Нормы, расхода топлива установлены для бортовых
автомобилей
и автопоездов, находящихся в эксплуатации, на пробег автомобиля и на
транспортную работу, выполненную за пробег.
Для бортовых автомобиле]!, транспортная работа
которых
учитывается в тонно-километрах, нормы расхода топлива на 100 км
пробега
следующие: ГАЗ-53А — 25,5 л, ЗИЛ-130 — 31,5 л, КамАЗ-5320 —24 л.
Расход топлива на выполнение транспортной работы
для
карбюраторных двигателей должен составлять 2,0 л на 100 ткм, а для
автомобилей с дизельным двигателем— 1,3 л на 100 ткм.
Норма расхода топлива для автомобилей-
самосвалов,
учитывая частые заезды под погрузку и разгрузку, состоит из расхода
топлива
на передвижения автомобиля, транспортную работу и нормы на каждую
ездку с
грузом (0,25 л). Норма расхода топлива^ на 100 км пробега для
автомобиля-самосвала
ЗИЛ-ММЗ-555, работа которого учитывается в тонно-километрах,
составляет 39 л
(при условии полного использования грузоподъемности автомобиля . и
коэффициента использования пробега, равного 0,5).
Если автомобиль-самосвал ЗНЛ-ММЗ-555 за пробег
200 км
выполнил 10 ездок с грузом, расход топлива (в литрах) по норма
составит
г>5п
39,0—+ 0,25-10 = 80,5 л. 100
Для грузовых автомобилей ГАЗ-53А, работа которых
не
учитывается ни в тонно-километра, ни в ездках (почасовая оплата),
норма
расхода топлива на 100 км пробега увеличивается до 10%.
При определении норм расхода топлива1 учитываются
климатические и дорожные условия.
Норма увеличивается:
при работе в зимнее время (при установившейся
средней
температуре воздуха ниже 0°С): в южных районах до 5%; в районах с
умеренным
климатом до 10%; в северных районах до 15%; в районах Крайнего Севера и
в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, до 20%;
при работе на дорогах в горной местности (свыше
1500 м над
уровнем моря) до 10%;
при работе на дорогах со сложным планом (наличие в
среднем
на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) до 10%;
для автобусов и автомобилей, работающих в черте
города с
частыми остановками (перевозка продуктов, очистка почтовых ящиков,
инкассация, вывозка мусора и др.), до 10%;
при перевозке грузов, требующих пониженных
скоростей
движения автомобиля, до 10%;
для автомобилей, вышедших из капитального
ремонта, и для
новых автомобилей при пробеге первой тысячи километров до 5%;
при постоянной работе автомобилей в качестве
технологического транспорта на территории предприятия и внутри цехов
до 10%;
при работе в карьерах, в тяжелых дорожных
условиях, а
также при движении по полю при проведении сельскохозяйственных работ
до 20%;
при работе в тяжелых дорожных условиях в период
распутицы
и снежных заносов, как исключение, до 35%, на срок не более I мес;
при учебной езде до 25%.
При работе автомобилей на внегородских дорогах с
усовершенствованным покрытием норма расхода топлива снижается до 15%.
Установлены также нормы расхода всех смазочных
материалов.
Допустимый расход их определяется по израсходованному топливу.
Масло для карбюраторных двигателей может быть
израсходовано
не более 2,4 л на каждые 100 л топлива, предусмотренных нормами, а для
дизельных двигателей — не более 3,2 л.
Масло для смазки трансмиссии автомобиля может
быть
израсходовано на каждые 100 л топлива в соответствии с нормами 0,3 л
для
автомобилей, работающих на бензине и газе, и 0,4 л — для автомобилей,
работающих на дизельном топливе.
Консистентной смазки может быть израсходовано не
более 0,2
кг на 100 л топлива для автомобилей, работающих на бензине и газе, и
не более
0,3 кг на 100 л топлива для автомобилей, работающих на дизельном
топливе.
Нормы расхода масла (смазки) для автомобилей,
находящихся
в эксплуатации менее 3 лет, снижаются до 50% и могут увеличиваться до
20% для
автомобилей, находящихся в эксплуатации свыше 8 лет. Все работники
автомобильного транспорта особое внимание должны уделять экономному
расходованию топлива и смазочных материалов.
Сокращение непроизводительного расходования
топлива зависит
от многих факторов: технического состояния автомобиля, навьь ков
вождения,
выбора маршрута, а также от правильного транспортирования топлива,
хранения и
заправки им автомобилей. Несоблюдение правил транспортирования и
хранения
топлива и небрежность при заправке им автомобилей может привести к
потере
10—15% топлива. Топливо нужно перевозить только в специальных
цистернах,
оборудованных для этой цели, или в крайнем случае в бочках с
герметически закрывающимися
пробками.
Хранение топлива допускается только в специальных
нефтехранилищах и в виде исключения (непродолжительное время) в
бочках,
которые в этом случае должны быть предохранены от попадания на них
солнечных
лучей.
Все приборы системы питания и зажигания
автомобиля,
трансмиссия и ходовая часть, а также тормозная система и рулевое
управление
должны быть хорошо отрегулированы. Необходимо, чтобы автомобиль имел
хороший
накат, давление воздуха в шинах соответствовало норме, а смазка не
имела повышенной
вязкости. Перерасход топлива может быть вызван нарушением теплового
режима
работы двигателя — чрезмерным переохлаждением или перегревом его.
Экономии топлива можно достигнуть и правильным
использованием инерции автомобиля с учетом продольного профиля дороги.
Водитель должен так рассчитать движение, чтобы до минимума свести
количество
торможений и максимально использовать повышенные передачи, не допуская
перегрузки двигателя. Нельзя обогащать смесь прикрытием воздушной
заслонки,
когда двигатель уже прогрелся.
Наряду с экономией топлива водитель должен
добиваться
сокращения расхода смазочных материалов без ущерба для технического
состояния
автомобиля. Для этого необходимо следить, чтобы нигде не было
подтекания масла
и была исправна система вентиляции двигателя. Передовые водители,
сочетая
умелое вождение автомобиля с соблюдением правил его эксплуатации,
добиваются
высоких показателей в экономии топлива и смазочных материалов
|