильно, уточнить критерии оценки вашей работы. Масса конфликтов
возникает из-за недоговоренностей. Вы должны быть точно уверены, что
знаете, какую работу ваш шеф считает хорошей.
Прямой путь к
конфликту между начальником и подчиненным - неформальные отношения между
ними. Когда одна из сторон забывает о необходимости играть определенную
роль.
В нашей стране весьма распространен тип руководителя -
"отца". Подчиненные за ним, как за каменной стеной. Одному "отец родной"
выхлопочет стажировку за границей, другому - кредит на квартиру,
третьему - престижную путевку для детей. И сотрудники у него устроены, и
дети сотрудников. Проблемы начинаются, когда вы решили покинуть
"родительский дом". В этом случае бывший подчиненный рискует приобрести
врага на всю оставшуюся жизнь. Ведь мы имеем дело с
руководителем-собственником, который зациклен на обладании. Ваш уход для
него не просто побег, это предательство. А единственный способ борьбы с
предателем - это "кровная месть". Для начала определитесь,
действительно вы решили уйти или просто немного устали от опеки? Если
ваше решение непоколебимо, ведите себя так, как вели бы себя с настоящим
отцом. Нашим мамам и папам необходимо знать, что мы их помним и
благодарны за все, что они для нас сделали. Убедите шефа в вашей
благодарности. И если вы сумеете добиться успеха без его помощи, он
будет гордиться вами, как настоящий отец.
А вот другой сюжет. Ваш
непосредственный руководитель
изобретает все новые способы уклоняться от ответственности. В общении с
подчиненными он очень демократичен, со всеми советуется, интересуется
мнением сотрудников. Зато его практически невозможно убедить поставить
подпись на важной бумаге, а в кабинете у вышестоящего руководителя он с
ловкостью эквилибриста перекладывает ответственность на своих
подчиненных.
Что делать в этом случае? Опытный подчиненный должен
знать, что ответственность - это власть, а власть - это
ответственность. Руководитель, который перекладывает свою долю
ответственности на подчиненных, добровольно отдает им свою власть. Такой
начальник - просто находка для настоящего лидера-подчиненного. И
находиться на своем посту он будет ровно до тех пор, пока среди его
сотрудников не появится человек, который всерьез думает о карьере.
Анализируя
сложившуюся на работе ситуацию, попробуйте понять, действительно ли все
так плохо в ваших отношениях с руководством? Или вы бессознательно
выбрали роль жалующейся и всем недовольно жертвы, чтобы оправдать свою
беспомощность или просто переложить ответственность за собственную
судьбу на проведение "куда кривая вывезет"?
Помните, что самая
верная защита подчиненного от безответственного или некомпетентного
руководителя - ваш профессионализм, четкое знание своих обязанностей,
умение правильно выстроить и исполнить доставшуюся вам роль - роль
подчиненного. Доведите это искусство до блеска. И вы увидите, как
изменится ваша жизнь.