При общении с HR-специалистами и первыми лицами предприятий в ноябре-декабре 2010 года было несложно заметить, что о кризисе стали уверенно говорить в прошедшем времени. Как прошёл этот год для участников рынка труда? Какие тренды определили политику управления персоналом? Какие стратегии найма были ключевыми? Какой была динамика рынка труда в разных сферах? Какие выводы могут извлечь профессионалы – бизнес-лидеры и специалисты по персоналу – из опыта уходящего года?
«О том, находимся ли мы в конце кризиса или на пороге очередной, более глубокой его волны, спорят эксперты во всём мире. На практике же топ-менеджеры компаний видят позитивные экономические сигналы и используют их для роста и развития предприятий, – говорит Николай Михайлов, Генеральный Директор «Работа Интернешнл», портал rabota.ua. – Можно утверждать, что экономические показатели в целом улучшаются, растёт потребительский спрос, компании начинают активно строить планы на будущее и более охотно нанимать персонал».
Отмечая заметный рост спроса на рынке труда, эксперт также утверждает, что показатели 2010 года всё ещё нельзя сравнить с докризисными. Компании растут и планируют дальнейший рост, но более предусмотрительно, чем в 2007 – первой половине 2008 года. «Рост ради роста» уже не свойственен украинским предприятиям. Уроки 2008-2009 годов всё ещё свежи в памяти управленцев, и это ощутимо сказывается на новых стратегиях.
Стабилизация политической ситуации позволила бизнесу быть более уверенным в завтрашнем дне, что в целом способствовало усилению рекрутинговой активности.
«В общем же потепление на рынке труда определяет то, что Украина – это растущий, развивающийся рынок, – отмечает Николай Михайлов. – Рост ВВП в 2010 году, по утверждению Кабинета Министров Украины, составит около 5%. Ожидается, что тенденция будет сохраняться. Соответственно, рост потребления и рост производства будет обеспечивать рост предприятий и спрос на персонал». Кризисные мифы: что было, что будет, что не сбылось...
Кризис породил множество мифов. Если допустить, что рецессия уже позади, можно анализировать, какие ожидания и опасения остались всего лишь домыслами.
«Чего точно не произошло – это массовой переквалификации специалистов наиболее чувствительных к кризису секторов. Так, инвестиционные аналитики, банковские служащие, специалисты сферы строительства не стали массово менять род деятельности. Скорее, наблюдался переход в смежные сферы бизнеса и на подобные должности, – опровергает один из мифов Николай Михайлов. – Не произошло и массового перехода от постоянного сотрудничества к повсеместной модели работы на проектной основе или фриланс-основе. Компании, в которых упали объёмы бизнеса и, следовательно, уменьшились объёмы работ, стали несколько чаще пользоваться услугами проектных работников и фрилансеров. Сейчас же, когда рынок восстанавливается, а скорость принятия управленческих решений и качественной их реализации растёт, топ-менеджерам нужны люди «на местах», которые обеспечат рост».
Выводы 2010 года
Вслед за шоком последнего квартала 2008-го и полным неопределённости 2009-го, 2010 год принёс бизнесу уверенность в завтрашнем дне. Также его можно назвать в некотором смысле итоговым. У компаний стали реализовываться бизнес-планы и полностью или почти выполняться планы продаж/роста/развития. Компании лучше понимают, в какой точке находятся, в каком направлении хотели бы двигаться и на какие результаты можно рассчитывать.
«Одним из выводов, к которому в 2009 – 2010 году пришёл бизнес – это необходимость качественного обеспечения роста. Раньше ключевой стратегией было повышение продаж, наращивание мощностей, открытие новых торговых точек – вопреки всему. В то же время, разрастаясь численно, компании не всегда успевали расти организационно. Страдало качество организации бизнес-процессов. Эти недочёты обнажились во время кризиса, и некоторые компании заплатили очень высокую цену за подобные недоработки. Поэтому один из основных выводов: качество организации ведения бизнеса не менее важно, чем рост бизнеса», – говорит Николай Михайлов.
2010: медленный, но уверенный рост
В связи с тем, что компании теперь растут очень поступательно, рынок труда демонстрирует постепенный, но не стремительный рост спроса на персонал. Так, в 2010 году, согласно статистике портала rabota.ua и оценкам экспертов, потребность в кадрах росла достаточно неравномерно.
Например, очень быстро растёт спрос на труд банковских и финансовых профессионалов. Рост обеспечен, с одной стороны, улучшением экономической ситуации, а с другой стороны – существенным падением в прошлом. Так, рост обусловлен тем, что финансовый рынок возвращается к докризисным показателям.
Динамика количества вакансий и резюме в области «Банки / Инвестиции / Лизинг» за 14 месяцев (01.10.2009 – 30.11.2010) Данные за 4-й квартал 2009 года приняты за точку сравнения (100%) А вот рынок в IT-секторе растёт «безотносительно к кризису», так как меньше всего пострадал в 2008-2009.
Динамика количества вакансий для специалистов по IT инфраструктуре за 14 месяцев (01.10.2009 – 30.11.2010) Данные за 4-й квартал 2009 года приняты за точку сравнения (100%)
Трендом года можно назвать и улучшение динамики найма персонала в секторе розничной торговли. Готовясь к росту потребительского спроса, компании с начала 2010 года активно открывали новые торговые точки. Поэтому для этой категории работодателей в уходящем году были наиболее ценными специалисты, обеспечивающие развитие бизнеса: открытие новых торговых объектов, регионов.
Динамика во всех остальных секторах также позитивная, но гораздо менее стремительная. HR-стратегии 2010 года
Если стратегии найма в 2005-2008 годах определялись словом «таланты», то в 2009-2010 годах не менее важным стало и понятие «эффективность».
«Таланты – это люди, без которых невозможно растить бизнес. Таланты – это те люди, на которых велась ожесточённая охота вплоть до 2008 года. Таланты же были самым дефицитным «товаром» на рынке труда, – делится наблюдениями Николай Михайлов. – Сегодня же вопрос экономической эффективности каждого найма стоит очень и очень остро. Работодатели больше не могут позволить себе нанимать «просто талантливых ребят», не понимая того, как скоро и в каком объёме окупятся инвестиции в каждую конкретную единицу персонала».
По материалам портала rabota.ua
|