ФАС считает, что вопрос должен решаться
простым приказом министра энергетики. "Это позволит более оперативно
реагировать на ситуацию, если возникает временный дефицит топлива или
оно резко дорожает”, — пояснил глава антимонопольной службы Игорь
Артемьев.
По его словам, ФАС выступила с предложением на
совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, инициатива возражений
не вызвала.
По данным источника издания в Минэнерго РФ, предложения ФАС по поводу топливных запасов официально пока не
поступали. Реализация инициативы лежит не столько в плоскости наделения
министерства особыми полномочиями, сколько в необходимости разрешения
целого комплекса вопросов. Они связаны с правами собственности, схемами
хранения нефтепродуктов, принципами ценообразования, критериями
раскрытия резерва. Только при наличии качественной нормативно-правовой
базы можно выходить на определение того, чьи это полномочия.
Эксперты сомневаются, что в 2013 году может возникнуть реальная
необходимость распечатывать резерв, разве что произойдет что-то
непредвиденное.
"Чем более оперативным будет управление этими запасами, тем лучше.
Особенно для регионов, где ситуацию на топливном рынке часто приходится
регулировать, что называется, в ручном режиме”, — считает начальник
аналитического отдела "Универ Капитал” Дмитрий Александров. "Даже при
среднегодовом росте потребления топлива на 2-3%, дефицита на рынке
возникнуть не должно. Помимо собственных нефтеперерабатывающих
мощностей, мы можем рассчитывать на некоторый объем поставок
нефтепродуктов из Белоруссии”, — считает аналитик "Инвесткафе” Юлия
Войтович.
Сейчас в госрезерве нефтепродуктов 1,5 млн тонн топлива.
Напомним, с 1 января 2013-го в России запрещен оборот топлива ниже
Евро-3. В 2012 году специалисты некоторых министерств и эксперты рынка
опасались дефицита топлива в стране в начале 2013-го в связи с тем, что
перерабатывающие мощности не смогут обеспечить внутренний спрос на
топливо соответствующего качества в полной мере, а также с тем, что
потребление топлива в России растет ежегодно примерно на 1 млн тонн.
Тем не менее, нефтекомпании обязаны обеспечить внутренний рынок
топлива (на основании подписанных с ФАС,
Ростехнадзором и Росстандартом в 2011 году соглашений) в полной мере,
вплоть до импортных поставок. В текущем году Россия рассчитывает
получить до 2,5 млн тонн нефтепродуктов из Беларуси и закрепить
обязательства обратных поставок топлива из республики в балансе нефти и
нефтепродуктов между Россией и Беларусью на 2013 год.
http://finance.ua/