Часто нам, консультантам по поиску работы, приходится слышать: «ищу работу долго, но ничего нет», «мое резюме размещено на сайте, а откликов на него мало», «сходил на собеседование — результаты все отрицательные». В чем же причина отсутствия нужного результата? Как правило, на это есть целый ряд причин, связанных друг с другом:
1. Отсутствие четко поставленной цели поиска работы или ошибочная цель. «Я немного работал в продажах, маркетинге, и еще мне удается аналитика. Я готов рассмотреть все эти три направления, а среди отраслей меня привлекают нефть и газ и информационные технологии», — говорит мне один из соискателей, именно так характеризуя цель своего поиска.
Такое позиционирование в корне неверно. В рамках одного направления деятельности могут быть небольшие отклонения — например, «офис-менеджер» или «личный ассистент руководителя», но никак не «администрация» или «продажи». Как следствие некорректно поставленной цели:
2. Неэффективное резюме. Резюме может быть красивым, содержать тщательно выверенные, «зализанные», правильные слова и выражения, но не отражать сути опыта соискателя, его цели.
Сейчас предлагается множество сервисов по составлению/улучшению резюме за различную стоимость. Однако подавляющее большинство этих сервисов подходят к вопросу составления резюме однобоко, акцентируя свое внимание на красивые формулировки и внешний облик, нежели на содержание. В итоге резюме становится более привлекательным, но поверхностным и не цепляет личностно. Оно стандартизировано и похоже на сотни других.
Очень важно составлять свое, уникальное резюме, тщательно анализируя собственный опыт и интересы. А если вам помогает в этом сторонний человек или агентство, то интервью — беседа с консультантом — является ключевой основой для его составления.
3. Шаблонное сопроводительное письмо. «Здравствуйте, мне заинтересовала ваша вакансия. Пожалуйста, рассмотрите мое резюме. Буду рад приглашению на встречу…», — такое сопроводительное письмо не заинтересует работодателя и не выделит соискателя из сотни других. А ведь сопроводительное письмо иначе называется мотивационным — то есть должно сообщать о том, почему именно вы подходите на должность и почему именно в эту компанию решили откликнуться. Говоря о своем соответствии вакансии, апеллируйте к примерам из вашего опыта.
4. Неадекватная оценка себя как специалиста (уровень квалификации) или как личности (качества и способности) в сопоставлении с требованиями рынка труда (к позиции, уровню зарплат). Так, при исполнительских качествах соискатель может иметь управленческие амбиции, а при определенном наборе компетенций (профессиональных и личностных) запрашивает значительно более высокий доход, обосновывая это амбициями, привычкой или обязательствами перед банком или семьей.
5. Отсутствие какой-либо стратегии и тактики поиска работы. Как правило, среднестатистический соискатель предпринимает следующее: начинает поиск сразу с составления резюме, размещает его на двух-трех работных сайтах, рассылает некоторым людям в надежде на трудоустройство «по знакомству» и …. ждет. Может быть, время от времени он заглядывает в почтовый ящик в поисках приглашения и периодически просматривает новые поступления вакансий на сайтах, откликаясь на них по шаблону.
В течение первых двух-трех недель ответы и приглашения действительно поступают, а потом все затихает. Активность следует проявлять постоянно, не боясь отправлять свое CV в интересующие компании, даже если там нет открытых вакансий. Под каждую вакансию пишите индивидуальное сопроводительное письмо. Если в течение недели вы не получили ответа, не бойтесь позвонить в компанию и узнать, дошло ли резюме и когда ждать обратной связи.
6. Спонтанное и неделовое поведение на собеседованиях «Странно, встреча со мной длилась не более 15 минут, неужели руководитель все понял за это время и вопросов почти не задавал… А после — отказ. С чем это может быть связано?».
При выяснении обстоятельств собеседования картина проясняется. «Здравствуйте, я как раз хотел уточнить, чем занимается ваша компания? — с задором кричит соискатель, проявляя свою активность, но никак не демонстрируя свою подготовку к встрече.
Крупные серьги, любимый вязаный свитер, шапка зимой и рюкзак на плечах — это то, что приходится видеть на собеседованиях работодателям. В качестве аргумента тому, что последние полгода соискатель занимался своим здоровьем, он достает рентгеновские снимки! Путаный и невнятный рассказ о своем опыте работы, отсутствие конкретных достижений, взгляд в сторону — все это оставляет яркое впечатление о соискателе, но вряд ли то, которое он сам хотел бы о себе оставить. И, наконец, отсутствие глубоких, профессиональных вопросов о вакансии и предстоящей работе окончательно закрывают дверь в компанию для данного соискателя.
Тщательная подготовка к каждой встрече — поиск информации о компании и вакансии, структурированная самопрезентация, внешний имидж и психологический настрой — важнейшие шаги при поиске работы.
Нужно помнить, что успешный и быстрый поиск работы — это технология. Результата несложно добиться, соблюдая простые правила:
- Корректно оценить себя как специалиста.
- Четко сформулировать цель поиска работы.
- Сформировать подробное грамотное портфолио: резюме, сопроводительное письмо, рекомендации, примеры работ (если профессия это предполагает).
- Выработать стратегию поиска работы, основанную на анализе собственного опыта, способностей и интересов.
- Совершать активные и ежедневные действия по поиску работы.
- Тщательно готовиться к собеседованиям на разных уровнях.
http://psyfactor.org/
|