В связи с этими подходами возникает
несколько вопросов:
1. Почему эффективностью отдельных направлений в логистике (например,
транспортной) не озаботились до «кризиса»?! Чем же отдел логистики
(департамент, дирекция, и т. д. ) занимались раньше?
Как и где проявятся последствия сокращения персонала? Здесь речь
идет о тех последствиях, когда на меньший штат возлагается большая
нагрузка. Неизбежно увеличится количество ошибок. Где и когда они
проявятся?!
Стремление понизить закупочные цены понятно. Но здесь также
возникают два «но». Во-первых, за счет чего будет обеспечиваться сервис
поставщиками, если они, в свою очередь, после таких мероприятий, тоже
будут сокращать «издержки»? Во-вторых, значит, до кризиса коммерческая
составляющая при работе с поставщиками так же была не на высоте? То
есть, до кризиса, мы не получали лучшего предложения?
И, наконец, а где же в этих мероприятиях «операционная
эффективность»?
Во многих компаниях логистика до сих пор воспринимается как затратная
часть. Да еще и инвестиции в нее замораживаются. Это при условии, что
сам отдел существует. Но ведь логистика на самом деле не только
сервисная составляющая, но и «оптимизатор». Что значит «оптимизатор»?
Речь как раз и идет об операционной эффективности. И здесь
производительность труда не является основной целью.
Главное при оптимизации процессов — скорость и стабильность сроков.
Про качество, разумеется, никто не забывает.
Скорость прохождения информации. Скорость принятия решений. Скорость
реакции на изменение внешней среды. А особенно сейчас, когда спрос на
многие продукты упал или когда его (спроса) структура изменилась.
Единственный способ оперативно реагировать на все эти изменения, да еще и
работать с минимальными вложениями в запасы — это работать оперативно,
быстро и гибко. Например, при сроке исполнения заказа в три недели,
необходимо планировать спрос как минимум на три недели вперед. Для этого
потребуются данные как минимум за 9 уже прошедших недель (пример
производственной компании). Спрос за этот срок серьезно изменился.
Соответственно эти данные уже являются устаревшими.
А если рассмотреть эти три недели срока исполнения заказа
повнимательней, то можно увидеть следующее (пример весьма
распространенный):
Первый этап — срок согласования заказа с другими подразделениями
(бухгалтерия, отдел финансов, юристы) — 4 дня.
Второй этап — срок согласования заказа с поставщиком (урегулирование
задолженностей) — 2 дня.
Третий этап — срок доставки — 11 дней.
Четвертый этап — срок разгрузки на складе, формирование себестоимости,
оприходование бухгалтерией. Пока все процедуры не выполнены, отгружать
нельзя. Что подтверждено запретами в информационной системе. Она просто
не позволит выписать документы на отгрузку. Это период — 4 дня. Итого на
процедуры внутри компании ушло 8 дней.
При повышении качества процессов на все внутренние процедуры можно
тратить 1 день. Если в рамках задач логистики работать с поставщиком на
сокращение сроков согласования заказа и срок доставки, (например,
сократив все сроки с 13 дней до 11), то все процессы, связанные со
сроком исполнения заказа, будут занимать 12 дней.
Соответственно и планировать спрос будет необходимо не на 21 день, а
на 12. И для построения прогноза уже потребуются данные не за 63 дня, а
за 36. А это уже более свежая и адекватная информация о спросе. Но, что
еще важнее, чем сокращение сроков в данном примере, это стабилизация
этих сроков. От этих параметров зависит уровень запасов, а
соответственно потребность в оборотном капитале.
И это лишь один из аспектов
На стратегическом уровне можно привести довольно известный пример из
практики международного бизнеса, когда одна компания из-за своей
«нерасторопности» потеряла бизнес в сфере производства и продвижения
мобильных телефонов. Из-за задержки в прохождении информации внутри
компании о проблемах поставщика была вынуждена остановить у себя
производство. А другая компания, воспользовавшись этим простоем,
получила преимущества на рынке в объеме продаж. История эта давняя, но
компания, получившая преимущества, удерживает их до сих пор. В первом
случае — процедуры не отлажены, приоритетность в информации не
установлена, командная работа на слабом уровне и т. д. Вторая компания
известна своей гибкостью и работами по ускорению процедур.