Тестирование представляет собой ряд специальных вопросов, на которые
испытуемый дает ответ в письменной форме. Тем самым, человек раскрывает
информацию о себе, что очень полезно в различных сферах. Данная
информация пожжет обрабатываться по стандартным методам или опытным
специалистом.
Главная цель тестирования — получить информацию о
профессиональных знаниях или личностных качествах человека. Некоторые
работодатели не надеются на обычное собеседование. Они полагают,
что именно тестирование поможет им выбрать идеального кандидата.
Действительно, если выбрать надежные методики, соблюдать все правила и
стандарты, то можно получить ценную информацию о соискателе. Но реальная
жизнь, как всегда, далека от идеала. Поэтому тестирование — одна из
самых спорных тем в сфере работы с персоналом.
Что «думает» о
тестировании Трудовой кодекс? Он не предусматривает тестирование, но и
не запрещает его. В соответствии с известной юридической формулой «что
не запрещено, то разрешено», работодатель
Кроме того, если внутренний
распорядок организации, трудовой контракт или положение о приеме на
работу не предусматривают тестирования, то его результаты не могут
использоваться для определения профпригодности работника или его
увольнения. В этом случае увольнение будет считаться незаконным, со
всеми вытекающими последствиями.
Зачем нужно тестирование?
Самое
время поговорить о тестировании подробнее. Цели тестирования всегда
определяются заранее. Обычно компании хотят точнее определить уровень
профессионализма будущего работника. Этой цели служат специально
разработанные профессиональные тесты. Например, секретарю могут
предложить тест по делопроизводству, тест на грамотность, тест на
скорость машинописи. С профессиональными тестами часто приходится
сталкиваться бухгалтерам. Как правило, большинство организаций
ограничиваются именно этим.
Но могут быть не только
профессиональные тесты. Существуют такие профессии, где большую роль
играет психологическая подготовка или определенные личностные качества.
Самым простым примером может считаться работа оператора по приему
звонков от клиентов. Правила этикета компании обязывают вести вежливый
диалог вне зависимости от обстоятельств. Зачастую это довольно сложно и
требует изрядной выдержки. Для тренировки нужно много времени, но
компания не всегда готова заниматься обучением. Но и принять на работу
неподготовленного сотрудника — тоже нельзя. Вот тут и помогут
качественные психологические тесты — только проводить их и
интерпретировать результаты должен профессиональный психолог.
Крупные
иностранные компании почти всегда предлагают соискателям пройти
тестирование. В этом случае тестирование является неотъемлемой
составляющей процесса приема на работу. Теперь, благодаря развитию
технологий, часть тестов можно пройти даже через интернет. Крупные
отечественные организации тоже все чаще следуют западным тенденциям.
Более
жесткое тестирование предстоит соискателям, претендующим на должности с
определенным допуском к секретной информации — государственной или
корпоративной. Как правило, применяются разнообразные методики и их
комбинации. Необходимо заметить, что подобные методы используются только
в качестве дополнительных вариантов.
Какие бывают тесты?
Как
мы уже писали выше, в практике трудоустройства используют в основном
профессиональные и психологические тесты. Но они тоже бывают разными.
Остановимся на этом чуть подробнее.
Профессиональные тесты.
Подразумевают проверку навыков, умений и теоретических знаний кандидата в
конкретной профессиональной сфере. Осуществляется по стандартным
методикам. Проведение не требует психологической подготовки.
Разновидностью
профессиональных тестов являются тесты на профессиональную пригодность.
Зачастую компания предлагает несколько вакантных мест для соискателей.
При этом они не требуют определенных профессиональных навыков, поскольку
наибольшую роль играют личностные качества и умения. Такое тестирование
призвано выявить склонности кандидата и предложить ему ту должность,
которой он будет максимально соответствовать.
Психологические
тесты. Позволяют судить о личностных свойствах соискателя, определенных чертах
его характера, психики, мотивации, мировоззренческих установках,
которые могут способствовать или препятствовать эффективному выполнению
обязанностей.
Психологические методики, в свою очередь, бывают
вербальными (работа с различными опросниками, анкетами) и невербальными
(так называемые рисуночные тесты).
Особняком в ряду
психологических тестов стоят личностные тесты и мотивационные опросники.
Они применяются, когда работодатель хочет понять, как будет вести себя
человек в той или иной ситуации, насколько он сможет ужиться в
существующем коллективе и т. п.
Как профессиональные, так и
психологически тесты могут быть стандартизированными. Именно они
получили максимальную популярность. Это значит, что они созданы с
расчетом на максимальную степень унификации и считаются универсальными.
Как правило, в этом случае применяются стандартизированные бланки
вопросов, а обработка выполняется в соответствии со специальной
таблицей. Однако такая система все чаще подвергается критике за свою
упрощенность.
Чем плохи тесты?
Многие соискатели не любят
проходить тестирование. И у этого есть свои причины. Действительно,
тестирования при трудоустройстве имеет свои недостатки:
1.
Выбор методик часто далек от идеала. Оценить качественность ой или иной
методики может только профессионал. Многие компании выбирают тесты «по
наитию» и… ошибаются. Проще говоря, некоторые тесты измеряют совсем не
те качества, которые предполагаются. Или не измеряют их вообще. Кроме
того, на просторах глобальной сети можно найти практически любой вариант
и рекомендации к его прохождению с определенным результатом. 2.
Компании часто нарушают процедуру проведения тестов. Каждый тест имеет
свои особенности и свои требования. В некоторых психологических
методиках оговаривается даже время проведения (например, утренние часы).
Есть требования и к месту проведения. 3. Спорная (или
некачественная) интерпретация результатов. Это особенно острая проблема
для психологических тестов. Интерпретацией должен заниматься
профессиональный психолог-диагност, имеющий серьезный опыт работы с этой
методикой. 4. Отсюда вытекает еще одна проблема — отсутствие
квалифицированных специалистов, проводящих тестирование и
интерпретирующих результаты. Удивительно, но факт: довольно многие
компании, применяющие психологические тесты при отборе работников, при
этом не имеют в своем штате профессионального психолога.
И
все-таки. Как пройти тестирование?
Итак, вам предстоит пройти
тестирование при приеме на работу, а вы совершенно не знаете, как себя
вести? Прежде всего, попытайтесь понять — соответствуете ли вы
предъявляемым требованиям. Стоит объективно взглянуть на свои
возможности и навыки. Вы полностью соответствуете требованиям
работодателя или недалеки от этого? Тогда все просто: не нужно врать или
пытаться изменить результат. Всегда легче вести себя правдиво.
Но
необходимо отметить довольно печальный факт: большинство работодателей
предъявляют завышенные требования к соискателям. Это вовсе не значит,
что потенциальный сотрудник не справится с возложенными задачами. Такая
проблема особенно часто встает перед молодыми специалистами. Из-за
незначительного опыта работы им весьма сложно получить выгодные места.
Как
же успешно пройти тестирование? И можно ли подготовиться заранее?
Существует несколько способов, и они зависят от того, какие тесты вам
придется проходить (неслучайно мы подробно описали типы тестов).
Как
пройти профессиональные тесты. Как мы уже сказали, эти тесты оценивают
ваши профессиональные знания и навыки. Любопытно, что профессиональные
тесты могут стать как самым простым, так и самым сложным этапом
трудоустройства. Можно предположить, что это целиком и полностью зависит
от уровня подготовки кандидата. Но и тут не обходится без подводных
камней.
Вы прекрасно знаете офисные приложения? Скорее всего,
ответ будет — да. Однако считанные единицы осведомлены о некоторых
узкоспециализированных возможностях, используемых крайне редко.
Несколько таких «неудачных» вопросов и ценность соискателя в качестве сотрудника серьезно снизится в
глазах работодателя.
Если вы устраиваетесь в крупную фирму, и
заранее знаете, что вам придется проходить профессиональное
тестирование, то имеет смысл воспользоваться поисковиком. Вам помогут
форумы и блоги, где соискатели обсуждают распространенные варианты
вопросов, с которыми им пришлось столкнуться в этой компании. Эта
информация поможет вам сориентироваться и лучше подготовиться.
Вы
думаете, что тесты, которые используются в небольших организациях,
нигде не найти? В этом случае нужно знать, что кадровики небольших фирм
редко разрабатывают свои тесты. Готовые варианты часто берутся из
интернета и проходят минимальную адаптацию. Таким образом, перед
собеседованием стоит несколько дней провести в «глобальной паутине».
Во
время тестирования сначала решите все простые варианты, но оставьте
время для выполнения сложных задач. Именно сложные задачи показывают
высокий уровень знаний профессионала, если результаты проверяет
специалист в этой отрасли. Если контроль осуществляется
непрофессионалами, то в вашу пользу будет говорить большое количество
ответов. Поэтому нужно найти баланс между простыми и сложными вопросами.
Как
отвечать на вопросы мотивационного опросника. Для этого нужно четкое
представление о том, каким вы хотите предстать перед работодателем. Как
правило, вопросы не отличаются особой сложностью, и соискатель может
определить «желаемые» ответы. Только не пытайтесь создать образ
идеального работника. У всех людей есть недостатки, и работодатель это
прекрасно понимает. А вот врунов никто не любит. Если бы вы были
работодателем, разве бы вы приняли в штат сотрудника, откровенно
совравшего на большинство вопросов?
Важно показать свой энтузиазм
и желание работать. Например, в мотивационном опроснике могут быть
вопросы типа: «Вы готовы работать сверхурочно?» Отвечая на них, не
выбирайте категоричный вариант ответа. Обе крайности — «не согласен» и
«всегда готов» нежелательны. Первый вариант неудобен работодателю,
второй подозрителен и наводит на мысли о лжи.
Как пройти
психологические тесты. Здесь все зависит от уровня используемой
методики. Есть психологические тесты, которые вполне можно
«перехитрить». Но если вы не психолог, то лучше не пытаться это сделать
по следующим причинам:
1. Хороший психологический тест
обязательно имеет специальную «шкалу лжи». И она совсем не так прозрачна
и заметна, как в примитивном мотивационном опроснике. Поэтому это
именно тот случай, когда «горькая правда» обойдется вам дешевле «сладкой
лжи». 2. Цели тестирования могут быть самыми разными. Хороший
психологический тест часто устроен так, что по задаваемым вопросам вы
можете не понять, что именно измеряет эта методика. Точнее, вы будете
вполне уверены, что поняли. Но это — ошибочная уверенность, и эта ошибка
может закончиться провалом. 3. У многих психологических методик в
принципе нет «верных» и «неверных» результатов. Многое зависит от того,
как ответы комбинируются друг с другом. Оценить это может только
профессиональный психодиагност. 4. Вы не знаете заранее, насколько
«критичны» для работодателя результаты психологического тестирования.
Возможно, что компании вполне подойдут ваши реальные психологические
качества. Зато попытка обмана (см. пункт 1) точно настроит работодателя
против вас.
Поэтому главные рекомендации, которую можно дать при
прохождении психологических тестов, такие:
* Не волнуйтесь,
отвечайте на вопросы спокойно и взвешенно. * Не позволяйте выбить
вас из колеи, не поддавайтесь на провокации. * Цените себя
таким, какой вы есть на самом деле. В любом случае, это не единственный
работодатель. Поэтому вы можете себе позволить давать честные ответы.
* Отвечайте подряд на каждый вопрос (в отличие от профессиональных
тестов, где нужна иная тактика).
Напоследок необходимо сказать
пару слов о возможных скрытых целях тестирования. Например, некоторые
компании предлагают своим соискателям ответить на большое количество
вопросов за ограниченное время. В таком случае, может учитываться не
только результат, но и скорость работы. Это прекрасно демонстрирует
возможности потенциального сотрудника в условиях ограниченности времени.
имеет право предложить работнику или соискателю пройти тесты. Однако —
внимание! Работник или кандидат не обязан проходить тестирование, для
этого обязательно нужно его согласие.
|