Е. Реутский
ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле за движением
материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Цель внедрения логистического подхода в процессы предприятия -
повышение статьи доходов, снижение статьи расходов и повышение
оборачиваемости всех задействованных предприятием ресурсов.
Краткий экскурс в историю.
Большинство фирм, которые продолжают работать на сегодняшний день, и
начало своей деятельности ведут от периода становления рыночной
экономики на территории пост советского пространства, прошли следующий
путь: малый бизнес, средний бизнес, большой бизнес.
Как правило, первый этап становления фирмы или малый бизнес
характеризуется:
Первое - доходы таких организаций невелики, и чтобы получить прибыль
необходимо считать каждый рубль, знать куда он тратиться, как он
тратиться и какой эффект достигается. Более того, фирмы могут вообще не
знать слово «логистика», но в качественном измерении по степени
грамотности и продуманности, система работы подразделений у таких фирм,
зачастую, выстроена на порядок целесообразней, чем в больших компаниях;
Второе - производственные процессы держатся на индивидуальных
навыках, умениях, опыте, как отдельных сотрудников, так и руководителя
фирмы. При таком варианте руководитель фирмы выступает в роли «Директора
по логистике», он может оценить, рассмотреть и проконтролировать весь
бизнес целиком, не дробя его на подразделения и отделы. Сотрудники, в
период организации малого бизнеса, набирались по принципу «знаю одного
такого толкового человека, он должен закрыть данный вопрос» или
«дружески-семейным» принципам. В итоге: начальник транспортного отдела
-по образованию учитель истории; начальник отдела продаж - по
образованию токарь-станочник широкого профиля; начальник отдела кадров -
дочка троюродной тети; и т.д.
Все это не говорит, что человек с гуманитарным образованием или
чей-то родственник, не может эффективно управлять и развивать какой
либо направление деятельности фирмы. Вопрос стоит в том, на каком этапе
развития бизнеса сотруднику не будет достаточно имеющихся у него знаний и
опыта для дальнейшего эффективного и качественного выполнения всех
поставленных задач.
Третье - постепенное наращивание производственных мощностей, денежных
и других ресурсов для перехода к следующей ступеньке развития или к
среднему бизнесу.
Для чего необходима логистика.
К сожалению, многие компании практикуют следующий принцип «смотри-ка
вон у наших ближайших конкурентов в этом вопросе вообще бардак, а у нас
все нормально» и пока компания имеет большой зазор между доходами и
расходами или является одним из лидеров рынка, осознанное движение к
логистическому подходу у нее возникает крайне редко. И стоит только
доходам показать тенденцию к снижению или у ближайших конкурентов
бардак, перешел в стадию «нормально», как тут же начинается
активизироваться масса мероприятий: сокращение или поиск новых
сотрудников, проведение глобальной реструктуризации бизнеса, проведение
громких рекламных кампаний, введение новой корпоративной культуры и т.п.
Про внесение корректив в систему логистики компании вспоминать в пылу
невероятной активности как то не принято. Хотя очевидно, что
оптимизировать бизнес стоит не когда уже «прижало», а пока еще «все
хорошо» – есть время, финансовый и ресурсный потенциал.
Так же для повышения конкурентоспособности или при переходе на любой
стадии, от малого бизнеса к среднему и т.д., возникает необходимость не
только становления бизнеса на научную основу, но и повышение
квалификации, обучение сотрудников прогрессивным и современным методам
работы в выбранной отрасли. Купить современный станок, который делает
ВСЁ - мало! Необходимо обучить рабочего, как работать на этом станке,
что бы получалось «ВСЁ и так как надо»! Обеспечить станок загрузкой
заготовками, обеспечить вывоз готовой продукции, складирование готовой
продукции, рассчитать необходимое количество станков, организовать
доставку станков, из всего вышеперечисленного и состоит ЛОГИСТИКА -
производственная, складская, транспортная.
Ваша компания нуждается в логистике?
Ответьте на вопросы, возникали ли у вас такие ситуации?
1 - клиент сделал заказ, а у вас на складе отсутствует данная позиция.
2 - клиент заказывал доставку на завтра или к 10.00 и т.д., а вы
привезли, когда смогли.
3 - на рампе склада затор от автомобилей, склад перед выбором, грузить
автомобили товаром для клиентов и в какой последовательности, или
разгружать «вдруг» прибывшие пять фур от поставщиков.
4 - вас повергли в ШОК данные «затраты на транспорт».
5 - разгружать прибывший товар от поставщиков некуда, на складе висит
табличка «свободных мест нет» и N% складской площади забит браком и
«зависоном» с прошлой пятилетки.
6 - складские работники половину рабочей смены работают в «курилке»,
вторую половину смены совершают ПОДВИГ и требуют воздвигнуть им памятник
или дать еще в помощь людей.
7 - клиенту привезли «то, не зная что», водитель едет «туда, не зная
куда».
8 - товар на склад прибыл «вдруг», транспорт для доставки нужен через
десять минут, а заявка на транспорт была сделана «может быть, наверное,
где-то на прошлой или следующей неделе».
9 - и т.д.
Резюме
Если хоть на один из вышеперечисленных вопросов был получен ответ
«ДА, возникала» или вы по инерции продолжили список ситуаций, то ответ
прост: Ваша компания нуждается в логистике.
P.S.
В 484 — 481 годах до н.э. продвижение персидских войск численностью 1
700 000 человек в глубь Греции приостановил царь Леонид во главе отряда
численностью 5 000 человек, из них 300 были войны профессионалы -
спартанцы.
В наше время:
-3 обученных менеджера-профессионала - способны остановить конкурента;
-30 обученных менеджеров-профессионалов - способны одолеть конкурента;
-300 обученных менеджеров-профессионалов -обеспечить господство на
рынке.