Надо отметить, что большинство компаний, позиционирующих себя в качестве 3PL-оператора, не ограничивают свою деятельность исключительно оказанием 3PL-услуг. Доля дохода от 3PL-услуг может составлять у логистической компании всего 5-10 %, но может доходить и до 100%. Многие компании начали свою деятельность в качестве 3PL-провайдеров незадолго до кризиса или сразу после его начала. Ситуация в 2007-2008 годах складывалась таким образом, что перспективы 3PL-логистики казались исключительно радужными.Кризис внес свои коррективы в эти представления. На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две группы: в одной из них преобладают "тяжелые" логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать "интеллектуальные мускулы", осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования. Похоже, что сейчас компаний, не обремененные излишком материальных активов, оказались в более выигрышном положении. На это повлияла и ситуация на складском рынке. Избыток предложения в первую очередь и очень болезненно ударил по владельцам складской недвижимости, особенно высококачественной. Но 3PL-провайдеры, владеющие своими складами, все же находятся в лучшем положении, чем те владельцы складов, которые строили площади для последующей сдачи их в аренду. Один из факторов успеха 3PL-оператора - готовность как можно глубже интегрироваться в бизнес-процессы заказчика. Почти все опрошенные нами компании заявили об этом и привели примеры реальной интеграции. По сути, это уже выход на уровень 4PL, когда компания берется за оптимизацию всей логистической цепочки, в отличие от оптимизации отдельных ее участков__ Говоря о взаимоотношениях с заказчиками, все 3PL-операторы отмечают, что каждый заказчик по-своему уникален, поэтому готовность компании гибко подходить к каждому клиенту - непременный фактор их успешного взаимодействия. В то же время одна из особенностей этого рынка - открытое нежелание многих 3PL-провайдеров называть своих ключевых клиентов. Так что говорить о прозрачности этого рынка пока что не приходится. Надо отметить, что большинство компаний не ограничивают свою деятельность рамками одной отрасли, однако есть и такие, которые научились максимально эффективно работать в рамках узкой специализации.3PL-провайдеры предлагают немало услуг добавленной стоимости, помимо основных: это и услуги по маркировке продукции, и упаковка продукции с маркировкой, а также довольно специфические услуги копакинга (формирование и упаковка близких по ассортименту товаров в комплекты), пулинга (объединение счетов всех "дочек" в одну систему) и т. д. При этом доля выручки от услуг добавленной стоимости может доходить до 20-25% от общего оборота 3PL-компании. В настоящее время спрос на услуги 3PL-логистики после "заморозки" 2009 года начинает заметно оживать. С января растут ставки на основные услуги 3PL-операторов.С начала 2010 года заметно увеличилось количество тендеров, у многих компаний стали появляться новые заказчики. Тенденция, возникшая около пяти лет назад, - интерес клиентов к получению комплекса услуг у одного подрядчика, - не только не потеряла актуальности, но и набирает силу. Парадоксально, но в результате кризиса выросло количество потенциальных клиентов 3PL-провайдеров. К существующим добавились те, кто задумался о необходимости сокращать свои издержки за счет отказа от содержания собственной логистики, что оказалось особенно актуальным для филиалов и региональных представительств. По-видимому, уже в ближайшем будущем более быстрыми темпами начнет расти рынок 3PL-логистики в регионах, в то время как в столице конкуренция между 3PL-провайдерами будет усиливаться. Пока что еще рано говорить о том, что этот рынок вышел из стадии формирования. К благоприятным последствиям кризиса можно отнести то, что логистический рынок покинули неэффективные фирмы. В целом, несмотря на сложные условия прошедшего 2009 года, 3PL-провайдеры подчеркивают положительные моменты настоящего периода. Многие клиенты 3PL-провайдеров заметно сократили объемы, спрос был мало предсказуемым. Среди основных мер, предпринятых логистическими компаниями в связи с кризисом, стоит отметить две основных: оптимизацию существующих бизнес-процессов, а также пересмотр отношений с поставщиками. При этом если финансовые результаты оказались хуже прогнозируемых, то по ряду других параметров собственную деятельность большинство 3PL-провайдеров считает вполне успешной. http://www.trans-port.com.ua/
|