Термин «логистика»
появился первоначально в интендантской службе армии. Происходит он от
греческого (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному
искусству византийского императора Льва VI. В русский язык ввел этот
термин в начале XIX века барон Генрих Жомини. Наиболее яркое проявление
логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный
контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался
тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко
отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные,
морские и сухопутные перевозки грузов) и тыловых служб дала после
окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в
мирной экономике.
В наше
время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему
сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется,
прежде всего, с бизнесом и означает науку о перевозке грузов.
В 70-х
годах 20 века возникла необходимость реформе понятий логистика. Стало
необходимым формировании развитой инфраструктуры и
высококвалифицированного административно-хозяйственного аппарата,
разработке соответствующих организационных форм. Т.е. логистика
(перевозка грузов) стала нуждаться в более глубокой теоретической
проработке научных основ и положений.
Так
логистика получила новый подход, как научное направление, учение о
системном планировании и контроле материальных, энергетических,
информационных и пассажирских потоков, а также об управлении ими. Цель
существования логистики - максимальное удовлетворение спроса на
продукцию (товар, услуги, информацию, энергию) и доведение ее до
потребителя (т. е. перевозка грузов) в обусловленный срок с минимальными
затратами.
В
зависимости от типа компании и специфики ее деятельности применяются
различные логистические системы – совокупность действий всех участников
логистической цепи. Поскольку главное назначение логистики — уменьшение
затрат и увеличение эффективности производственной деятельности, то
логистические системы должны охватывать практически все, за редким
исключением (бухгалтерия, кадры) направления деятельности.
Задачи, решаемые
логистикой:
выбор вида транспортного средства;
определение
маршрутов;
организация
транспортировки груза;
упаковка
товаров в контейнеры;
управление
запасами;
ответственное
хранение на складских площадях;
маркировка;
формирование
сборных заказов;
таможенные
услуги
Известно, что внедрение логистических принципов в управление
материальными потоками позволяет снизить уровень запасов на 30–50% и
сократить время движения продукции на 25–45%.
Так, в
странах Западной Европы, США и Японии доля расходов на
материально-техническое обеспечение и транспортировку (перевозку грузов)
составляет 20% валового национального продукта или 30–40% стоимости
конечного продукта, из которых половина приходится на хранение и
содержание запасов материальных ресурсов. Во временном аспекте
обеспечение и транспортировка (перевозка грузов) занимают в затратах
времени на доставку от первичного поставщика до конечного потребителя
98%, а собственно производство — лишь 2% времени всего цикла.
Руководителям
большинства российских компаний логистические методы управления
достаточно хорошо известны. Но эти методы используются лишь в отдельных
случаях и на уровне интуиции. По большей части это снабжение,
производство и сбыт продукции.
Внедрение
концепции логистики (науке о максимально эффективной перевозке грузов)
позволяет гармонизировать внутренние и внешние бизнес-процессы, повысить
эффективность деятельности структурных подразделений, сократить общие
затраты и уменьшить себестоимость продукции, увеличить количество
клиентов, расширить и, что немаловажно, удержать рынок сбыта, повысить
качество обслуживания потребителей и укрепить репутацию компании.
|