Состояние рынка железнодорожных перевозок РФ в мае 2013 года Грузовые
перевозки на сети РЖД В мае 2013г. продолжилось сокращение
объемов железнодорожных грузовых перевозок (на 3,4%, -3,7 млн т) и
грузооборота (на 1,2%) по сравнению с маем 2012г. Как говорится в
бюллетене компании Brunswick Rail, к уже привычным драйверам падения
(нефтепродуктам и зерну) добавилась категория строительных грузов. Перевозки
нефтяных грузов снизились на 2,4% (-0,5 млн т) относительно
показателей мая 2012г. Несмотря на рост объема внутренних перевозок на
1,7%, экспортный поток сократился на 6,4%. Причина такого ослабления - в
резком снижении транспортировки сырой нефти в Китай (на 0,7 млн т). При
этом как внутренние, так и экспортные объемы перевозок газа возросли на
четверть по сравнению с маем 2012г. (до 1,6 млн т по каждому
направлению). От месяца к месяцу перевозки зерна вновь показывают
двукратное падение к показателям прошлого года: в мае грузопоток зерна
снизился на 0,7 млн т по сравнению с объемом мая 2012г. Внутренние
перевозки сократились на 0,3 млн т, экспортные - на 0,4 млн т. Ослабление
потока строительных материалов на 2% (-0,3 млн т) связано со снижением
внутренних перевозок данного типа груза. Основными драйверами падения в
этом сегменте стали щебень и цемент. Так, внутренние перевозки цемента
сократились на 6% (-0,2 млн т) при стабильных объемах на экспорт. Такой
же вектор движения показали и перевозки щебня. Это связано с окончанием
завоза строительных грузов на Олимпийскую стройку и со снижением темпов
строительства в стране в целом. Вслед за сокращением объемов
строительства произошло падение перевозок таких типов грузов как цветная
и железная руды, лес. Перевозки железной руды снизились незначительно
(-0,1 млн т) при небольшом ослаблении как внутренних, так и экспортных
потоков. Падающие цены на алюминий и другие цветные металлы вызвали
уменьшение объемов внутренних перевозок цветной руды на 10% (-0,2 млн
т). Перевозки лесных грузов сократились на 20% (-0,2 млн т). При этом
экспорт леса возрос 7%. Транспортировка кокса в мае упала на
четверть (-0,3 млн т), сокращение коснулось, прежде всего, внутренних
перевозок. Несмотря на общий тренд ослабления грузопотоков в мае
2013г., объемы перевозок угля выросли на 2% (+0,5 млн т) относительно
показателей мая 2012г. Причина - трехкратное повышение экспорта в Китай и
увеличение на четверть объемов поставки в Великобританию. Производство
подвижного состава на "пространстве 1520" В
мае 2013г. мы видим постепенное восстановление производства вагонов:
7 874 единицы подвижного состава против 7 648 в апреле текущего года.
Однако говорить о скором "выздоровлении"
отрасли рано, т.к. выпуск грузового парка по-прежнему отстает от
объемов мая 2012г. на четверть. В мае цена на практически все виды
подвижного состава снизилась в среднем на $1 000 по сравнению с апрелем
2013г. Производство полувагонов в СНГ выросло до 3 338 единиц. Но
по-прежнему отчетливо заметен тренд сокращения цен (диапазон которых
$51 600 - $60 000). Выпуск нефтебензиновых цистерн находился на
уровне мая прошлого года (1 360 единиц в мае 2013г.), однако он упал на
треть (на 600 единиц) по сравнению с апрелем 2013г. Разброс цен - в
коридоре от $60 000 до $62 000. Производство крытых вагонов составило
720 единиц (+47% к маю 2012г.). Цены на данный вид подвижного состава -
на уровне $70 000 - $75 000 (-13% к маю 2012г.). В мае текущего года
было построено 690 хопперов-цементовозов, что почти в 3 раза больше
объемов мая 2012г. Средняя цена на данный вагон упала до $58 000 - $63
000 (-21% к маю 2012г.). Выпуск хопперов-зерновозов с конца прошлого
года остаётся на крайне высоком для данного вида подвижного состава
уровне. В мае 2013г. было произведено 620 единиц против партии в 50
единиц мая 2012г. В мае текущего года зерновоз можно было купить в
диапазоне $61 300 - $73 000. Производство фитинговых платформ
находилось на уровне мая 2012г.: 400 единиц. Вместе с тем стоит отметить
пятикратное увеличения выпуска данного типа подвижного состава по
сравнению с результатами апреля текущего года. Средняя цена на
фитинговые платформы снизилась на 11% (к маю 2012г.), ее можно было
купить в диапазоне $55 700 - $66 000. Производство газовых цистерн
составило 250 единиц (-23% к маю 2012г.). Цена на них была на уровне
$80 000 - $85 000. Российский рынок оперативного лизинга
подвижного состава В мае текущего года ставки на
специализированный подвижной состав плавно снижались (к показателям
апреля 2013г.), при этом ставка на полувагон выросла. Относительно
мая 2012г. суточные ставки на универсальные платформы и крытые вагоны
упали до $31 и $34, соответственно. Однако ставки на крытые вагоны
повышенной кубатуры по-прежнему - на уровне $50. Ставка на хопперы -
минераловозы снизилась до $32, на цистерны - до $34-$39 (на фоне
сокращения перевозок нефтепродуктов). Ставка на новые газовые цистерны
незначительно опустилась, до $50. Ставка на полувагоны несколько
выросла и составила около $21 в день. Состояние текущего
российского парка грузовых вагонов В мае 2013г. профицитный
парк увеличился на 20 тыс. вагонов (относительно апреля) и составил 70
тыс. единиц, при том, что коэффициент порожнего пробега был близок к
максимальному уровню января 2013г. Средняя скорость(1) вагонов
продолжила снижаться. Незадействованный парк вагонов возобновил рост в
мае и превысил 200 тысяч вагонов, профицит достиг 70 тыс. единиц.
Произошло это в основном благодаря специализированному подвижному
составу. Коэффициент порожнего пробега в среднем по парку продолжил
расти и составил 77%. Такой высокий уровень во многом был обеспечен
показателями по полувагонам (по которым коэффициент порожнего пробега
вырос с 67% до 72%). Данное увеличение связано с одновременным
сокращением внутренних перевозок и ростом экспортных. Именно это
движение привело к росту порожнего пробега вагонов от портов и границ до
станций погрузки, в частности, по Дальневосточной железной дороге. В
мае 2013г. скорость движения на сети, по нашей оценке, выросла по
сравнению с маем 2012г. на 50 км/сут. и составила около 400 км/сут. Рост
связан в первую очередь с тем, что рассчетный показатель скорости
очищен от парка, не участвовавшего в движении, а этот парк вырос в мае
2013г.
http://www.trans-port.com.ua/
|