Темпы снижения перевалки контейнеров в морских портах России, по данным Ассоциации морских торговых портов, постоянно падают. Если за январь – июнь текущего года объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 15,3% (до 19,9 млн т) по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, то по итогам 8 месяцев 2015 года – на 26,2% и составил 2,6 млн TEU. Усилится ли эта тенденция или оборот грузов в контейнерах уже достиг своего дна?
Напомним, что по итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU: экспорт – 2,3 млн, импорт – 2,29 млн, транзит – 100,5 тыс., каботаж – 586 тыс.
Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло именно контейнерный сегмент. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и перевалку порожних контейнеров. Так, за январь – август 2015-го экспорт контейнеров снизился на 28,5% (до 1,11 млн TEU), импорт – на 29,8% (до 1,09 млн TEU), транзит – на 31,3% (до 49,02 тыс. TEU), каботаж – на 0,2% (до 376,26 тыс. TEU).
Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого за 8 месяцев 2015-го нарастили перевалку контейнеров на 6,8% относительно аналогичного периода 2014 года, до 86,04 тыс. TEU (каботаж увеличился на 14,1%, до 81,21 тыс. TEU).
Однако порты Дальневосточного бассейна уменьшили показатели на 23,4% (до 812,77 тыс. TEU), Азово-Черноморского – на 19,6% (до 414,43 тыс. TEU), а Каспийского – на 8,7% (до 1,95 тыс. TEU). Участники рынка отмечают, что меньше остальных от снижения контейнерного грузопотока пострадали порты Азово-Черноморского бассейна. Часть товаров из ЕС, которые попали под санкции, заменила продукция из Египта, Пакистана, Бразилии и Южной Африки. Эксперты полагают, что на отрицательную динамику контейнерооборота повлияло ослабление курса рубля, которое негативно сказалось на покупательной способности населения.
«Если детально углубляться в структуру импортного грузопотока, то в 2015-м выросли объемы перевозки скоропортящихся грузов по сравнению с предыдущим годом. Поэтому сокращение перевозки генеральных грузов снизилось еще больше. Ключевую роль в этом играет повышение курса доллара, так как импортная продукция стала значительно дороже и объемы ее потребления неминуемо падают. В свою очередь, цена на отечественные товары стала привлекательнее для импортеров из других стран, их начали более активно закупать, отсюда рост перевозимых грузов в экспорте», – комментирует руководитель ДП ТО Новороссийский ООО «Гестион» Лариса Солдатова.
По мнению главы направления Fresh компании FM Logistic Александра Дьяконова, надо учитывать, что в связи с эмбарго сейчас идет процесс импортозамещения. «Грузопоток сместился – товары идут из Азии. К тому же в портах Дальневосточного бассейна обрабатывается экспорт, который постепенно увеличивается», – констатирует он.
Участники рынка полагают, что в перспективе порты Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов за счет расширения и модернизации инфраструктуры, скорее всего, все-таки перетянут на себя часть тех грузов в контейнерах, которые раньше шли через порты Балтийского бассейна. В итоге, по мнению Л. Солдатовой, сегодня на рынке контейнерных перевозок обострилась конкуренция не только между бассейнами, но и между участниками рынка.
«Количество экспедиторских и брокерских компаний в последние годы неуклонно росло. А за текущий год из-за сокращения объемов импортных поставок все компании столкнулись с недостатком грузов. Вследствие этого многие оказались убыточными, так как были вынуждены опускать цену оказываемых услуг до уровня себестоимости», – рассуждает она.
Ситуация на рынке контейнерных перевозок напряженная, но, по мнению участников рынка, в скором времени она стабилизируется. «Падение контейнерооборота замедлилось, потому что, хочется верить, все достигли дна во внешней торговле. Конечно, порты нарастят грузооборот. Единственный вопрос – когда? Все зависит от развития товарно-денежных отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами. Однако не стоит думать, что мы за короткий срок заменим импортный товарооборот экспортом», – отмечает соучредитель таможенного терминала ООО «Северная звезда А&П», член всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров» Алексей Агафонов.
http://news.transinfo.by/
|