Известно, что невыносимый шеф опасен для здоровья, однако и от
подчиненных проблем не меньше. Сотрудники подставляют друг друга и
руководителя, сплетничают, приносят родной компании огромные убытки, и
все это - особенно не напрягаясь, между делом попивая кофеек.
Какие качества сотрудников руководители считают самыми плохими? Почему
безответственность хуже лени? Насколько эффективна угроза увольнения для
приведения сотрудника "в чувство"? Ответы на эти и другие вопросы
искала интернет-газета "СЕЙЧАС".
Чем плох сотрудник?Описывая плохого сотрудника,
руководители редко бывают оригинальны. По общему мнению, основными
нежелательными чертами подчиненного являются:
- безынициативность;
- медлительность;
- неаккуратность;
- отсутствие идей;
- ограниченность;
- авторитарность;
- неумение предвидеть проблемы;
- желание спорить по любому вопросу;
- глупость;
- лень.
Что касается последнего пункта, то, по мнению психолога Марины Деркач,
проблема ленивого сотрудника чаще всего упирается в проблему ленивого
непрофессионального руководителя, который не желает работать сам и
совершенно не задумывается о мотивации подчиненных. "В компаниях с
развитым менеджментом ленивых сотрудников нет. Я убеждена, что
подавляющее большинство рядовых работников - вполне адекватные и
нормальные люди, желающие работать и зарабатывать", - отметила психолог.
Лейся, сплетня!Там, где люди не слишком
загружены работой, зарождаются другие враги рабочего процесса - сплетни.
Исследованием сплетен профессионально занимаются десятки ученых во всем
мире, и, по наблюдениям экспертов, самая популярная тема сплетен на
работе - жалобы на лень коллег. Кроме того, разумеется, сплетничают о
руководителях, которые "ничего не делают" и "не в состоянии нормально
организовать работу".
Представитель учредителя VISOTSKY consulting Наталия Герасимова дает
совет по поводу того, как можно защищаться от сплетен. "Самое главное -
это быть успешным, заслуживающим уважения сотрудником и руководителем.
Нужно заполнить "вакуум" вокруг себя, ведь если люди чего-то не знают,
они обязательно это додумают. Следовало бы самому знать технологию этики
и иметь в компании специалиста, регулирующего этическое поведение
сотрудников, которые вместо работы занимаются распространением сплетен",
- отметила Герасимова.
Кроме того, по ее словам, нелишним будет обучить HR-сотрудников
определению эмоциональных тонов соискателей, чтобы заранее знать, чего
от них ожидать. Есть конкретный эмоциональный тон, в котором люди
буквально живут сплетнями, и такого сотрудника у себя в коллективе лучше
не иметь вообще, говорит эксперт.
Сплетни внутри коллектива наносят компании ощутимый вред, соглашаются
большинство специалистов. По мнению Герасимовой, сплетня порождает хаос,
а это не способствует улучшению ситуации в компании. В то же время,
например, американские специалисты полагают, что обсуждение жизни других
людей является признаком здорового демократического общества. По их
мнению, в какой-то мере сплетни даже полезны для здоровья, так как
позволяют человеку не только получить определенную информацию, но и
избавиться от отрицательных эмоций.
Интернет-бездельники и другиеНе так страшен
ленивый сплетник, как активный пользователь Интернета, утверждают
знающие люди. Согласно многочисленным опросам, проведенным в Сети, до
50% офисных работников проводят часть своего рабочего времени в
Интернете. Рядовые сотрудники без зазрения совести используют рабочее
время для покупок в интернет-магазинах, просмотра порносайтов и даже
(какая наглость!) для поиска новой работы.
Сами офисные менеджеры признаются, что в Сети они проводят до двух часов
рабочего времени в день. Таким образом, нехорошие сотрудники умудряются
обокрасть родного работодателя минимум дважды: присваивая рабочий
трафик для личного пользования и получая оплату за "работу", которую они
не делали, находясь в это время в Интернете, констатирует rocit.ru
По мнению Веры Стоцкой, специалиста по подбору персонала одной из
столичных компаний, хуже лени и глупости может быть только
безответственность. "Лень, медлительность, нерешительность,
бестолковость - все это, безусловно, не самые лучшие черты. Но, дело в
том, что когда человека принимают на работу, его так или иначе
оценивают, и то, что человек медлительный или, скажем, тугодум, видно на
начальном этапе.
Совсем другое дело, если кандидат сумел пустить пыль в глаза и, стуча
себе кулаками в грудь, утверждал, что без проблем справится с любыми
обязанностями. Однако на деле оказывается, что он что-то забыл, что-то
недописал, что-то сложил в другую папочку... На мой взгляд, вот такие
безответственные и безалаберные сотрудники - это худшее, что может
ожидать работодателя", - отметила эксперт.
Шпионские страстиНо, оказывается, есть вещи и
похуже лени, безответственности и склонности к постоянному зависанию в
Интернете. Более трети профессионалов в сфере информационных технологий
злоупотребляют административными паролями, чтобы получить доступ к
конфиденциальной информации, сообщает ЛIГАБiзнесIнформ со ссылкой на
данные исследования компании по защите информации Cyber-Ark.
Опрошенные признаются, что частенько подсматривают в документы отдела
кадров, клиентские базы данных, планы компании по слиянию, списки на
увольнение, маркетинговую информацию. А на вопрос, какую информацию они
бы сохранили себе в случае увольнения, компьютерщики ответили, что
непременно взяли бы собственные данные и информацию о том, что имеет
критическое значение для поддержания конкурентных преимуществ и
корпоративной безопасности. По словам генерального директора Cyber-Ark
Уди Покади, в прошлом году таких энтузиастов было на порядок меньше.
Кроме того, исследование показало шестикратное увеличение количества
сотрудников, желающих "прикарманить" финансовые отчеты или планы по
слиянию и приобретению других компаний, и четырехкратное увеличение
числа тех, кто копирует пароли руководства компании и планы по
исследованию и разработке.
Уволить или оставить?Проще всего воздействовать
на нерадивого сотрудника угрозой увольнения.
Тем не менее, считают психологи, самый простой способ - не всегда самый
лучший.
"Такая мера воздействия хороша, если сотрудник психологически устойчив,
однако в последнее время, в том числе и в связи с кризисом, таковых в
отечественных компаниях остается все меньше", - говорит Деркач.
Гораздо более щадящие меры воздействия - конструктивная критика,
обсуждение проблем, разговоры по душам. Хотя и здесь есть свои правила.
Часто указания на ошибки воспринимаются сотрудниками крайне болезненно и
задевают их ранимые души "за живое". Чтобы критика не отбила у
подчиненного желания работать, следует:
- оперативно реагировать на недочеты в работе;
- не критиковать руководителя в присутствии подчиненных;
- четко и понятно излагать свои замечания;
- говоря о просчетах, упомянуть положительные моменты;
- дать подчиненному возможность высказаться;
- контролировать свои эмоции;
- оценивать не сотрудника, а его работу;
- не выносить промахи конкретного человека на всеобщее обозрение.
Специалисты соглашаются, что обойтись в работе без критики подчиненных
довольно сложно. Но хороший руководитель приложит максимум усилий для
того, чтобы его слова были правильно восприняты и служили не "карающим
мечом", а руководством к действию.
Наталья Мичковская
Интернет-газета "Сейчас"
|