Чтобы бизнес приносил максимальный доход, необходимо считать каждую
копейку в каждом бизнес-процессе компании. И вот, когда товар на складе и
готов к отправке заказчику, возникает закономерный вопрос:
- Как сократить транспортные расходы на доставку товара
заказчику?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать, сколько ресурсов и на
что компания тратит при организации доставки товара. Каждый, кто пытался
ответить на выше поставленный вопрос, обязательно приходил к следующим
вопросам: - когда целесообразно привлекать собственный автотранспорт, а когда
наемный?
-при каком суммарном пробеге за рейс выгодно задействовать собственный
автотранспорт, а при каком наемный?
- сколько стоит оперативность доставки товара (доставка за 24 часа)?
- стоит ли отправлять в рейс 2 машины на 1 день или отправить 1
автомобиль на 2 дня?
- в каких случаях, и при каком пробеге, выгоднее отправить собственный
автотранспорт на 2 дня, чем отправлять наемный автотранспорт на 2 дня?
Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.
Шаг первый
Необходимо определить постоянные и переменные части транспортных
затрат на доставку продукции. Тут надо учитывать, что для каждого
предприятия, вопрос какие статьи транспортных затрат включать в
постоянные, а какие в переменные затраты стоит строго индивидуально, в
зависимости от специфики деятельности предприятия. Как правило, в
постоянные затраты включают статьи расходов, которые не зависят от
пробега автомобиля и маршрута рейса, а в переменные затраты на оборот
статьи расходов, зависящие от пробега автомобиля и маршрута рейса.
Например:
- постоянные затраты (зарплата ИТР, аренда стоянки/боксов, лизинговые
платежи, зарплата водителя (если она фиксированная величина) и т.д.);
- переменные затраты (платные дороги, оплата топлива, амортизация шин).
В нашем случае, будем считать, что постоянные затраты равны 5 280 000
бел.руб. в месяц. Исходя из допущения, что в месяце будет 22 рабочих
дня, постоянные затраты в день равны 240 000 бел.руб.. Переменные
затраты будут рассчитываться в зависимости от пробега автомобиля за
рейс, расчет представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Транспортные затраты, в зависимости от пробега
автомобиля.
Шаг второй
Рассмотрим задачи маршрутизации транспорта (Vehicle Routing Problems,
VRP) в разрезе затрат на доставку до нескольких отдаленных
точек-потребителей рисунок 1 и рисунок 2.
Рис.1. Классическая задача VRP, обычный период планирования доставки
— один день.
Рис.2. Задача Periodic VRP (PVRP): доставка может осуществляться в
течение нескольких дней.
Шаг третий
Допустим, у компании имеется собственный транспорт, но в период пиковых
продаж, она вынуждена привлекать к доставке товара наемный транспорт,
такого же типа и грузоподъемности, как и собственный подвижной состав.
Этот наемный транспорт компания привлекает по следующим тарифам и на
следующих условиях:
-цена 1 км пробега 900 бел. руб.;
-цена за 1 час 25000 бел. руб.;
-при рейсе без участия экспедитора компании, включается почасовая работа
в количестве 2 часов;
-при рейсе на 2 дня, за второй день наемный автотранспорт включает
почасовую работу в количестве 4 часов;
-при рейсе на 2 дня, оплата гостиницы 80 000 бел. руб.;
-при рейсе на 2 дня, оплата охраняемой стоянки 10 000 бел. руб..
Сформулируем две типичные задачи, возникающие при выборе способа
организации доставки товара собственным или наемным транспортом,
доставка за 1 день или за 2 дня.
Задача 1: рассчитать на каком общем километраже
целесообразно отправлять наемный автомобиль на 2 дня, исходя из критерия
затрат поездки на один день и на два дня.
Решение: при возникновении ситуации, когда оплата за
Х1+У1+У2 ≥ Х2+А, компании целесообразно привлекать наемный
автотранспорт на 2 дня.
Задача 2: рассчитать на каком общем километраже
целесообразно отправлять собственный автомобиль на 2 дня, исходя из
критерия затрат поездки на один день и на два дня.
Решение: при возникновении ситуации, когда оплата за Х1+У1+У2
≥Х2+А, компании целесообразно отправлять собственный автомобиль на 2
дня.
Для закрепления методики расчета затрат на доставку товара, рассчитаем
составляющие затрат для рейса длиной маршрута в 720 км и представим их в
таблице 2.
Таблица 2 - Транспортные затраты на организацию доставки товара рейсом
длинной 720 км.
Шаг четвертый
Что бы ответить на вопросы, которые мы ставили в начале статьи, теперь
нам достаточно смоделировать затраты на рейсы, используя различные
варианты автотранспорта и меняя протяженность маршрута доставки товара.
Результаты моделирования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Итоги моделирования транспортных затрат на организацию
доставки товара.
РЕЗЮМЕ
Простой анализ полученных данных, поможет сократить транспортные
затраты на доставку товара клиентам и выбрать для фирмы оптимальную
стратегию в формате затраты/качество обслуживание клиентов.
Для сокращения времени расчета и анализа транспортных затрат,
вышеописанную методику удобно представить зависимыми формулами в формате
таблицы Excel. Пример такой таблицы + «Алгоритм принятия решения по
организации рейса на 1 или 2 дня» можно скачать здесь.