Раньше удобный транзит через Беларусь приносил немалый доход государству и автоперевозчикам. Но в связи с "войной санкций" между ЕС и Россией ситуация изменилась.
Корреспондент «Вечернего Бреста» обзвонил ряд крупнейших перевозчиков Бреста и задал им один-единственный вопрос: «Отразилось ли российское эмбарго на продукты из Европы на вашем портфеле заказов?» Сквозь все ответы красной нитью проходит опасение: конец года может пройти под знаком кризиса в этой отрасли.
«Грузят всё, что удается найти»
Петр Иванов, генеральный директор ОАО «Брестинтертранс»:
– Нас прежде всего огорчает падение ставок – они рухнули уже на 25%. А расходов очень много, топливо постоянно дорожает, километраж платных дорог увеличивается. Плюс пошлина за прохождение техосмотра тоже не маленькая. Первыми последствия российских запретов почувствовали на себе владельцы рефрижераторных прицепов. Им сейчас все сложнее и сложнее, предложений практически нет. Грузят всё, что удается найти, в основном доски, пиломатериалы. Сейчас мы, по сути, работаем ради работы – налоги как-то надо платить. Думаю, впереди не самые легкие времена. Изучаем ли новые рынки? Безусловно. Рассматриваем все предложения, особенно по Беларуси и Прибалтике.
«Рынок буквально рушится»
Руслан Лужецкий, генеральный директор СП «Веставто» ОАО:
– С потерей части российского направления очень сильно выросла конкуренция на внутреннем рынке и европейских рейсах. Многие транспортные фирмы умышленно демпингуют цены, чтобы получить объем заказов. К белорусским перевозчикам добавляются конкуренты из России, Литвы, Польши, ведь они тоже многое теряют. Рынок буквально рушится. Мы ожидаем вскоре 30-процентного падения ставок. А по данным Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП), рентабельность белорусского транспортного рынка и так была на нуле. Думаю, все мы окончательно уйдем в минус, если примирения между Россией и Европой не произойдет в ближайшее время.
«На осеннее оживление не рассчитываем»
Николай Бойко, директор СООО «Брествнештранс»:
– Все грузоперевозчики оценивают ситуацию крайне негативно. На нашем предприятии она тоже сказалась, хотя на международные рефрижераторные перевозки основной ставки не делаем, работаем главным образом на внутреннем рынке. Но сейчас и здесь конкуренция возрастает, перевозчики цепляются за любые варианты. Особо хотелось бы отметить, что белорусский рынок крайне ненадежен в плане оплаты. В частности, некоторые брестские предприятия могут задерживать выплаты за перевозки месяцами. Приходится с ними судиться, выбивать свои законные деньги. Такие варианты нас, конечно, не устраивают. В целом ожидания очень тревожные. Обычно осенью на рынке наступает некоторое оживление, но в этом году на него никто особо не надеется.
«Перевозчикам придется перестраиваться»
Вопросов у брестских автоперевозчиков сейчас гораздо больше, нежели ответов. Некоторую ясность должен был внести круглый стол, который в прошлый четверг собрался в столице под эгидой БАМАП. «На этом собрании будут представители таможенных органов и грузоперевозчиков, которым есть что обсудить, – говорит директор брестского представительства БАМАП Анатолий Гришко. – Получается, что одна страна Россия принимает подобные решения в отношении ЕС и Америки, а Беларусь страдает.
До сих пор открыт вопрос с транзитом через Россию: разворачивают даже фуры, следующие, например, в Узбекистан. Хотя все документы в порядке, но говорят, мол, всё равно нельзя. Стоит вопрос и о переработке иностранных грузов в Беларуси и дальнейшем их провозе в Россию. Но здесь опять же много вопросов: в частности, глубина переработки и т. д. Перевозчикам, конечно, придется перестраиваться, особое внимание уделять документации, чтобы потом не возникало проблем».
Действительно, не очень справедливо, когда от разборок первых и вторых страдают третьи. А брестским перевозчикам остается лишь ждать перемен и грузить досками свои простаивающие рефрижераторы.
http://www.logistic.ru/
|