На сей раз, я хочу вам рассказать про кадровый состав в крупной
компании. Крупная компания это как часовой механизм. Все детальки
взаимодействуют друг с другом. По этому, очень важно определить свое
место в компании, и понять, кто же работает рядом с вами.
Порой сотрудники, занимающие разные должности, в чем-то схожи между
собой. Не по характеру, а тем, как они позиционируют себя в компании.
Данная статья поможет вам понять кто есть кто. К какому типу работников
относитесь вы и окружающие вас сотрудники. Рассмотрим классификацию
типажей.
Бесполезные работники
Разновидности:
"Совершенно ненужные”. Одни нанимались под конкретную,
давно забытую задачу, да так и остались. К ним привыкли, они
воспринимаются как неотъемлемая часть фирмы, хотя никто уже не может
сказать, в чем же конкретно заключаются их служебные обязанности. Других
уволить жалко – у них дети, 2 года до пенсии, былые заслуги или просто
хороший человек, хоть и работник никудышный….
Это судьба любой расширяющейся структуры. Сначала работников нанимает
сам хозяин, потом его замы, потом – отдел кадров. Хозяин уже не знает,
нужно ли ему столько людей, кто они вообще такие и какова их ценность
для его бизнеса. Их держат лишь потому, что есть финансовая возможность
их держать. Во время кризиса и нехватки денег наступает момент истины –
начинается избавление от всего лишнего.
Лжеполезные работники
У хозяина существует иллюзия, что они делают нечто полезное. ведь
хозяева в основном общаются с топ-менеджерами и особо приближенными
работника, привыкая к мысли, что именно эти сотрудники и приносят
главную пользу, тогда как перед ними люди, более или менее умело
делегирующие свою работу другим. И очень редко хозяин задает себе
простые вопросы: ” А в чем их конкретная полезность? Какие деньги они
для меня заработали? Что они умеют делать сами? Какие дела довели от
начала и до конца?”
Придворные
В начале дела вокруг Хозяина только Необходимые. Потом появляются
Избыточные и Необязательные. Возникает двор, свита, появляются
прихлебатели, шуты, разнообразные «чиновники по особым поручениям»,
стольники, егермейстеры, обер-церемонимейстеры, гоф-маршалы и хранители
гардероба.
Но:
когда Хозяин проводит на работе большую часть дня, – а так обычно и
бывает – то это уже не работа, а собственно жизнь. А жизнь состоит не
только из свершений и достижений, проблем и целей, но еще из отдыха,
общения, развлечений и отвлечений.
Да, для дела нужны трудяги-профессионалы, сосредоточенные только на
работе. Они – краеугольные камни структуры, они создают, зарабатывают,
управляют и развивают. Но не все сводится к деньгам. Должны быть и люди,
с которыми приятно общаться, которые оценят шутку Хозяина, сами
расскажут анекдот, интересную историю.
Какая польза от кошки или собаки в квартире? – Никакой, но ведь
держим?
Есть крестьяне и ремесленники, есть инженеры и токари, есть
управляющие и исполнители, а есть придворные. Жить в окружении только
полезных людей – все равно что жить среди одних станков, комбайнов,
швейных машин, компьютеров – вещей, безусловно, деньгоприносящих, но
скучных.
Фавориты
Причины фавора:
1. Реальная полезность, высокие профессиональные и деловые качества.
Исторические примеры: Сенека, Сперанский, Меньшиков, Аракчеев.
2. Влияние сильной личности или интимные отношения. Распутин, маркиза
Помпадур, миньоны Генриха III.
Из тех, кто не ограничивался постелью: Бирон, Годой, Потемкин, Григорий
Орлов.
3. Душевное расположение. Ну просто нравится человек, как может
необъяснимо нравиться женщина, которую окружающие считают глупой и
вздорной.
Чаще всего любимцам и любимчикам Хозяина не нужно доказывать, что они
самые лучшие, самые умелые, самые профессиональные. Или им
автоматически приписываются чужие достижения, или вопрос о практических
результатах их работы вообще не встает.
Они, как правило, осознают, что фавор пройдет быстро. Партнерами, то
есть со-Хозяевами они не станут, женами и мужьями тоже вряд ли, поэтому
надо спешить воспользоваться своим временным преимуществом и получить
максимум бонусов от близости к Хозяину.
Если они пользуются своим положением слишком открыто и слишком
бесцеремонно, то другие Работники, особенно ценные, могут счесть себя
оскорбленными и даже уволиться. Опасность для Хозяина заключается в том,
что фавориты так или иначе ломают субординацию, разрушают традиционную
вертикаль власти, вторгаются на территорию сюзерена, судят и принимают
решения за него и вместо него.
Двух Хозяев быть не может, поэтому узурпаторов и зарвавшихся
временщиков равно или поздно выбрасывают «из князи в грязи». Это сразу
оздоравливает обстановку в компании, все снова понимают, что никому не
гарантировано безоблачное будущее и кто в доме хозяин.
Разновидность:
Самопровозглашенные фавориты это:
- те, кто был с Хозяином «в начале славных дел» и считающие себя
«отцами-основателями;
- принятые на работу друзья и приятели Хозяина;
- Работники с манией величия. Считают себя исключительными и говорят об
этом любому, кто готов их слушать: «Если бы не я… Компания существует
только благодаря мне… Все, что здесь есть – это я (контракты, клиенты,
связи)…».
Приближенные
Топ-менеджеры. Сановники. Визири. Министры.
Обязателен ряд формальных или неформальных привилегий, например,
места за ВИП-столами в служебной столовой и на корпоративных вечеринках,
служебные автомашины, закрепленные места для парковки, свободное время
прихода и ухода с работы, вход без доклада, возможность спорить и
открыто высказывать свое мнение (конечно, в пределах разумной
лояльности).
В глазах рядовых работников они – почти Хозяева, особенно в
отсутствии Хозяина. Пример: Министр-Администратор в «Обыкновенном чуде».
Когда они компетентны или кажутся компетентными, то у Хозяина может
возникнуть мысль делегировать им свои полномочия – чтобы избавить себя
от тягот ежедневной управленческой рутины.
Если Хозяин поддается этому соблазну, то рискует через некоторое время
полностью потерять управление. Он перестанет понимать, что происходит в
его структуре, превратится в виц-председателя и подписанта решений
«ближнего боярина».
Пример из дореволюционного российского прошлого: живущие в городе
помещики, которые годами не посещали свои деревенские вотчины и поэтому
целиком зависели от доброй воли и щедрости управляющих их поместьем.
Сверхлояльные
Хунвейбины. «Патриоты компании». Больше монархисты, чем сам монарх.
Всегда бегут впереди лошади. Воспринимают любое мнение или мимоходное
замечание Хозяина как приказ, требующий немедленного исполнения.
Проникаются такой корпоративной преданностью, что считают предательством
не только чье-то прохладное или критическое отношение к порученной
работе, но даже недостаток энтузиазма или кажущуюся непочтительность к
Слову Хозяина.
Хотя их гипертрофированная активность, поток служебных записок,
содержащих в основном обвинения в плохой работе других сотрудников и
подразделений, могут порой раздражать, но для дела это полезно. Они –
щуки, которых запускают в пруд для запугивания ленивых карасей. Неважно,
насколько оправданы их обвинения. Важно, что в компании есть люди,
которые неравнодушны к ней.
Но порой их рвение переходит в крайность. Фанатики-роялисты буквально
терроризируют коллектив своей бескомпромиссностью, создают атмосферу
страха, из-за них увольняются более ценные работники.
Они в буквальном смысле вынуждают Хозяина наказывать людей за
незначительные провинности. Они размахивают подписанными им же
положениями о дресс-кодах, служебными инструкциями, регламентами и
процедурами – и Хозяин, ощущая себя заложником собственных решений,
делает выговоры и лишает премий.
Совет Хозяину: время от времени усмиряйте их пыл, но и не наказывайте
очень строго – для вас же стараются. Если же вред превышает пользу,
например, когда они несанкционированно выступают от вашего имени, и вы
тем самым становитесь соучастниками их глупости,– избавьтесь от них, как
Гитлер от штурмовиков Рема, Сталин – от Ягоды и Ежова, Мао Цзе-дун – от
хунвейбинов.
Разновидность:
«Псевдопатриот». Работник постоянно разоблачает – устно
или в письменной форме – действительные или мнимые недостатки в работе
своих коллег, живописует трагические последствия их недоработок или
ошибок для судеб компании. Хозяин хвалит его за бдительность и
бескомпромиссность, тогда как это обыкновенный интриган, делающий свою
карьеру на костях товарищей и даже непосредственных начальников, умело
выпячивающий негативные моменты и в упор не замечающий положительных.
Хозяину трудно понять, где искреннее боление за судьбу дела, а где
обычное подсиживание. Впрочем, даже если он видит, что под его началом
работают отъявленные мерзавцы, он только в крайних случаях предпринимает
какие-либо административные действия.
Почему?
Потому что это бизнес-структура, а не общество праведников или пансион
благородных девиц. В интересах созданного ими дела Хозяева вправе
пользоваться любым рабочим инструментом, который находится в их
распоряжении.
Если в своем критическом пыле сотрудник не останавливается ни перед
какими должностями и регалиями, значит, перед вами честный фанатик или
дурак. Но хватает и искусных имитаторов, использующих репутацию смелого
правдолюбца для выстраивания карьеры.
Чтобы распознать псевдоразоблачителя и карьериста, надо посмотреть
список их жертв и объектов для нападок. В нем вы найдете только
сотрудников того же уровня с небольшими вариациями – немного ниже
рангом, немного выше, либо менеджеров из чужих подразделений.
Никогда самый смелый разоблачитель не станет открыто критиковать
непосредственного или высшего начальника. Их бескомпромиссность
заканчивается там, где начинает действовать инстинкт самосохранения,
когда они видят перед собой силу, которая может уничтожить их самих.
Кажущееся исключение. У моего знакомого был подчиненный, который без
согласования с ним направлял информацию о работе департамента
непосредственно Хозяину. Информация представляла собой, главным образом,
завуалированные доносы на плохую работу отдела и намеки на
некомпетентность его руководителя. Однако стратегической целью умного
сотрудника было не столько подсиживание своего непосредственного
начальника (он критиковал работу и других отделов), сколько создание
видимости собственной активности и бдительности. Это позволило бы ему
при благоприятном стечение обстоятельств войти в ближайшее окружение
Хозяина. Поэтому он благоразумно старался не задевать никого из тех, кто
уже входил в ближний круг,– чтобы те не уничтожили сверхинициативного
труженика на дальних подступах к вершине – так, на всякий случай.
Но он перестарался со своей доносительной активностью. Да, Хозяин
делал выводы из его докладов, да, он наказывал провинившихся, но
сигналов и доносов было так много, что Хозяин начал от них уставать. Да и
кому нравятся дурные новости и дурные вестники? Если им сегодня и не
рубят головы, то рано или поздно избавляются другими способами. И от
сверхрасчетливого карьериста избавились.
продолжение следует…
Материал подготовлен на основе статей:Сергея
Занина "Типы работников” www.zanin.ru
|