|
Главная » 2011 » Июль » 4 » Разговор на прощанье
18:35 Разговор на прощанье |
Устраиваясь на работу, мы обязательно проходим собеседование. А нужно ли проводить интервью с сотрудником, который собирается покинуть компанию? В последнее время все больше руководителей и HR-менеджеров отвечают на этот вопрос утвердительно.«Правильное» увольнениеПонятие «выходное интервью» (exit interview) изначально пришло из западных компаний. Это собеседование, сопровождающее увольнение работника. Предотвратить конфликты, часто связанные с увольнением, дать возможность работодателю и сотруднику расстаться мирно, без взаимных обид и недомолвок — вот главная, но далеко не единственная цель выходного интервью. Когда все выплаты сделаны и трудовая книжка получена, работник подчас говорит то, чего никогда не сказал бы, оставаясь в штате. Эти «откровения» бывают весьма полезны: они позволяют выявить «болевые точки», проблемы компании, определить пути дальнейшего развития. «В процессе выходного интервью работодатель может открыто побеседовать с сотрудником и узнать об истинных причинах его увольнения», — замечает Ирина Ломтева, заместитель директора по персоналу компании «Профайн РУС». «В ряде случаев сведения, полученные во время такого разговора, облегчают подбор нового сотрудника на освобождающуюся должность, — подтверждает Виктория Самко, специалист отдела организации и планирования персонала дирекции по персоналу компании «ЕвразХолдинг». — Или, например, может выясниться, что увольняющийся специалист не был достаточно загружен, и можно сократить штатную единицу, перераспределив обязанности между другими работниками подразделения».Бывает, что перед интервьюером ставится задача переубедить перспективного работника и удержать его в компании, иногда же он сообщает сотруднику об увольнении по инициативе руководителя или по сокращению штата и договаривается о компенсациях. И, наконец, порой правильно проведенное выходное интервью позволяет не допустить проникновения на рынок негативной информации о компании и сохранить ее репутацию в глазах потенциальных кандидатов и клиентов.Доброе имя важнее всегоКаждый увольняющийся сотрудник «уносит с собой» мнение о бывшем работодателе, и в интересах компании позаботиться о том, чтобы оно было положительным. Выйдя на открытый рынок труда, специалист будет общаться с рекрутерами, менеджерами по персоналу других компаний, и его словам о бывшем работодателе обычно верят больше, чем официальной информации. Причем надо учитывать, что плохие вести распространяются во много раз быстрее хороших. «Вероятнее всего уволившийся сотрудник будет искать работу в той же сфере, — поясняет Ирина Ломтева. — Рынок не так широк, как кажется, важно, чтобы экс-сотрудник был горд не тем, что уходит из компании, а тем, что он в ней трудился». Рекрутеры из кадровых агентств подтвердят, что соискатели нередко заявляют: «В эту компанию я не пойду, я знаю тех, кто там работал — они ее не рекомендуют». И наоборот, люди с радостью идут на собеседование в фирму, о которой слышали много хорошего. Выходное интервью может служить одним из инструментов внутреннего и внешнего пиара компании. В ряде случаев оно снимает негативный настрой увольняющихся сотрудников. Это особенно важно, когда расставание происходит по инициативе работодателя. «В таких ситуациях необходимо отнестись к работнику со всем уважением, полно и четко сформулировать причины, по которым дальнейшее сотрудничество не принесет обеим сторонам положительного результата. Не стоит бояться показать человеку, что это решение компании было принять нелегко», — утверждает Ирина Ломтева.Последний шансНередко во время прощального разговора работник изменяет свое решение и все-таки остается в компании. «Часто человек не решается обратиться к руководству, чтобы обсудить свои перспективы, попросить повышения или увеличения заработной платы — проще уволиться и искать новое место, где его желания будут удовлетворены, — поясняет Ирина Ломтева. — Но это не всегда единственно верное решение проблемы. Бывают случаи, когда работодатель планирует развитие сотрудника, но из-за недостаточного общения и скоропалительных решений эти планы так и не воплощаются в жизнь».По мнению Виктории Самко, если выясняется, что причины увольнения решаемы и не глобальны, если отсутствует негатив — есть вероятность, что сотрудник продолжит работать в организации. К сожалению, нередко работодатель даже не догадывается, что сотрудник заинтересован в карьерном росте, расширении полномочий и возможности решения новых, более сложных задач. А сотрудники, в свою очередь, могут не знать, как руководство оценивает их работу и есть ли у них шансы на продвижение. Результатом отсутствия обратной связи может стать заявление об уходе, поданное весьма успешным работником. «Полезно регулярно беседовать с сотрудниками о возможных перспективах, положительных результатах в их работе и о недостатках, на которые следует обратить особое внимание, — говорит Ирина Ломтева. — Выходное интервью — последний шанс удержать уходящего сотрудника, а подобные беседы могут решить проблему гораздо раньше».Продолжаем разговорКто же принимает участие в exit interview со стороны компании? В каждой организации это решается по-своему. По мнению Виктории Самко, необходимо, чтобы такую беседу проводил специалист службы персонала. А в компании «профайн РУС» на интервью также присутствует непосредственный руководитель сотрудника.Хорошо, если беседа проходит в нейтральной обстановке, например, в отделе персонала или в комнате для переговоров. Важно, чтобы интервьюер был настроен доброжелательно, внимательно слушал собеседника — иначе сотрудник не «раскроется». Если интервью проводит менеджер по персоналу, он обязательно должен согласовать с руководством условия ухода или удержания работника, чтобы не обещать того, что потом не будет выполнено.Вопросы лучше задавать открытые, предполагающие развернутый ответ. Например, о карьерных планах, о том, собирается ли сотрудник искать работу или у него уже есть реальное предложение. Таким образом, можно будет сделать выводы, чего ему не хватало в компании. «Стандартного списка вопросов к покидающим компанию сотрудникам у нас нет, все зависит от занимаемой позиции и от причины увольнения, — поясняет Ирина Ломтева. — Чтобы снять негатив, часто присущий таким случаям, можно, к примеру, упомянуть о совместных удачных проектах и поблагодарить сотрудника за работу». В результате нередко у человека действительно меняется отношение к ситуации.Стоит ли хлопать дверью?Увольняясь из компании, не забывайте: вполне возможно, что в будущем ваши пути пересекутся вновь. Например, вам могут понадобиться рекомендации, или через несколько лет, набравшись опыта, вы захотите вернуться к бывшему работодателю уже совершенно в ином качестве и на других условиях. Поэтому не сжигайте мосты, даже если в кармане уже есть заманчивое предложение о работе! Специалисты по персоналу рекомендуют идти на заключительное собеседование с добрыми намерениями, быть открытым и готовым к диалогу. «Если сотрудник принял решение об увольнении — не стоит напоследок портить отношения с компанией, — говорит Ирина Ломтева. — Настрой должен быть позитивным. Когда HR-менеджер спрашивает об истинных причинах увольнения, назовите их — вреда вам это не принесет, а для компании информация может оказаться весьма полезной». Итак, выходное интервью выгодно и компании, и уходящему работнику: работодателю оно позволяет выявить скрытые негативные процессы и вовремя принять меры, сотруднику — смягчить стресс увольнения и начать работу на новом месте с хорошим настроением.Источник: www.businessman.in.ua
|
Категория: О работе |
Просмотров: 437 |
Добавил: Greencar
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|