Рынок внутренних маршрутных грузоперевозок автомобильным транспортом в Украине последние несколько лет до кризиса развивался достаточно быстрыми темпами. Естественный спрос на услуги перевозчиков, обусловленный внутренним развитием клиентов, обеспечивал рост рынка примерно на 20%, что дало возможность достичь объема примерно в 200 тыс.т в год.
Учитывая средние сроки пересылки компаниями грузов по Украине (1день в большинство городов Украины), говорить о специализации отдельных компаний на экспресс-доставках или курьерской деятельности не представляется корректным. В основном, в Украине компании имеют удобные транспортные маршруты, а курьерская доставка «дверь-дверь» и другие специфические услуги действуют за дополнительную плату. Если в международной практике доля перевозок «дверь-дверь» составляет 99%, то в Украине основная масса грузоперевозок отправляется «склад-склад», что обусловлено высокими, с точки зрения потребителя, тарифами за дополнительную услугу «дверь-дверь», а также зачастую просто отсутствием в ней необходимости. Существенную долю в общем объеме грузовых отправлений занимает корреспонденция, потребительские товары, автозапчасти и др.
Не так давно при отправке корреспонденции и других товаров необходимо было обращаться к Укрпочте, которая не предлагала качественного и адекватного по цене сервиса, что стало стимулом для появления конкуренции на почтовом рынке. Примечательно, что одними из первых организованную систему по перевозке грузов в Украине предоставили компании «Автолюкс» и «Гюнсел» - с 1998года, имея за плечами опыт пассажирских перевозок. Одними из первых на рынке появились иностранные инвесторы, среди которых можно выделить таких международных перевозчиков, как DHL и ТNT, в лице их украинских представительств, которые обслуживают значительную часть международных грузовых перевозок в Украине, а экспресс-доставку в пределах Украины предлагают в качестве дополнительной услуги в общем сервисном обслуживании. Для иностранных компаний украинский рынок перевозок не представляет значительного интереса в связи с малыми объемами, поэтому вместо инвестирования в развитие инфраструктуры, они предпочитали работать с украинскими перевозчиками в рамках договорных отношений. Не исключено, что работа с отечественными подрядчиками может привести к их поглощению транснациональными компаниями в качестве структурных подразделений.
Основной же объем экспресс-доставок грузов по Украине автомобильным транспортом осуществляют частные украинские компании, созданные специально с этой целью. Примечательно, что каждая компания в своей презентации называет себя лидером рынка, а различные источники называют отличный от других список лидирующих компаний. По нашему мнению основными лидерами являются компании «Автолюкс», «Ин-Тайм», «САТ», «Ночной Экспресс», «ЕвроЭкспресс», «Мист-Експресс», «Новая почта» и пр. Каждая из них имеет сеть представительств по Украине, парк техники либо договорные отношения с владельцами машин, определенный круг клиентов и, в совокупности, свою долю рынка.
Кроме того, на рынке появились компании, предоставляющие полный комплекс складской и транспортной логистики – такие как «Максан», «Рабен» и другие. В последнее время на рынке Украины появились местные курьерские службы, основным направлением которых является доставка в пределах одного города, в том числе с учетом пригородных территорий. Целевая аудитория таких компаний незначительна. В первом случае это наработанные клиенты, которым необходим полный комплекс услуг по перегрузке, ответственному хранению, а также адресной доставке сборных грузов. Во втором случае – это рассылка печатной и рекламной продукции, а также мелких грузов, конвертов, почтовых отправлений.
Клиентами грузоперевозчиков являются дистрибьюторские и торговые компании, сети супермаркетов, компании сетевой торговли, производственные компании, небольшой частный бизнес, а также физические лица.
Среди множества параметров, определяющих выбор клиента в пользу того или иного перевозчика, можно выделить: сохранность груза, соблюдение заявленных сроков доставки, уровень стоимости услуг, возможность получения информации на пути следования и оптимальность условий страхования груза. Существенное отличие частных перевозчиков от Укрпочты состоит в том, что товар может оплатить получатель без предварительной оплаты. Среди основных критериев, способствующих достижению эффективности внутриукраинских грузоперевозок можно назвать наличие офисов, представительств по Украине; четко оформленную структуру компании; качество материально-технического оснащения и т.д.
Конкуренция на рынке маршрутных перевозчиков существует прямая и непрямая. Конкуренты, более гибкие относительно ценообразования, рабочей силы или более низких затрат, обеспечивают прямую конкуренцию. В то же время, рынок ощущает на себе возрастающую конкуренцию со стороны новых технологий – телекоммуникационных компаний, провайдеров Интернет и электронных услуг и др.
Основное влияние на цену услуги экспресс-доставки оказывает цена на топливо, запчасти, аренду земли и складов и др. Существенное влияние оказывает финансовая нагрузка в связи с необходимостью содержания автопарка машин. Цена услуги будет зависеть от условий доступа к финансированию, а также способности договориться о возможностях обеспечения автопарком на более выгодных условиях. В условиях становления рынка, цена на услуги экспресс-доставки может отличаться в несколько раз и зависеть не только от себестоимости товара, но и от маркетинговой политики компании, может включать в себя наценку за надежность и др. Приведение ценовой политики компаний к примерно единому тарифу неизбежно, быстрота таких преобразований будет зависеть от скорости завершения структуризации рынка.
Стоит отметить, что рынок внутренних маршрутных грузоперевозок испытал на себе негативное воздействие кризисных явлений в экономике, что, соответственно, отразилось в снижении его роста. По данным Госкомстат Украины, в 2009 году автомобильными предприятиями перевезено на 25% меньше грузов, чем в 2008году. Параллельно падают объемы продаж коммерческих автомобилей: продано на 67% меньше, чем в 2008году, грузовых автомобилей – на 72% меньше. Динамика объема реализованных услуг по организации перевозки грузов в 2009году также негативная – снижение произошло на 9%, услуг наземного транспорта, кроме железнодорожного – на 10%. Доходы от предоставления курьерской деятельности в 2009году снизились на 9% по сравнению с прошлым годом.
Лидеры экспресс-доставки грузов по Украине подтверждают влияние снижения товарооборота на снижение объема грузопотоков для компаний, которые в основном ориентированы на корпоративных клиентов, с одной стороны; но говорят об увеличении количества клиентов, которые в условиях кризиса не могут обеспечить перевозку собственными силами, с другой стороны. Подтверждением этого является и то, что крупные и стабильные компании остались на рынке и удержали свои позиции.
До недавнего времени основной стратегией развития транспортных компаний выступало расширение присутствия в регионах, а также портфеля предоставляемых услуг. Компании стремились расширить собственный автотранспортный парк, увеличивать складские площади и др. На экономический кризис компании отреагировали уменьшением скорости охвата новых пунктов присутствия в Украине. И хотя открытие новых офисов продолжается, такая политика отличается более взвешенным подходом, зачастую на фоне закрытия отдельных офисов и представительств.
Наиболее оптимальными методами борьбы с нестабильностью экономики страны маршрутные перевозчики называют улучшение качества предлагаемых услуг, оптимальные цены и оптимизацию клиентской базы. Повышенное внимание уделяется дополнительным сервисным преимуществам, не требующим значительных инвестиций, и приносящих быстрый ощутимый эффект. Компании инвестируют в развитие информационных сетей для более оперативного оповещения клиентов о текущем месте пребывания и сохранности груза – не только через свой сайт, но и лично, с помощью мобильной связи. Некоторые компании предоставляют возможность бесплатного хранения доставленного товара в течение определенного количества дней; другие ввели эконом-доставку грузов за меньшие деньги, но увеличенный срок доставки; также компании могут предложить доставку в выходные дни; упаковку грузов различных типов; выдачу груза по доверенности, перевозку автомобильных шин и дисков и других товаров по специальным тарифам и другое. Также, компании вынуждены были направить усилия на экономию расходов с целью недопущения повышения тарифов.
Позитивные тенденции развития рынка Интернет-торговли в условиях экономического кризиса побудили маршрутных перевозчиков обратить внимание на сектор, который раньше считался малоинтересным ввиду малых объемов. На сегодняшний день маршрутные перевозчики могут предложить Интернет-магазинам договорное сотрудничество на основе специальных предложений и ряд интересных проектов, один из которых – размещение информации о магазине на сайте перевозчика.
Препятствием для развития маршрутных перевозчиков на сегодняшний день выступает в какой-то мере сам украинский потребитель, который остается верен старым схемам и предпочитает иметь собственную «Газель» и склад, хотя выгода участия в сборной перевозке очевидна. Кроме того, негативным фактором для грузовых автоперевозчиков является транспортная составляющая: качество дорог находится на неудовлетворительном уровне, что увеличивает издержки на обслуживание автотранспортного парка, а также существенно влияет на сроки доставки. Инфляция и повышение цены на топливо также сказались на прибыли перевозчиков.
В долгосрочной перспективе возможно укрупнение участников рынка экспресс-доставки в Украине, а также, после достижения в национальных масштабах приемлемого уровня развития, выход на рынок крупных международных курьерских компаний, обладающих ресурсами и технологиями. Ценовая политика будет стремиться к установлению практически единого тарифа всеми участниками рынка. Новые услуги, которые могут быть востребованы, это, например, доставка грузов в течение одного светового дня между Киевом и крупнейшими областными центрами Украины. Вполне вероятно, что маршрутные перевозчики будут выходить на новые рынки, такие как рынок экспресс-доставки в пределах одного города, либо же экспресс-доставки авиационным транспортом и др. Вполне вероятна переориентация перевозчиков на работу в партнерских сетях компаний, каждая их которых обслуживает свой регион, досконально зная местный рынок и позволяя партнерам избегать открытия малорентабельных представительств в отдельных регионах Украины. Следуя тенденциям развития западного рынка, внутренние грузоперевозчики смогут дополнить свои функции услугами по складированию и перегрузке грузов. В краткосрочной перспективе компании будут испытывать на себе существенное давление, обусловленное спадом деловой активности в Украине, влияющее на объем бизнеса.
По данным сайта http://www.credit-rating.com.ua
|