|
Главная » 2011 » Март » 17 » Нужен ли нам таможенный брокер
17:17 Нужен ли нам таможенный брокер |
Сергей Шкарупа, генеральный директор «ГК САННА-ЛИТЕР» © ЛОГИНФО
www.loginfo.ru
Таможенные
услуги — это вид бизнеса для бизнеса. По сути, он является
вспомогательным для внешнеэкономических бизнес-процессов, связанных
с экспортно-импортными поставками товаров, оборудования, сырья,
технологий,
интеллектуальных продуктов или инвестиций. Но от того, насколько
грамотно
выстроены отношения с таможней, зависит в целом эффективность компании.
Производителями этих услуг в России являются специализированные
подрядчики, имеющие:
- официальный статус, т.е. лицензированные компании,
работающие за своей печатью;
- неофициальный статус (частные лица или группы лиц),
работающие за печатью реального или подставного получателя или
отправителя.
В рамках своей деятельности они оказывают определенный
спектр услуг участникам внешнеэкономической деятельности
или друг другу, если отсутствует возможность выполнить какую-
либо часть услуги в большом проекте.
Что формирует спрос
Можно выделить несколько основных причин, формирующих у потребителей
спрос на таможенные услуги.
Процедуры, связанные с выбором и получением права на использование
одного из таможенных режимов или кодов ТНВЭД
требуют высокой квалификации и зна-
ний.
Соблюдение самой процедуры, как
и защита полученного права, требуют
высокого профессионализма по таможенным вопросам и таможенному праву
и, что утаивать, в большинстве случаев
личных связей, обеспечивающих нужное
решение и нужное толкование закона.
Сбор необходимых для таможни разрешений, справок, согласований и
сертификатов, представляет собой сложный,
запутанный и очень долгий процесс.
Рынок таможенных услуг разделен на 5 основных самостоятельных
видов:
1. Услуги консалтинга — обеспечивающие стратегическую проработку
и тщательную подготовку крупных
контрактов и инвестиционных проектов,
юридическую и судебную поддержку
и сопровождение в отношениях с таможней.
2. Брокерские услуги — обеспечивающие согласование процедур,
кодов
ТНВЭД, режимов и условий контрактных поставок, связанных с прохождением
границ, непосредственным оформлением грузов на таможне, хранением,
транзитом или переработкой товаров,
а также практически решающие вопросы
в сфере таможенного администрирования.
3. Услуги транспортных и экспедиционных компаний —
обеспечивающие таможенное оформление грузов за
границей, переоформление документов
и организацию беспрепятственного прохождения границ.
4. Услуги складов СВХ и ТС — обеспечивающие таможенное
оформление
на получателя или на свои подставные
фирмы, хранение грузов в различных
таможенных режимах, реже консолидацию, маркировку, еще реже упаковку
и сборку.
5. Услуги около таможенных
структур — обеспечивающие оформление и получение различных сертификатов,
лицензий, разрешений и согласований.
Это деление условно, но относится
к одному рынку, так как все предприятия
таможенного сервиса обслуживают
потребности одних и тех же категорий
потребителей.
Группа компаний «САННА» и Группа компаний «ЛИТЕР» в 2007
заключили
стратегическое партнерство для предоставления клиентам полного цикла
одним
оператором (по системе «одного окна»)
логистических услуг, включающих авто,
жд-, авиаэкспедицию, услуги таможенного
брокера, ответственное хранение и складские услуги на базе складских
объектов мультимодальной логистической сети «ЛИТЕР».
На первом этапе развития сети «ЛИТЕР»
создаются 5 логистических центров класса
А и 2 портово-логистических комплекса
(морской и речной) в 5 регионах европейской
части России (Москва, Нижний Новогород,
Ростов-на-Дону и Калининград). Группа компаний «САННА» работает на
российском
рынке логистики с 1991 года и в свое время
выдержала экономический кризис и дефолт
1998 года. В результате стратегического
партнерства был создан логистический
оператор полного цикла – Группа компаний
«САННА-ЛИТЕР». В 2008 году, получив
общероссийскую лицензию таможенного
брокера, компании завершили формирование
логистического оператора полного цикла.
Условия, формирующие спрос на
таможенные услуги в России, можно
разбить на две группы: положительные и отрицательные.
К положительным условиям, без
учета кризиса, можно отнести четыре
основных фактора:
- увеличение импортных поставок с Россией, связанное с ростом
потребительских запросов и увеличением покупательских возможностей
населения;
- усиление конкуренции среди
участников ВЭД и выход на российский рынок западных компаний
и торговых сетей;
- втягивание России и российских производственных мощностей
в глобальную экономику и переориентация России на развитие
перерабатывающих отраслей;
- усиление проверок участников
ВЭД в части чистоты таможенного
оформления и ужесточение наказаний за нарушения.
К отрицательным условиям, формирующим спрос, относятся:
- непрозрачность таможенного
администрирования и многовариантные толкования большинства основных
нормативно-правовых положений;
- волюнтаристский характер таможни в принятии решений и вариации
правоприменительной практики;
- проблемы коррупции и бюрократизма;
- сложность российского законодательства, выраженная в
отсутствии
однозначных трактовок, двусмысленности и запутанности таможенной
нормативно-правовой базы и в ее
противоречиях с другими ведомственными законами и подзаконными
актами.
Таможенные услуги
Таможенные услуги, предоставленные
на российском рынке, независимо от
уровня официоза брокеров, достаточно стандартизированы и отличаются,
в основном, качеством, надежностью
и профессионализмом, которые в большинстве случаев, можно проверить лишь
на практике. Отличие лицензированного
таможенного брокера и одновременно
его преимущество перед другими в том,
что он еще берет на себя и ответственность (финансовую и уголовную)
перед
таможней за своего клиента.
Потенциальные клиенты, потребители таможенных услуг — это
российские и зарубежные компании,
являющиеся участниками ВЭД. Ценовой
фактор значим для всех, но существуют
принципиальные отличия в характере
запросов. Если российские компании
нацелены на то, чтобы сэкономить на
услугах и платежах, то крупные западные компании заинтересованы в
получении качественных и надежных услуг.
Они значительно больше внимания
уделяют репутации фирмы, ее опыту
работы на рынке, рекомендациям со
стороны партнеров и коллег по бизнесу.
Западные клиенты склонны обращаться
к западным компаниям и значительно
реже — к официальным брокерам, это
объясняется стереотипом западного
мышления. Для них поведение их коллег
более прозрачно и предсказуемо, а значит, как считают иностранные
клиенты,
существует больше гарантий на получение качественных услуг и исключает
ответственность перед таможней.
Зарубежные компании, оказывающие таможенные услуги, представлены на
российском рынке, в основном,
консалтинговыми юридическими
структурами, реже логистическими
компаниями, и несколькими экспресс-
перевозчиками. Они, как правило,
имеют большой опыт работы на международном рынке, имеют узнаваемые
бренды, что обеспечивает более легкий
выход на клиентов. Как правило, они
обращают больше внимание на юридическую проработку проектов, и при
конкурентном позиционировании на
рынке таможенных услуг в укор российским компаниям ставят более низкий
уровень стандартов качества и надежности обслуживания. Объясняется это
тем,
что российские коллеги не учитывают
стратегические риски, не озабочены
безопасностью клиента и более уязвимы со стороны российских властей и
криминала.
Российские компании, учитывая,
что у них на основных позициях, как
и в западных компаниях, работают
российские специалисты, вышедшие
из таможни на самом деле способны
оказывать как услуги, аналогичные
услугам зарубежных конкурентов, так
и услуги практического и технического
характера. Они не имеют раскрученных
брендов, и, как следствие, их средний
уровень цен заметно ниже. Преимуществами российских операторов является
лучшее понимание нюансов и тонкостей
российского законодательства, знание
практики таможенного администрирования, оперативность и нестандартность
подхода, общий менталитет
и личные связи на всех уровнях в различных структурах.
Способы снижения рисков
В результате происходящего ужесточения конкуренции, а особенно это
проявится во время наступившего кризиса,
участники ВЭД все чаще и чаще задумываются об уменьшении расходов и
сокращении рисков, связанных с таможенным
оформлением.
Среди участников ВЭД, с точки
зрения снижения затрат, есть два
подхода в работе с таможней.
Первый — создание собственных таможенных отделов. При этом
собственные затраты участников ВЭД
делятся на внутренние и внешние.
Внутренние издержки связаны сначала с организацией, содержанием,
техническим оснащением и обучением создаваемого нового отдела, а в
последующем,
после усилении влияния отдела — с ростом зависимости самого участника
ВЭД
и всего его бизнеса от своих же наемных
сотрудников. К этому можно прибавить
и то, что весь коллектив компании вскоре начинает видеть, что у этих
сотрудников существуют левые доходы и что они
прекрасно кормятся из двух карманов.
С одной стороны это завышение «серых» расходов на таможенников и
СВХ,
а с другой стороны, они часто создают
предприятие в предприятии и подрабатывают на стороне. Основой таких
процессов является непрозрачность
и личностные отношения с таможней
и таможенной инфраструктурой.
Внешние издержки связанны с резко
увеличившейся в последнее время степенью ответственности участников ВЭД
и возросшими аппетитами контролирующих и силовых структур,
непредсказуемостью возникающих проблем при
прохождении границ, при транспортировке товаров по Росси, при таможенной
очистке (корректировка, приказы и проверки) и взимании платежей в
бюджет.
Второй путь сокращения затрат —
использование специализированных
подрядчиков, предоставляющих
таможенные брокерские услуги, на
подряде или на аутсорсинге. При
этом подразумевается использование
таможенных услуг специализированных
официальных и неофициальных брокеров. Работа с официальным
лицензированным брокером позволяет участнику
ВЭД рассчитывать на легальную оптимизацию платежей, уменьшение стоимости
услуг и дает возможность спокойно
управлять внутренними и внешними
издержками своего бизнеса за счет перекладывания функций, юридической,
финансовой и уголовной ответственности
на подрядчика. В этом случае участник
ВЭД получает возможность снимать
с себя и более эффективно управлять
финансовыми, административными,
судебными и репутационными рисками,
связанными с таможней. А также без
особых потерь менять одного брокера на
конкурирующего, и тем самым влиять на
стоимость и качество их услуг.
Работа с «серым» брокером дает возможность за счет «серых» схем
получать
экономию, превышающую возможные
потери. Однако сегодня, после участившихся проверок, такая экономия уже
не
может обеспечить покрытие возможных
убытков. Профессионализм и методики
проверок совершенствуются и становятся более глубокими. Поэтому убытки
уже можно получить не только по факту
конкретно обнаруженного на таможне
нарушения, они могут распространиться
и на всю деятельность участника ВЭД.
(Известные процессы: «Три Кита», «Арбат Престиж», «Связной», «Ист Лайн»,
«Евросеть», «Техносила», «Эльдорадо»
и т.д.).
Сегодня, из-за укрупнения и «выбеливания» бизнеса, таможенные
риски
уже оцениваются как с финансовой
стороны, уголовного наказания и угрозы
потери компании, так и с точки зрения
нарушения бизнес-процессов компании,
ухудшения эффективности и экономики, снижения конкурентоспособности,
потери репутации у потребителей и у зарубежных поставщиков, а также в
среди
коллег и знакомых в бизнес-сообществе,
и в политических кругах. Кроме того,
появляется угроза не только снижения
темпов реализации стратегии развития
всей компании в целом, но и, что более
опасно, возникает угроза эффекта «домино», когда риски переходят к
другим
видам бизнеса компании и ее владельцев.
В такой ситуации, у тех, кто задумывается о последствиях и
перспективах,
разговор о политическом и экономическом решении в целесообразности
привлечения лицензированного таможенного брокера, как-то отпадает сам
собой.
Таможенные брокеры
Компании и частные специалистыброкеры, выполняющие таможенные
услуги, представляют собой достаточно замкнутую группу. Большинство ее
участников — выходцы из таможенных
органов или брокеры с большим опытом
и стажем работы. Они хорошо осведомлены друг о друге, что связано с
высокой
ролью корпоративных связей и коммуникаций в их сообществе. Как правило,
все
участники этого бизнеса имеют тесные
взаимоотношения с представителями таможенной системы и всех
контролирующих и силовых органов власти на самых
разных уровнях. Их деятельность распространяется от официального участия
в выработке законодательных инициатив
до элементарной коррупции.
Одной из проблем профессионального сообщества, связанного с
таможенным бизнесом, является пока не решаемая задача по консолидации
позиций
и объединению общих усилий компаний
таможенного сервиса для решения общих
для всех проблем и достижения общих
интересов в нормализации, упорядочении
и развитии таможенного бизнеса.
Другой проблемой является то, что
компании, производящие таможенные
услуги, как и заинтересованные участники ВЭД, сталкиваются с нежеланием
своих коллег затрачивать какие-либо
ресурсы для достижения общих целей
и решения единых для них проблем. Если
брокер или участник ВЭД, не выдержав,
самостоятельно за свой счет решит какой-
либо вопрос для своей компании, то
все остальные участники уже без затрат
автоматически получают возможность
и право пожинать плоды его усилий.
Ситуация в таможне
Сама таможня в настоящее время испытывает значительные трудности
из-за незаконченной реструктуризации,
продолжающихся изменений в законодательной и нормативно-правовой базе,
многократной перестановки и увольнения руководящих сотрудников и замены
их новыми кадрами из других правоохранительных и силовых ведомств.
В результате глубоких широкомасштабных проверок, проведенных
различными
силовыми ведомствами, и кадровых
чисток в ФТС, в таможенной системе
нарушились устоявшиеся связи, порядок и традиции. Пришедшие в систему
новые люди, далекие от таможни, резко
снизили уровень профессионализма как
при принятии решений и формировании
новых нормативных актов, так и в практической работе на линии. Это
внесло
определенный хаос в деятельность
участников ВЭД, таможни, компаний
и частных лиц, оказывающих таможенные услуги.
Принятие решений о сокращении
складов временного хранения и таможенных постов в Москве с последующим
переносом их в область, а также последующее закрытие складов не только
в Москве, но и в области усилило метания брокеров, импортеров и
экспортеров
и ухудшило морально-психологический
климат среди линейных сотрудников
таможен. В ожидании большого потока
грузов областные СВХ и таможенные
посты резко увеличили ставки и начали
вести избирательный выбор участников
ВЭД и их грузов. Однако, с одной стороны, кризис, общий спад
грузопотоков
и отсутствие кредитов для проведения
таможенных платежей значительно
уменьшили их амбициозные настроения.
С другой стороны, перспективы переноса оформления на границы,
введения
с 2009 года оперативного электронного
обмена информацией по грузам с иностранными таможнями, повышения роли
электронного декларирования и ожидаемые сокращения московских таможенных
постов усиливают пессимистические
и унылые настроения среди «серых»
брокеров и среди самих сотрудников
таможни.
Положительным эффектом такого
воздействия на систему стала практическая ликвидация откровенно «черных»
и значительное снижение количества
«серых» схем, сокращение теневых
финансовых потоков и объемов коррупции, увеличение таможенных платежей
в бюджет и выравнивание возможностей
участников ВЭД в минимизации затрат
на таможню. Большую ценность приобрело умение операторов таможенных
услуг не только проработать и получить
для участника ВЭД преференции или
право на использование определенных
таможенных режимов или кодов, но
и умение защитить их в течение всего
времени действия контракта.
Отрицательным эффектом — моральная подавленность сотрудников
таможни, боязнь ответственности,
безынициативность, снижение профессионализма и квалификации, увеличившие
количество ошибок и необоснованных
волюнтаристских решений в правоприменительной практике. Избегание
ответственности в принятии решений привело
к их затягиванию и перекладыванию на
другие ведомства. Передача от таможни
ряда прав другим структурам увеличило
запутанность и бюрократизм, как в прохождении и согласовании таможенных
процедур, так и в решении спорных или
конфликтных ситуаций. Усложнилось
получение разрешений и согласований,
усилилась непредсказуемость и непрозрачность таможенного
администрирования.
В результате целой цепи событий,
происшедших за последнее время,
участники ВЭД в лице таможни получили
изменяющуюся много лет по структуре
и в кадрах таможенную систему, которая,
сохранив старые пороки: непрозрачность,
волюнтаризм и бюрократию, приобрела
новые: недостаток профессионального
или практического опыта и отсутствие
правопреемственности в решениях.
На рынке таможенных услуг перечисленные выше процессы привели
к ликвидации ряда крупных таможенных
складов временного хранения, не говоря
уже о мелких, сократилось общее число
брокеров, и ускорились темпы консолидации предприятий таможенного
сервиса. Резко возрос спрос и требования
к профессионализму и квалификации.
С ростом платежей в бюджет понизилась
стоимость большинства таможенных
услуг, но в тоже время возросла комиссия
таможенных складов. Среди предприятий
таможенного сервиса появилась тенденция к расширению комплекса услуг за
счет не свойственного ранее им бизнеса:
экспедирование, перевозки, складское
обслуживание.
Консолидация возможностей, интеллектуальных и человеческих
ресурсов в объединенных логистических
компаниях-операторах ведет к разработке и внедрению новых эксклюзивных
таможенных схем и технологий по оптимизации платежей, в рамках которых
требуется управление всем процессом
движения товара и предварительное официальное согласование условий с
таможней. Это позволяет им получать прибыль
со всего проекта без необходимости
делить ее с партнерами-подрядчиками
и, за счет централизации управления,
улучшать качество и надежность услуг.
Беря на себя обязательства и ответственность, вплоть до финансовой
и судебной, лицензированные таможенные
брокеры получают возможность эффективно противостоять «серым» структурам
и развитию у клиентов собственных
таможенных подразделений.
Все это приводит к усилению конкуренции, поглощениям и слияниям,
но
в целом снижает стоимость, повышает
качество и увеличивает надежность
и прозрачность таможенного сервиса
и таможенного бизнеса в целом.
|
Категория: Таможня |
Просмотров: 842 |
Добавил: Greencar
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|