Главная » 2011»Август»23 » Какие бывают сотрудники в крупной компании? Часть 2.
10:32
Какие бывают сотрудники в крупной компании? Часть 2.
В прошлой статье мы рассмотрели такие типы работников как
бесполезные, фавориты, приближенные, сверхлояльные. Какое же
многообразие, таких типажей! Складывается впечатление, что крупная
компания это маленькое "государство”. И если вы хозяин крупной компании,
как выстроить свое "хозяйство”, так, чтобы оно функционировало слаженно
и плодотворно? Надеюсь, что статьи из цикла, "Какие бывают работники в
крупной компании?” помогут вам в этом не легком труде. А теперь мы
продолжим рассматривать типы работников в крупной компании.
Штатные злодеи
Люди с твердым характером. Получают удовольствие, когда доставляют
неприятности другим. Они просто незаменимы в качестве жестких
переговорщиков с поставщиками и продавцами.
Обычный итог таких переговоров: «Хорошо, хорошо, мы
согласны на все ваши условия, хорошо, мы снизим цену, бог с ней, с нашей
прибылью, только давайте наконец покончим с этим!».
А также для управления коллективом по схеме «злой следователь –
добрый следователь», особенно если сам Хозяин – человек мягкий и
нерешительный.
Классический пример должности, где требуется злодей – вахтер.
«Князья должны передавать другим дела, вызывающие недовольство, а
милости оказывать сами», – справедливо указывал Макиавелли.
Использование «злодеев» – часть традиционного разделения
административного труда.Этим способом вот уже тысячи лет активно
пользуются короли и президенты. В роли железной метлы обычно выступают
«злые чиновники» – министры, визири и губернаторы. Несчастные подданные
при этом, как правило, убеждены, что монарх и не подозревает, какие
гнусности совершаются от его имени. Таким образом верховный правитель
сохраняет не только собственную популярность, но и пространство для
маневра: если вдруг ретивые подчиненные перестараются с репрессиями, их
можно тоже примерно наказать – на радость публике.
Конечно, чтобы задействовать «злодейский метод» в полном объеме, надо
сначала выстроить большую иерархическую пирамиду с почти непреодолимым
расстоянием между Хозяином и Рядовыми Работниками, монархом и
подданными. Но и в малых организациях наличие злодея значительно
упрощает процесс руководства. Можно смело делегировать им неприятные
вопросы – неприятные для недостаточно жесткого Хозяина, но не для них.
При наличии такого человека, скажем, в ранге заместителя, сотрудники
обычно узнают о том, что они наказаны или уволены, именно от него. На
фоне злодея Хозяин выглядит Отцом и Благодетелем, в худшем случае –
человеком, «введенным в заблуждение». И этот административный симбиоз
взаимовыгоден: ведь и злодей получает свой бонус: он демонстрирует, кто
здесь Человек Номер Два.
Ценные, ключевые работники
Именно на них держится все здание бизнеса. Это люди, которые приносят
живые деньги и кормят всю прочую публику, включая Хозяина. В сравнении с
ними остальные работники – не более чем тыловое обеспечение,
техподдержка, пиар-антураж.
Кто эти кормильцы?
Возможно, это скромные, незначительные по рангу сотрудники,
спрятавшиеся за своими мониторами, или инженеры-асы, или менеджеры по
продажам. Их надо холить, лелеять, платить хорошие зарплаты – чтобы они
не ушли к другому Хозяину. Ведь большинство из них «тихие» люди, которые
и уходят обычно тихо, без сцен и требований.
Но есть и другие разновидности ценных работников:
Капризные звезды. Примадонны
Они знают, что они Супер и требуют все новых денег и
привилегий. Однажды они могут стать настолько обременительными для
организации, что несмотря на их профессиональные таланты, их дешевле
отпустить, чем удерживать.
Абсолютно Незаменимые
Уникальные специалисты, чаще – топ-менеджмент, со своими
клиентами, связями, финансовыми схемами. Это уже партнеры, почти
Хозяева. Если они не выйдут на работу – наступит серьезный кризис. Их
уход иногда означает крах бизнеса.
Есть среди них и такие, кто намеренно культивирует свою
незаменимость. Они не делятся информацией ни с коллегами, ни с
начальством. Каждый бит важной информации, списки клиентов, контактов,
личные договоренности с заказчиками – это новые камни в его крепостную
стену, которая с каждым днем становится все выше и крепче.
Поэтому они саботируют попытки Хозяина сделать своих работников
взаимозаменяемыми. Иногда это происходит без всякого злого умысла –
обычная уверенность Работника, да и Хозяина, что ничего не случится, что
никто не попадет в больницу, под автомобиль и пр.
Иногда сокрытие информации – это оружие Судного дня, на тот случай, если
у Хозяина вдруг появится желание избавиться от Абсолютного
Незаменимого: «Вы полгода будете разгребать мои завалы! Я уведу половину
клиентов!». И уведет. Поэтому Хозяин сдувает с него пылинки – бессильно
скрежеща зубами и осознавая свою беспомощность.
Псевдонезаменимые
Многие, проработав достаточно долго, начинают чувствовать
себя незаменимыми. Они искренно верят, что после их ухода работа
рухнет. Они ошибаются. Ведь обычный Хозяин не может вспомнить
большинства имен своих бывших сотрудников, даже тех, кто проработал по
два-три года; он не помнит, чем они конкретно занимались, почему они
ушли или почему их уволили. И это понятно. Работников много, Хозяин
один. Освободившаяся вакансия заполнилась – проблема решена, об ушедшем
можно забыть.
Колючие розы
Ценные профессионалы, но слишком независимы. Часто – с
плохим характером, неприятны в общении, с ними дискомфортно. Могут
заявить начальству: «Это не входит в мои обязанности»; в разгар аврала,
когда все днюют и ночуют на работе, сделать ручкой: «По контракту мой
рабочий день заканчивается в шесть, до свидания».
Каждый Хозяин решает сам: терпеть ли ценных, но строптивых работников
или заменить их на более удобных. Ведь не все в нашей жизни сводится к
пользе, ежедневно ущемляемое самолюбие тоже не мелочь. С другой стороны,
можно относиться к ним, как укротитель – к тиграм, факир – к ядовитым
змеям, столяр – к режущим и колющим инструментам. Пила, долото, зубило,
стамеска, молоток тоже опасны в употреблении. Но поскольку без них
невозможно работать, надо лишь соблюдать элементарную осторожность и не
подставлять пальцы.
К тому же на свете очень мало настоящих профессионалов и талантливых
специалистов. Можно и потерпеть ради блага компании. А Хозяин может
утешать себя мыслью, что когда они окончательно ему осточертеют, он их
выгонит – со всеми их амбициями, карьерными ожиданиями, ложным ощущением
своей значимости, неуязвимости и незаменимости.
Хрестоматийный пример – легендарный менеджер Ли Якокка.
Генри Форд-второй без всяких веских причин («без причин» – по мнению Ли
Якокки) уволил его с поста президента компании. И что же, «Форд» рухнул?
Нет, по-прежнему процветает.
Продолжение следует…
Материал подготовлен на основе статей:Сергея
Занина "Типы работников” www.zanin.ru