Транспортировка - это составная часть логистики,
включающая операции перемещения и хранения сырья, запасов,
незавершенного производства и конечной продукции из места происхождения в
место потребления. Акцент на сокращении затрат и длительности цикла
времени в цепи "снабжение - производство - сбыт" подчеркивает важность
оборота запаса и увеличивает потребность в конкурентоспособных услугах
по транспортировке.
В зависимости от вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку
могут составлять свыше 40% общей стоимости этого товара, например для
строительных изделий относительно небольшой стоимости и крупногабаритной
продукции. Считается нормальным, когда транспортные расходы не
превышают 10% от объема расходов на закупку этих изделий.
Управление транспортировкой в логистике предполагает выполнение
следующих процедур:
• выбор способа транспортировки;
• выбор вида транспорта;
• назначение транспортного средства;
• выбор перевозчика и логистических посредников по транспортировке;
• оптимизация параметров транспортного процесса.
Разработка стратегии перевозок
Разработка стратегии перевозки включает:
• анализ вариантов: анализ потребности может подсказать аналогичные, но
менее дорогостоящие варианты перевозки;
• анализ цены: ставки оплаты существенно меняются и решения необходимо
принять только после рассмотрения всех возможностей.
Необходимо получить конкурентоспособные расценки;
• консолидацию грузов там, где это возможно: оптовые скидки на перевозки
могут существенно снизить транспортные затраты. Доказали свою
выгодность системные контракты и общие заказы. Если применяется система
поставки в точные сроки, то с точки зрения расходов эффективной будет
консолидация нескольких поставщиков, работающих по этой системе;
• анализ и оценку поставщиков: с помощью систем выбора и оценки
поставщика можно получить данные, необходимые для принятия оптимального
решения. Существует четыре области оценки: финансовая, управленческая,
техническая (стратегическая) и область отношений или общих корпоративных
связей между перевозчиком и грузоотправителем;
• пересмотр возможности использования различных видов транспорта: это
включает использование отдельных видов транспорта и перевозку
комбинированным транспортом, например автомобильно-железнодорожным.
Часто при этом достигается значительная экономия средств;
• более тесные отношения с выбранными перевозчиками: необходим обмен
данными, которые приводят к лучшему планированию потребностей в
транспортных услугах, позволяют использовать преимущество сильных сторон
покупателя и перевозчика. Следует обдумать возможность сокращения
количества перевозчиков, а также возможность партнерств или союзов по
логистике.
Принципы организации перевозок
Специфика возникающих при организации перевозок проблем логистики
связана с тем, между какими пунктами должна осуществляться перевозка и
имеются ли при этом альтернативные варианты. В простейшем виде пункты
отправки и назначения, а также перевозимое количество грузов уже
определены решением вышестоящих органов, поэтому не требуется решать
вопросы управления перевозками.
В зависимости от того, из какого пункта осуществляется управление
транспортными потоками, различают управление из пункта отправления или
управление из пункта назначения. Выделяют также систему
централизованного управления перевозками, организованную вне пунктов
отправления и назначения.
Организация доставки определенного вида грузов из нескольких пунктов
отправления в несколько пунктов назначения предполагает решение широкого
круга оптимизационных задач. Если существуют ограничения максимального
количества отправляемого и принимаемого груза у поставщиков и
потребителей, отличаются расходы на транспортировку для разных путей
сообщения, то необходимо определить оптимальные транспортные связи между
поставщиками и потребителями. Данные вопросы представляют собой
классический предмет задач по оптимизации транспортных потоков.
Дополнительные проблемы оптимизации возникают при следующих ситуациях:
• ограничена пропускная способность. В этом случае необходимо
разработать планы оптимального использования транспортных средств
(например, расписание работы погрузчика);
• не определены размер и местоположение складских помещений. При этом на
предприятии в наличии имеется достаточное количество складов и примерно
известно, как часто и куда осуществляются перевозки от места
складирования товаров. Так как для каждого склада частота и стоимость
перевозок различны, возникает задача оптимизации мест хранения и путей
транспортировки.
Такие вопросы, как выбор наиболее удобных транспортных средств и
приспособлений для перевозок, а также оборудование транспортных
магистралей, наличие механизмов для погрузочно-разгрузочных работ,
являются в большинстве случаев технической проблемой.
Для каждого конкретного случая доставки груза может быть разработана
транспортно-технологическая схема перевозок, определяющая
последовательность выполнения операций.
Содержание транспортно-технологической цепи для различных условий
перевозок может быть различным. В общем случае цепь включает:
• сведения о грузе;
• сведения об используемых технических средствах (автотранспорт,
грузоподъемные механизмы и др.);
• операционную схему доставки по элементам транспортного процесса с
указанием требуемых механизмов, численности, специальности и
квалификации исполнителей и трудоемкости работ.
В операционной карте, как правило, содержатся также рисунки, поясняющие
порядок выполнения отдельных этапов технологического процесса.
Технология перевозок - это последовательность технологических операций в
ходе выполнения транспортного процесса. Несмотря на кажущуюся
однозначность последовательности технологических элементов (подача
автомобиля к пункту погрузки, размещение груза в кузове автомобиля,
доставка груза грузополучателю, разгрузка и порожний пробег к пункту
погрузки), возможны различные варианты выполнения тех или иных операций.
Например, погрузка и разгрузка могут быть заменены пересцепкой
оборотных полуприцепов или прицепов, возврат автомобиля после разгрузки к
пункту погрузки может быть совмещен с попутной перевозкой груза,
транспортировка груза может быть совмещена с технологическими операциями
с грузом (например, перемешивание товарного бетона в бетоновозе).
Решение технологических вопросов тесно связано с организацией перевозок.
Под организацией перевозок понимается подготовка транспортного
процесса, выбор подвижного состава и погрузочно-разгрузочных механизмов,
выбор рациональной формы взаимодействия транспортных и
погрузочно-разгрузочных средств (часовые графики, челночный метод и
др.), выбор маршрута движения. В организацию перевозок входят также
планирование, оперативное управление, учет и контроль, установление
порядка документооборота, расчеты за перевозки.
Схема организации перевозки груза
Всякий грузопоток характеризует четырехиндексное число - пункт
отправления, пункт назначения, класс груза, отрезок времени (временной
интервал) на перевозку. В свою очередь, перевозка грузов связана со
схемой (картограммой) грузопотока; со скоростью движения подвижного
состава: чем больше грузоподъемность подвижного состава, тем меньше
себестоимость транспортирования, но зато больше себестоимость простоев.
Для любого сочетания грузопотоков существует оптимальная
грузоподъемность единицы подвижного состава.
http://autovitiazi.ru/
|