История компании Itella - довольно давняя: своими корнями она уходит еще
в 1638 год, когда в Финляндии была учреждена почтовая служба, и именно
она стала основой для группы компаний Itella (Itella Group). Сейчас
Itella Corporation - это международная сервисная компания, принадлежащая
финскому правительству. Кроме Финляндии, компания также представлена
еще в 7 европейских странах: России, Швеции, Норвегии, Дании, Литве,
Латвии и Эстонии. Количество сотрудников насчитывает 27500, из них 3000
работают в России. Выручка компании в 2013 году составила 1.976.8 млн.
евро. В число оказываемых услуг Itella входят почтовые отправления,
логистические услуги, услуги для компаний интернет-торговли и решения по
автоматизации документооборота.
В России Itella Logistics заявила о себе как о лидере в 2008 году, когда
она приобрела Национальную Логистическую Компанию (НЛК). Сейчас
крупнейшие клиенты компании - это
Procter&Gamble, Colgate
Palmolive, Kimberly-Clark, Wrigley, Marks&Spencer, Swatch Group,
Zimmer, Sanofi Aventis, Kraft Foods, Roche, Diageo, Canon, Coca Cola,
GM, IKEA, Pfizer, Stockmann, Scania, Sony и Philips.
"Ваш приоритетный партнёр на рынке логистических решений, а также
услуг для компаний интернет-торговли"
На мероприятии, которое было посвящено главным образом результатам
работы компании за 2013 год, стратегии до 2020 года, анализу состояния и
трендам логистического рынка, перед журналистами выступили генеральный
директор Itella в России Николай Воинов и директор по развитию Itella в
России Елена Печникова.
"Наше основное направление - это логистические решения для клиентов по
всей цепочке поставок, - рассказывает директор по развитию
Елена
Печникова. - Как составляющие - это складская логистика и услуги для
интернет-торговли. Идеальный вариант для нас в нашей работе - это
добиться того, чтобы клиент приобрел как можно больше товара. Мы
получаем заказ в точке его изготовления, помогаем при пересечении им
границы, доставляем товар в распределительный центр на российской
территории, осуществляем предпродажную подготовку, распределяем по
дистрибьютерам, сетям или регионам, оформляем все необходимые по закону
документы. Эту схему мы применяем в нашем В2В-бизнесе, а в случае, если
будем работать в В2С (доставка для физического лица - ред.) - то
доставлять товар мы будем уже непосредственно самим клиентам, которые
сделали заказы в интернет-магазине".
"На российский логистический рынок компания «Ителла» пришла в 2007
году", - рассказывает
Николай Воинов. - В 2008 году Itella
приобрела лидера российского рынка логистики «Национальную логистическую
компанию», и с тех пор компания работает под
названием «Ителла». Корни нашей компании уходят в глубокую историю,
когда первые доставки осуществлялись, можно сказать, на оленях. Сейчас в
Финляндии около 70% всего почтового рынка принадлежит именно Itella -
т. е. ею доставляется практически каждая третья посылка. Поэтому в
почтовых доставках у себя на родине Itella уже очень долгое время
является монополистом".
Лозунг компании Itella звучит как
"Логистика - это просто", за
которым, однако, стоит достаточно непростое обеспечение полноценного
сервиса логистических услуг для клиентов. "Если люди захотят
определенный сервис, мы этот сервис научимся им предоставлять", - уверен
Николай Воинов.
По словам руководства Itella, "к 2020 году компания планирует удвоить
выручку и стать одним из ведущих игроков на рынке логистических услуг
для компаний интернет-торговли".
Мегатренды
компании - это:
- Россия - растущий и перспективный рынок логистических услуг;
- снижение объёмов почтовых отправлений;
- период низких темпов экономического роста в Европе;
- стремительное развитие электронной торговли.
Своими
стратегическими задачами компания называет следующие:
- цель стать лидером логистичекого рынка в Финляндии и России, показывая
прибыльный рост;
- предлагать решения, имеющие высокую ценность для бизнеса клиентов;
- стать важным игроком на рынке логистических услуг для компаний
электронной торговли;
- быть ответственным работодателем для своих сотрудников.
Выручка компании Itella Logistics
в России в 2013 году выросла на
10% и составила:
- по контрактной логистике (CL) + 6,2%
- по автоперевозкам (Road) + 12,4%
- по авиа, ж/д и морским перевозкам (A&S) + 46,9%.
Книжки МДП - уже не такая большая проблема
"Когда начались изменения, связанные с книжками МДП, особых проблем с
финансами, сроками или качеством доставки у нас не происходило. В
настоящее время в отношении книжек правительством принято альтернативное
решение, которое уже начало работать. Президент принял решение об их
возвращении. Без книжек, в общем-то, тоже можно было бы обойтись, хотя
разговоров вокруг этой отмены было очень много", - высказал свое мнение
Николай Воинов.
"Со стороны отмены книжек по международным перевозкам никаких проблем мы
не ожидаем, тем более, что некий их аналог уже планируется ввести
правительством, - добавляет Елена Печникова. - Тот факт, что мы на сто
процентов "белые", надежные и прозрачные, является в какой-то степени
минусом, поскольку в этом случае у нас многое происходит медленно и
дорого, а в какой-то - и большим плюсом, потому что мы все производим по
некой созданной нами идеальной схеме. Но именно поэтому мы гораздо
меньше сталкиваемся с такими проблемами, как, например, задержки на
пограничных пунктах пропуска, что свойственно для менее крупных игроков
рынка".
Кризис - это проблема, но проблемы надо решать
"Все мы пережили 1998, 1999 и 2008 года, - говорит Воинов. - И история
показала, что когда начинается время кризиса, оно оказывается наиболее
тяжелым именно для маленьких и средних компаний с ограниченными
ресурсами, которые сразу начинают испытывать проблемы в разных
направлениях своей деятельности. А для больших компаний, наоборот,
появляются дополнительные возможности - и из этого можно сделать вывод,
что из волны кризиса крупные рыбы выплывают еще более крупными. Вообще,
если на кризисную ситуацию смотреть открыто и без боязни происходящего,
то можно увидеть, что она может принести даже больше возможностей, чем
самих проблем. В итоге, через два - три года из кризиса можно
"вынырнуть" с еще большей выгодой, чем до него. Компания Itella извлекла
из этого соответствующую пользу, поскольку у нее на тот момент было
также достаточно сильное финское финансирование".
Корреспондент
Logistic.ru спросил представителей компании о том,
смогла ли компания вынести из кризиса для себя определенный опыт. "Раз
мы смогли выжить и живы до сих пор, значит, все же вынесли, - не без
улыбки ответил Николай Воинов. - Есть такое понятие - валютный
коридор. Наш бизнес основан на договорах аренды, которые у нас в
стране любят подписывать в твердой валюте, а работаем мы в рублевом
поле. По этой причине мы очень часто оказываемся в ситуации "ножниц",
когда арендодателю по определенному курсу мы должны перечислять доллар, а
с клиентами - расплачиваться в рублях. И эта разница может дать
довольно неприятный результат, после которого нам приходится
отчитываться. Поэтому мы стараемся помнить о необходимости согласования
этого самого валютного коридора, когда появляется необходимость сообщить
клиенту об изменении каких-либо его составляющих".
"К тому, что мы вынесли из трудных ситуаций в условиях падающего рынка,
можно отнести также возможность наращивания в определенном сегменте
своей
доли, - добавляет Печникова. - Но, когда вы "подбираете" клиента,
лихорадочно убегающего от разоряющейся компании-конкурента, может быстро
начать меняться ситуация на складах, после чего недостаточно хорошо
выстраиваются интерфейс и бизнес-процессы. Качество сервиса падает, и
потом его приходится долго приводить к нужному балансу".
"Еще один момент -
ценовой, - продолжает Печникова. - Известно,
что когда рынок "падает", клиенты хотят скидок на товары, что в данном
случае является вполне объяснимым явлением. Как говорится, хочешь
нарастить свою долю - дай скидку. И здесь необходимо оговаривать с
клиентами период, на который дается скидка. Это нужно для того, чтобы
потом не пришлось убеждать клиента в том, что вам необходимо еще на
определенное время повысить тарифы, с чем он не захочет соглашаться
из-за своей экономической неготовности. "Дельта" повышения тарифов при
этом может составлять до 30%, и подобное разовое повышение ваши клиенты
вряд ли одобрят. К примеру, когда после 2008 года рынок начинал оживать,
многие логистические компании сделали пошли именно на этот шаг. В
итоге, на рубеже 2011-2012 годов многие клиенты начали переходить от
одних операторов к другим после того, как, подсчитав свои убытки, к
которым привело желание подобрать "убегающих" клиентов, операторы были
вынуждены прибегать к серьезным повышениям ставок".
На тему об очередном финансовом кризисе Елена Печникова сказала так: "Мы
разумные люди, которые в крупном бизнесе уже не первый год. Конечно,
застраховаться от всего просто невозможно. А те переговоры, которые наш
генеральный директор ведет с головным офисом, содержат в себе обсуждения
различых сценариев развития кризисного "сюжета". У нас есть
определенные обязательства перед клиентами, которые мы должны и
стремимся выполнять при любых обстоятельствах. А наши клиенты - это в
основном надежные в финансовом плане компании, которые так же, как и
мы, обсуждают различные сценарии и ситуации, которые могут возникнуть в
кризис, в том числе, и самые сложные, связанные, например, с ситуацией
на Украине. Но на такого рода вещи мы, к сожалению, повлиять уже никак
не можем. И в этом случае нам, нашим клиентам и другим компаниям
придется уже думать не о том, как исправить ситуацию, а о том, как
выжить в сложившихся условиях".
"Мы надежны в финансовом плане, - продолжает Печникова. - Наши
контрактные обязательства выполняются, в том числе, и по условиям оплат,
что позволяет нам держаться на надлежащем уровне продолжительное время.
Во время кризиса 1998 года многие компании начали уходить с рынка,
после чего вернуться на него им было очень сложно. И поэтому в кризисный
2008 год таких "уходов" уже никто не совершал. При этом уменьшалась
доля товарных запасов премиум-продуктов, а доля более дешевых продуктов
увеличивалась. Клиенты, которые пользуются нашими услугами, скорее
всего, так же, как и мы, уже подготовили свои "кризисные" сценарии.
Поэтому мы думаем, что справиться с этим - в наших силах".
По словам Елены Печниковой, после кризиса 2008 года компания приняла
решение о том, что основной потенциал для развития будет находиться в
России и в Финляндии: "Безусловно, остальные рынки нельзя назвать
неперспективными, но темпы их роста пока недостаточно интересны для
того, чтобы вкладывать туда финансовые инвестиции". Связано это, по ее
мнению, прежде всего с устойчивой тенденцией снижения почтовых
отправлений и невысокими темпами экономического роста в Европе. "Нельзя
сказать, что в России темпы экономического роста очень высоки, но по
сравнению с другими странами оперирования они значительно интереснее", -
добавила директор по развитию Itella.
Немного об Украине
На недавно проведенном в Киеве совещании новоназначенный Министр
инфраструктуры Украины Максим Бурбак заявил, что сейчас как и вся
страна, так и транспортные компании переживают не лучшие времена. По его
словам, новому Правительству Украины достался в "наследство" кризис в
финансах, падение производства, коррупция, отток инвестиций, недоверие
людей ко всем институтам власти, а транспортная отрасль также не стала
исключением. Как заявил Максим Бурбак, преодолеть трудности и вывести
такую важную сферу экономики государства из кризиса можно только
совместными усилиями, а правительству нужно опираться на возрождение
малого и среднего бизнеса, потому именно оно является основой
процветающего государства.
"Ситуация на Украине может повлиять на общую экономическую ситуацию, -
считает Печникова. - По правилам домино, это, конечно, может затронуть и
нас. Однако своих отделений на Украине у нас нет, а потому нет и
зависимости от вероятности срочной эвакуации расположенного там филиала.
Но если вдруг на Украине все же произойдут (не дай Бог) какие-либо
резкие политические изменения в худшую сторону, то мы тоже пострадаем от
этого. В то же время, есть вероятность, что те наши клиенты, чей
товарный запас хранится на Украине, начнут перемещать его на российскую
территорию и там же хранить. А это, в свою очередь, приведет к
увеличению объема бизнеса в России".
По мнению Елены Печниковой, в сложившейся ситуации компаниям необходимо
быть готовыми к двум возможным вариантам развития ситуации: как к
сокращению присутствия определенных долей рынка на Украине и увеличению
этих долей в России, так и к уходу их в европейские страны, например, в
Прибалтику. В этом случае, считает она, наш рынок обретет дополнительный
источник снабжения.
Условие успеха компании - быть "в фокусе"
"В том положении, в котором мы все находимся сейчас, довольно сложно
давать какие-либо советы, - говорит Елена Печникова. - Тем не менее, мы
можем с уверенностью пожелать нашим коллегам придерживаться в своей
работе честности, в том числе, честности перед клиентами, стараться быть
законопослушными и соблюдать в своей работе законодательство той
страны, в которой осуществляется бизнес".
"Любая логистическая компания должна сделать для себя выбор того
направления, в котором будет следовать, - считает Печникова. - Ведь
объять необъятное нельзя. Каждому игроку рынка необходимо для себя точно
определить, где находится наибольшая для него перспектива, после чего
начать фокусировать свои услуги именно на выбранной точке. Что касается
нас - мы определяем ключевые области, делаем в них максимальные
инвестиции, подбираем соответствующую клиентскую базу для данного
сегмента рынка и стараемся не распыляться на другие направления, чтобы
не потерять выбранный нами фокус. Еще наш один совет российским
компаниям состоит в том, что не стоит пытаться вести одновременно
слишком большое количество проектов. Их количество должно быть
ограниченным, а дополнять его другими проектами следует только по мере
реализации предыдущих. В противном случае компания рискует потерять свой
основной фокус, а имеющихся ресурсов может просто не хватить для
реализации всего подряд. Проще говоря, пусть лучше будет меньше, но
качественно, чем много, но недоработано".
http://www.logistic.ru/
|